В Магадане завершено расследование уголовного дела, возбужденного по статье 354.1 УК РФ "Реабилитация нацизма". Обвиняемый – ученый-орнитолог, кандидат биологических наук, журналист, фотограф Игорь Дорогой. За "умышленное преступление против мира и безопасности человечества" (формулировка из материалов дела) 62-летнему Дорогому, страдающему раком поджелудочной железы четвертой стадии, грозит до трех лет лишения свободы.
Дело против Игоря Дорогого возбудили в марте прошлого года. Поводом стали несколько его постов на личной странице в соцсети "Одноклассники". В этих постах Дорогой резко отзывается о некоторых государственных деятелях советского времени – военачальниках Тухачевском, Жукове, Маринеско и о Романе Руденко, выступавшем обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе. В материалах уголовного дела указано, что эти "исторические личности тесно и неотделимо связаны с Великой Отечественной войной, отождествляются народами России с Днем Победы". А значит, негативные высказывания о них "содержат сведения, выражающие явное неуважение к обществу, о дне воинской славы России – 9 мая – Дне Победы" (цитируем по материалам дела).
Следователи увидели "преступный умысел" и в нескольких картинках со страницы Дорогого в социальной сети – они якобы "оскверняют символы воинской славы России". Подшиты к делу были и ответы Игоря Дорогого на комментарии интернет-пользователей, споривших с ним по поводу публикаций.
– Игорь Викторович, получили ли вы уже обвинительное заключение по делу?
– Сейчас вот только прокуратура утвердила обвинительное заключение, меня приглашают его получить и ознакомиться с ним. А я не желаю его получать. Им надо – пусть находят меня и вручают свои бумаги. Я себя виновным не признавал и не признаю. И у меня есть дела поважнее, чем бегать за этими бумажками. Самое главное для меня сейчас – мое здоровье и благополучие моих детей. Сама эта формулировка – "умышленное преступление против мира и безопасности человечества" – в данном случае совершенно абсурдна. Какую угрозу миру и человечеству может нести выражение человеком его мыслей? Если я некоего деятеля считаю и называю подонком, это всего лишь мое личное мнение. Оценочное суждение, как говорят юристы. Видимо, правоохранительным органам заняться больше нечем, раз они столько сил и времени потратили на такого страшного преступника, как я.
– А лингвистическая экспертиза ваших постов при расследовании проводилась? Что написали эксперты?
Георгиевскую ленту сейчас прицепляют куда ни попадя – на бутылки с водкой, кроссовки, собачьи ошейники. В этом и был смысл моего поста
– Да, были привлечены эксперты – историк и филолог. Я знаю, что несколько квалифицированных специалистов отказались во всем этом участвовать. В итоге где-то в другом регионе следователи нашли людей, у которых нет публикаций ни в одном солидном научном издании, в ведущих библиотеках их трудов тоже не найти. Сфера интересов эксперта-историка, призванного дать оценку моим постам о Второй мировой войне, – Дальний Восток на рубеже XIX–XX веков. Об уровне его исследований можно судить по их названиям. Например: "Полицейские, проститутки и газетчики: служебные будни никольск-уссурийской полиции накануне Первой мировой войны". Этот "эксперт" в своем заключении перечисляет людей, "чьи имена связаны со знаменательными событиями российской истории периода Второй мировой войны". И включает в этот список, в частности, маршала Тухачевского, который, как известно, был расстрелян в 1937 году и поэтому вряд ли мог участвовать во Второй мировой. Как мне кажется, этот историк ошибся с выбором профессии.
То же и с лингвистической экспертизой. Ее автор не ссылается ни на один авторитетный словарь, не анализирует контекстуальные значения слов. При этом переврано все. Я пишу "СССР вступил в войну" – в заключении экспертов эта фраза превращается в "начал войну". Неужели филолог не видит разницы? Более того, в этом "документе" мне несколько раз приписываются слова, которых я вообще никогда не говорил – они принадлежат совсем другому пользователю сайта. И таких моментов масса. Совершенно очевидно, что экспертизу проводили непрофессиональные люди и документ носит явно тенденциозный характер.
– И каков итоговый вывод экспертов?
– Меня "уличили" во всем, в чем только можно. Мне приписали попытки реабилитировать нацизм, поскольку в одном из постов я назвал Гитлера "человеком с очень высоким рейтингом", а Геббельса – "далеко не глупым человеком". Можно подумать, что это мешает считать их злодеями… А такой вывод – это вообще перл: "В изображениях и текстовых материалах, опубликованных Дорогим И.В., имеется одобрение преступлений, установленных приговором Международного военного трибунала, а также распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны". Как, откуда, почему?! Видно, что люди отрабатывали поставленную им задачу. Собственно, и следователей было бесполезно в чем-то переубеждать. Я им предлагал: давайте прямо сейчас откроем интернет, я покажу опубликованные статьи и книги, на которых основаны мои высказывания о, например, Жукове. Глухо!
– А к картинкам, которые вы публиковали у себя в аккаунте, какие претензии предъявили?
