В Омске идет судебный процесс, который называют самым абсурдным в истории местного судопроизводства. Рассматривается уголовное дело покойного федерального судьи Сергея Москаленко. Его обвиняют в получении крупной взятки от застройщика Виктора Берга, расстрелянного в октябре 2015 года. Теперь на судебных заседаниях дети покойных ищут справедливости.
14 января 2017 года в одном из городских парков Омска нашли тело судьи Куйбышевского районного суда Сергея Москаленко. Из заявлений пресс-секретаря Следственного комитета России следует, что 58-летний Сергей Москаленко "принес с собой в парк охотничий стул и бельевую веревку, гулял, а ближе к утру повесился". За неделю до самоубийства Следственный комитет России ходатайствовал о привлечении судьи к уголовной ответственности по обвинению в убийстве омского предпринимателя Виктора Берга.
Дело Виктора Берга
Пути застройщика Берга и законника Москаленко пересеклись еще в 2010 году. На тот момент директор компании "ОмСтрой-2001" Виктор Берг – в прошлом один из ключевых застройщиков Омска, обласканный властью предприниматель – обвинялся в мошенничестве. По версии следствия, с мая 2005 по декабрь 2008 года Берг присвоил денежные средства 442 дольщиков. Прокуратура просила для Берга 8 лет лишения свободы. Судьей по делу назначили Сергея Москаленко.
На первом этапе судебного процесса Москаленко отправил дело на пересмотр – потребовал уточнить статью обвинения. В суд оно вернулось в 2012 году. Статью о мошенничестве (ст.159 УК РФ) заменили на "Хищение имущества в особо крупном размере" (ст.160 УК РФ), а также добавили к обвинению еще несколько менее тяжких статей. Позже председатель областного суда Владимир Ярковой сказал в интервью, что дело можно было рассмотреть за полгода. Но Берга судили в общей сложности 5 лет.
Сын застройщика Денис Берг рассказывает, что затягивание процесса было на руку его отцу. К 2015 году из шести статей обвинения фактически осталась одна – у остальных истек срок давности.
– Судья всячески затягивал процесс, – рассказывает Денис Берг. – На каждое процессуальное действие отводился максимальный срок. Все для того, чтобы закрывать статьи по истечении срока давности. Оставалась одна статья о хищении имущества в особо крупном размере. Если посмотреть практику, по ней мало кто сидит. В основном дают "условку".
Расположение судьи, по версии следователей, Виктор Берг заслужил, выплатив ему взятку на общую сумму 8 млн рублей
Такое расположение судьи, по версии следователей, Виктор Берг заслужил, выплатив ему взятку на общую сумму 8 млн рублей. Взамен Сергей Москаленко обязался обеспечить подсудимому оправдательный приговор.
14 октября 2015 года, за неделю до вынесения приговора, Виктора Берга убили. Он был застрелен пятью выстрелами в собственной машине на окраине города. 30 октября 2015 года судья Куйбышевского райсуда Сергей Москаленко прекратил рассмотрение дела Берга в связи со смертью обвиняемого.
– Отрабатывалось множество различных версий, – рассказывает Денис Берг, – дольщики, деловые партнеры, какие-то старые неприятели. Следователь требовал от меня еще версий, еще зацепок. И я рассказал, что отец давал взятку Сергею Москаленко. За эту версию зацепились и при дальнейшей следственной работе именно она многократно подтвердилась.
Дело Сергея Москаленко
Через месяц после убийства Виктора Берга, 9 ноября 2015 года, в больницу был доставлен сам судья Москаленко с двумя ножевыми ранениями бедра. Первоначальная версия, по которой на судью напал неизвестный, в дальнейшем не подтвердилась. Официальная позиция Следственного комитета: Москаленко порезал себя сам.
Ровно год ушел у следователей на то, чтобы собрать доказательную базу и добиться от квалификационной комиссии судей Омской области (ККС) приостановления полномочий Сергея Москаленко. В декабре 2016 года ему предъявили обвинение в получении взятки (ст.290 УК РФ) в виде денег и материальной выгоды.
По рассказам родственников застройщика Виктора Берга, выступающих на суде в роли свидетелей обвинения, Сергей Москаленко забирал деньги лично. Какую-то часть суммы ему передавал сам Виктор Берг, другую – его партнер Анатолий Горобчанов. Их встречи происходили в безлюдных местах: рощах, гаражах. Москаленко требовал отключать телефоны, вытаскивая из них батарею. В день убийства Виктора Берга оба его телефона были разобраны похожим образом.
