В расписании Хабаровского аэропорта на 15 ноября плановое время вылета рейса №463 по маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Нелькан – 08:50. Из-за циклона над транзитным пунктом его задержали. В воздух L-410 с пятью пассажирами и двумя членами экипажа поднялся лишь в 09:32. Уже во время полета стало ясно, что над Николаевском-на-Амуре нелетная погода. Пассажиров, которым требовалось высадиться там, на борту не было, и пилоты приняли решение отправиться напрямую в Нелькан, где им обещали безоблачное небо. Но в 13:30, за несколько минут до назначенной посадки, самолет исчез с радаров.
Катастрофа произошла в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Нелькан – маленькое село, здесь живут 700 человек. Поезда сюда не ходят, по воде пути нет, автомобилем можно добраться только по зимнику, быть которому или нет, решают каждый год заново. Единственное регулярное сообщение с краевой столицей – по воздуху. Аэропорт в Нелькане – двухэтажное деревянное здание. Взлетно-посадочная полоса – грунтовая, зимой ее просто ровняют грейдером 1980 года выпуска. Ни ленты выдачи багажа, ни трапов здесь нет. Пассажиры выходят из самолета, забирают свои вещи, родственники встречают их тут же, на летном поле. В этот раз они тоже стояли и ждали посадки. Самолет показался в небе и через несколько минут врезался в землю в соседнем пролеске.
"Он не планировал даже, что интересно. Если бы планировал, удар меньше бы был", – рассказывает водитель местной администрации.
Самолет разбился в двух километрах от посадочной полосы. С первой секунды появления машины в небе до столкновения с землей за происходящим следил директор аэропорта Евгений Архинос. По его словам, L-410 накренился сначала на левый борт, затем на правый. Не медля ни секунды, он отправился на место крушения. В ту сторону как раз ведет колея, местные там охотятся. Архинос увидел искореженный фюзеляж самолета, почувствовал запах керосина, начал пробираться внутрь. О том, что делал дальше, говорит неохотно и обрывисто:
– Осознавал, что если утечка керосина и напряжение в сети самолета есть, то может всё загореться. Обнаружил аккумуляторы. Там отвертка нужна, но часть обшивки была разрушена, я ее оторвал и вытащил.
А потом он услышал плач. Пробрался по узкому проходу и увидел, что по правому борту самолета, на сдвоенных креслах у иллюминатора, сидит маленькая темноволосая девочка. И кричит из последних сил.
...К месту крушения отправились почти все жители села, имеющие транспорт. Трехлетнюю Жасмину отправили в местную больницу.
– Она поступила, конечно, в шоковом состоянии, немножко спутанное сознание у нее было, нобыстро пришла в себя. У девочки сотрясение мозга и перелом голеностопного сустава, – сообщила Наталья Кускова, педиатр участковой больницы.
Жасмина летела из Хабаровска от мамы к бабушке, с которой живет. Елена Леонтьева стояла вместе с остальными у вздетно-посаджлочной полосы и ждала внучку. Около часа она не знала, жива ли Жасмина. В больнице от ребенка не отходила ни на шаг. Жители села уверены: Жасмину спасла сопровождавшая ее в полете Ольга Лапоникова, сотрудник местной школы.
– Она своим телом закрыла Жасмину. Потому что иначе она поступить не могла. – говорит Тон Сун Пахомова, директор сельской школы.
16 ноября в Нелькан прибывали врачи центра медицины катастроф, спасатели МЧС и следователи. Из Хабаровска вертолетом они летели 6 часов. Садились уже глубокой ночью, посадочную площадку подсвечивали прожектором. Жасмину решили отправить на лечение в Хабаровск. Сейчас она восстанавливается в краевой клинической больнице.
16 ноября в Хабаровском крае объявили траур, по погибшим служили панихиды. На место катастрофы отправились руководитель краевого МЧС, губернатор Вячеслав Шпорт, психологи и родственники погибших. Был среди них и студент Виктор Лапоников, старший сын Ольги. Это ему на телефон 15 ноября пришло сообщение от мамы: "В Нелькане – солнце". Спустя час раздался звонок: сообщили, что ни мамы, ни бабушки, которая тоже была пассажиром рейса №463, больше нет.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
На месте крушения, куда прибыли руководители из Хабаровска и следователи, все оставалось нетронутым. Личные вещи погибших огородили красно-белой лентой. На сумках – ни царапины, вокруг разбросаны какие-то бумаги в пятнах крови, которая замерзла раньше, чем успела потемнеть. Топливо в баках самолета еще оставалось, его нехватка не могла стать причиной авиакатастрофы.
Возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Первые версии – ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета.
Разбившийся L-410 поступил в Хабаровский край вместе с еще тремя машинами этой модификации в январе 2016 года. Владелец – авиакомпания "Хабаровские авиалинии". Это двухмоторный ближнемагистральный лайнер чешского производства, предназначенный для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими, около 600–700 метров, взлетно-посадочными полосами, что, по сути, делает его самолетом-внедорожником. Черные язики самолета внешне казались неповрежденными – есть шансы, что по возвращении в Москву экспертам удастся их расшифровать.
В катастрофе погибли шесть человек: трое пассажиров из Нелькана, один – житель села Джигда и двое пилотов из Хабаровска. Ольге Лапониковой было 44 года. Это она, школьный психолог, сопровождала Жасмину к бабушке. Летела вместе со свекровью Анной Лапониковой. 23-летняя Светлана Пахомова работала в нельканском этнокультурном центре. Возвращалась домой из командировки. 35-летний Денис Амосов, тракторист, летел в Нелькан на заработки. Второй пилот Александр Зуев в авиакомпании "Хабаровские авиалинии" отработал три года. Командир экипажа, 42-летний Игорь Шумаков, считался опытным. Прекрасно знал L-410, летал на место его сборки в Чехию, обучал управлению этим типом самолета коллег.
Падение L-410 стало третьей авиакатастрофой в истории Хабаровского края с начала столетия. В 2009 году над Татарским проливом при заходе на посадку недалеко от аэродрома базирования Монгохто разбился противолодочный самолет ТУ-142 М3 Тихоокеанского флота. На его борту было 11 человек, все погибли. Причиной крушения назван человеческий фактор. В 2002 году при заходе на посадку в аэропорту села Аян, что отделен от Нелькана горным хребтом, потерпел крушение АН-28. Погибли все 16 человек, находившиеся на борту, в том числе двое детей. Официальная причина авиакатастрофы – "ошибка пилотирования".