Подпись к фото "Бессмертного полка" – "Марш швали" – ее просто из контекста вырвали. Потому что на фото были "Ночные волки", которые пришли на шествие "Бессмертного полка" с портретом Берии. И комментарий относился только к ним
– Там та же история: непрофессионализм и перевирание фактов. На одной картинке были изображены человек, кошка и собака, с ног до головы замотанные георгиевской лентой. Это им показалось осквернением символа Победы. Но если бы "эксперты" знали историю, они были бы в курсе, что георгиевская лента никакого отношения к Великой Отечественной войне и наградам за победу в ней не имеет. Они ее, видимо, перепутали с гвардейской лентой, которая выглядит все-таки иначе. А вот георгиевская лента с историей ни Советской России, ни СССР, ни СНГ, ни современной России никак не связана. Последний раз Георгиевским крестом в нашей стране награждали в период Гражданской войны белогвардейцев, боровшихся с большевизмом. А во время Второй мировой войны такую награду получали только солдаты в составе русского корпуса, воевавшего на стороне Вермахта на Балканах. Я уже молчу о том, что георгиевскую ленту сейчас прицепляют куда ни попадя – на бутылки с водкой, кроссовки, собачьи ошейники. В этом и был смысл моего поста. Кстати, насколько я знаю, законодательно вообще не определено, что такое "символы воинской славы" и что конкретно к ним относится.
– Знаю, что особенно бурные дискуссии в вашем аккаунте и особый интерес следователей вызвали ваши комментарии под фотографией человека в военной форме с шествия "Бессмертного полка"…
– Я вырос среди фронтовиков. А родился в 55-м году в Магадане и потому застал еще людей, которые воевали, защищали нашу страну, а потом получили сроки, поскольку оказались в плену, в том числе и по вине военачальников. Как я могу быть против памяти и глумиться над нашей историей? Да лица этих людей у меня до сих пор перед глазами стоят. И у меня есть фотоальбом "Разный день календаря", посвященный им. Настоящие фронтовики сейчас почти все ушли из жизни. Но чем меньше их остается, тем больше становится фальшивых, самозваных "ветеранов" и "орденоносцев". Вот именно они и оскверняют память и награды, к которым не имеют никакого отношения. Кстати, в нашей стране незаконное ношение формы и наград считается преступлением. И мой комментарий касался именно такого самозванца. Достаточно хоть немного разбираться в геральдике, чтобы понять, что этот моложавый мужчина на фото просто наугад, беспорядочно навесил на себя все награды и знаки отличия, которые сумел найти.
А подпись к фото "Бессмертного полка" – "Марш швали" – ее просто из контекста вырвали. Потому что на фото были "Ночные волки", которые пришли на шествие "Бессмертного полка" с портретом Берии. И комментарий относился только к ним.
История и исторические деятели – не священные коровы, о них можно и нужно спорить, по-новому оценивать факты и явления, если появляется новая информация
Прекрасное начинание людей, которые выходили, держа у сердца портреты своих дедов, сейчас себя дискредитировало. Колонны несут изображения Николая Второго, Сталина, Берии. Портреты незнакомых фронтовиков можно прикупить перед началом шествия по сходной цене. А когда все заканчивается, эти фотографии оказываются на свалке. Я против лжи и фальши, которые и есть оскорбление памяти и истории.
– Вы закрыли свою страницу на "Одноклассниках" – сейчас ваши публикации могут видеть только друзья. Это было сделано после того, как началось следствие?
– Да. Я устал от оскорблений со стороны незнакомых мне людей. Кроме того, моя страница была взломана, от моего имени рассылались всякие гадости. Сейчас администраторы "Одноклассников" все восстановили, но я принял решение страницу закрыть. А жаль! Я создавал ее, в том числе чтобы выкладывать туда свои фотографии из экспедиций и путешествий. За годы работы их накопилось почти 20 тысяч, очень много интересных. Теперь их никто не видит.
– Как отнеслись ваши друзья и коллеги к происходящему? Бывает иной раз, что в подобных ситуациях ближний круг резко сужается, как говорится, "телефоны замолкают"…
– А это смотря кого друзьями называть. Настоящие друзья – они все остались. Но были три или четыре человека, которые не только прекратили со мной общение после публикаций и возбуждения уголовного дела, но и дали показания против меня. Ну, казалось бы: не согласен ты с моими взглядами – вполне достаточно об этом сказать. Но эти люди решили пойти "до победного конца", хотя никто их ни к чему не принуждал. В любых обстоятельствах можно оставаться человеком. Печально, что соцсети, созданные для общения с друзьями, стали пространством, где процветает стукачество.
– Какого развития событий вы ожидаете? Какое решение, по вашему мнению, примет суд?
– Я пока не думаю об этом. Я сейчас какое-то время буду на химиотерапии, месяцев пять или шесть на больничном. Может быть, что-то произойдет за это время. Тем более на мою историю уже обратили внимание и в Совфеде, и федеральные и зарубежные СМИ о ней заговорили.
Изменится ли в целом ситуация с преследованием за публикации в интернете, восторжествует ли здравый смысл – трудно сказать. Пока происходящее совершенно абсурдно. Это же безумие, когда человека недавно наказали за перепост фотографии с парада Победы с поверженными фашистскими штандартами из школьного учебника истории!
Да и саму эту уголовную статью, по которой меня обвиняют, я считаю нелепой. История и исторические деятели – не священные коровы, о них можно и нужно спорить, по-новому оценивать факты и явления, если появляется новая информация. В том, чтобы иметь свою точку зрения, преступления нет.
Сейчас, когда следствие завершено и утверждено обвинительное заключение по уголовному делу, известные жители Магадана в местных СМИ высказались в поддержку Игоря Дорогого. Не все они разделяют его взгляды, а кому-то не по душе категоричность заявлений Дорогого. Но все они – люди с разными убеждениями и жизненным опытом – сходятся в главном: высказывать свою точку зрения можно, преследовать за это – нет.