Часть взятки, 1,5 млн рублей, по словам вдовы Берга Тамары, судья требовал, чтобы отдать "наверх"
Часть взятки, 1,5 млн рублей, по словам вдовы Берга Тамары, судья требовал, чтобы отдать "наверх".
– Он (муж Виктор Берг. – Прим.) злой пришел, сказал, что "ваше высочество" (он так называл Москаленко) еще 1,5 миллиона требует сверх тех, что мы уже отдали. Я спросила: "Зачем? Был же договор". Он передал слова судьи: "Я же не один принимаю решение, нужно делиться".
Со слов вдовы также следует, что в какой-то момент Москаленко изменил правила договоренности. Якобы судья стал предлагать застройщику вместо оправдательного приговора то ли условный срок, то ли недолгую отсидку.
– Предполагаю, что, разозлившись, Виктор Берг мог угрожать Сергею Москаленко его расписками, которые у него хранились, – рассказывала на суде Тамара Берг. – Мы срочно продали одну из квартир и выплатили оставшуюся сумму "вашему высочеству".
По мнению сына и вдовы застройщика, эти слова Виктора Берга судья мог воспринять как угрозу и застрелить его.
Тело судьи нашли повешенным в одном из городских парков
В начале января 2017 года Следственный комитет России подал в ККС ходатайство о привлечении Сергея Москаленко в качестве обвиняемого по статьям "Незаконный оборот оружия и боеприпасов" и "Убийство с целью скрыть другое преступление". Но уже 14 января тело судьи нашли повешенным в одном из городских парков.
– Предполагаю, что следователи готовились вынести Москаленко обвинение в убийстве отца, – говорит Денис Берг. – Мертвым отец никому не был нужен: ни кредиторам, ни дольщикам. Долги с кого взыскивать? А Москаленко, в моем понимании, понял, что не может вынести оправдательный приговор, и опасаясь, что отец сдаст его за взятку в Следственный комитет, тупо избавился от него.
20 января 2017 года, несмотря на смерть Сергея Москаленко, квалификационная комиссия судей Омской области все-таки согласилась привлечь его в качестве обвиняемого. Таким образом, федеральный судья подозревался в двух преступлениях: в получении взятки от своего подсудимого и последующем его убийстве. Но за Сергея Москаленко вступилась дочь.
С покойного судьи обвинение в убийстве сняли
В отличие от родственников Виктора Берга, дочь судьи Москаленко Екатерина Беспалова не дает интервью. Однако именно Екатерина Беспалова добилась отмены решения ККС в вышестоящей инстанции. С покойного судьи обвинение в убийстве сняли. С обвинением в получении взятки ситуация другая. Екатерина Беспалова могла бы написать заявление о прекращении уголовного дела в связи со смертью обвиняемого (так, например, поступила вдова Виктора Берга). В таком случае дело закрывают, вина обвиняемого остается недоказанной. Но при этом он остается нереабилитированным, поэтому Екатерина Беспалова отказалась писать такое заявление, рассчитывая на оправдательный приговор.
Не у дел
Пока продолжается противостояние семей Москаленко и Бергов, не у дел остаются зачинщики всей этой истории – обманутые дольщики. Напомним, все началось с дела застройщика Виктора Берга, которого обвиняли в том, что в 2005–2008 годах он похитил денежные средства дольщиков 11 многоквартирных домов в Омской области. За 7 лет, пока шли судебные процессы над Виктором Бергом и Сергеем Москаленко, число потерпевших сократилось с 442 до 50 человек, а сумма требований со 103 млн рублей опустилась до 70 млн.
Если вина Сергея Москаленко будет доказана, суд вынесет ему обвинительный приговор – посмертно
Это связано с тем, что, наблюдая за судебным процессом, многие дольщики понимали его бесперспективность, создавали ЖСК, искали новых инвесторов, достраивали свои дома и отказывались от гражданских исков к первоначальному застройщику. Но 50 дольщиков по-прежнему числятся потерпевшими. Их проблемы, однако, ушли на второй план. Все внимание омской общественности сосредоточено на посмертном расследовании дела бывшего федерального судьи. В прокуратуре пояснили, что если вина Сергея Москаленко будет доказана, суд вынесет ему обвинительный приговор – посмертно, без назначения наказания.