"Любой нормальный мужчина делал бы то же самое"

Виталий Третьяков

Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков рассказал студентам на лекции в Новосибирском университете, что обвиненный в домогательствах депутат Государственной думы Леонид Слуцкий "в определенных обстоятельствах мог положить свою руку на какое-нибудь место у женщины". Преподаватель заявил, что в действиях парламентария "нет ничего такого". Студенты НГУ, бывшие на встрече с Виталием Третьяковым, рассказали корреспонденту "​Сибирь.Реалий"​ о своих впечатлениях.

Отвечая на вопрос одного из студентов о домогательствах в Госдуме, Третьяков заявил, что близко знаком с депутатом Слуцким. По мнению декана, парламентарий поступил "как любой нормальный мужчина". Третьяков посоветовал студентам "не идти против человеческой природы".

Вопрос задал студент третьего курса отделения журналистики НГУ Петр Маняхин.

–​ Как вы относитесь к ситуации с домогательствами в Думе, к решению комиссии по этике и бойкоту СМИ?​

– Как вам сказать. Вы к девочкам пристаете?​

Любой нормальный мужчина в замкнутом помещении делал бы то же самое

– Нет обычно.

– Нет?!

Только заручившись их согласием.

– У вас еще более изощренная сексуальная тактика. Это называется вести информационную войну. Сначала психологическое подавление объекта захвата, а потом уже физический захват, который в любом случае расценивался бы как насилие, но поскольку жертва уже распропагандирована, она отдается и думает, что с удовольствием. Я хорошо знаю Леонида Петровича Слуцкого. И не исключаю, что он, как любой нормальный мужчина, в определенных обстоятельствах мог положить руку на голую коленку женщине и на какое-то другое место. Не все так подготовлены современной толерантностью. И в наше время были те, кто долго пудрил мозги девушке, прежде чем пытались ее поцеловать, но были и более прямолинейные. Я в этом ничего дурного не вижу.

Но это же общение в профессиональном дискурсе. Журналист приходит к депутату за комментарием. Вот вечером на выходе из Госдумы можно букет подарить.

– А кто вам так сказал? Это вам так говорят на Западе? Я считаю, что мужчина и женщина остаются мужчиной и женщиной и на выходе, и на третьем этаже, а некоторые даже в лифте.

Нет, на третьем этаже Госдумы они в первую очередь депутат и журналист.

– Кто вам это сказал?

Это предполагает этика делового общения.

– Кто эту этику написал? Этический кодекс мне известен в библейском изложении. Я человек неверующий, хотя очень ценю православную цивилизацию. Но я знаю один источник морали – это то, что в Библии написано.

Слуцкий предлагал корреспондентке BBC стать его любовницей. В Библии сказано, что любовниц нельзя заводить.

– Откуда вы знаете?

– Запись есть.

– Я свою позицию изложил. Любой нормальный мужчина в определенных обстоятельствах, а именно – в замкнутом помещении, делал бы то же самое...

После этих высказываний Третьякова некоторые из присутствовавших в аудитории демонстративно покинули лекцию, а затем ряд студентов НГУ потребовали объяснений, извинений и комментариев со стороны руководства, написав в электронную приемную ректора Михаила Федорука и назвав ситуацию "позорной". Сам ректор присутствовал на лекции Виталия Третьякова, но ушел до того, как выступающему задали вопрос про домогательства.

24 марта на факультете журналистики НГУ прошла встреча руководства вуза со студентами. На ней присутствовали около 70 студентов, руководитель управления маркетинга НГУ Ольга Яковлева и декан факультета журналистики Ольга Журавель. Они заявили, что полностью поддерживают позицию студентов.

В нашей стране десятилетиями человеческая личность не уважалась, не считалась ничем

– Ректору Михаилу Федоруку поступило предложение с просьбой предоставить площадку для выступления известного тележурналиста, руководителя Высшей школы телевидения МГУ Виталия Третьякова. Михаил Петрович, конечно же, отозвался добром – личность довольно известная, – рассказала декан факультета журналистики НГУ Ольга Журавель. – Мы организовали встречу, пригласив туда всех студентов нашего факультета. С Виталием Товиевичем мы сотрудничаем не впервые, и прошлые встречи были нормальными. На последней лекции я стала свидетелем этой вот беседы. Я вообще считаю, что стержень проблемы лежит немножко глубже. В нашей стране десятилетиями человеческая личность не уважалась, не считалась ничем. Уважение к человеческой личности как к таковой (неважно, женщина это или мужчина, русский ли, немец, еврей, кто угодно) не воспитано в людях. И это отразилось в дебатах, которые были в Думе, во всех этих обсуждениях. Мы увидели не самый блестящий образец перед нами отношения к людям и женщинам в частности. То, что высказывает Виталий Товиевич, на его совести. Но ни Михаил Петрович, ни я, ни руководство пресс-центра не отвечаем за те слова, которые он сказал.

Александра Евтушенко, студентка 4-го курса факультета журналистики НГУ

Александра Евтушенко

– Я вышла из аудитории после того, как Виталий Третьяков начал высказываться по поводу домогательств. Его ответ на вопрос студента был максимально оскорбительным. Я не могу себе представить, как можно перед полной аудиторией журналистов (в основном девушек) заявить, что домогательства к женщинам – это нормально. Он говорил, что каждый мужчина имеет право положить руку куда угодно, приставать, Слуцкий – замечательный человек. Я не представляю, как человек может так сделать. Это нужно не уважать ни аудиторию, ни себя – никого. Это очень странно. Мне кажется, такое говорить неуважительно к журналистам. Это совершенно неприемлемо, конечно.

Украинский язык лингвистически несостоятелен и хуже русского. Вот кто в своем уме может это сказать?

При этом я бы хотела подчеркнуть, что это нетипичная для нашего вуза ситуация. Я не считаю, что НГУ и организаторы лекции к этому причастны, потому что никто не знал, что такое будет. Наш деканат, руководство факультета журналистики не были готовы к таким высказываниям.

Вся лекция Виталия Третьякова была очень сомнительного качества. Речь шла об информационных войнах, но там не было ни аргументов, ни логики. Там были какие-то пропагандистские высказывания. Мне запомнилось, например, то, что украинский язык лингвистически несостоятелен и хуже русского. Вот кто в своем уме может это сказать? Вот серьезно. Это было неприятно слушать. Но тема домогательств была последней каплей. Ты можешь любых политических позиций придерживаться, но чисто по-человечески я не представляю, как можно такое сказать. Будь это приватный разговор, человеку еще можно было ответить и как-то с ним поспорить. Но, во-первых, только у Виталия Третьякова в аудитории был микрофон, во-вторых, он не давал себя перебивать. Поэтому мы решили таким образом выразить свой протест – просто вышли.

Полина Кирпичева, студентка 4-го курса факультета журналистики НГУ

Полина Кирпичева

– Ответ Виталия Третьякова меня возмутил, я была в недоумении. Смысл его ответа был в том, что домогательства – это нормальное поведение для мужчины, делать это можно, а может быть, даже и нужно, в любом закрытом помещении можно это делать.

Парни тоже выходили вместе с девушками. Они тоже считали, что эта ситуация недопустима

Когда мы осознали, какой позиции он придерживается, буквально через несколько минут мы с девушками встали и вышли из аудитории. Сначала нас вышло человек 5–7, потом подтянулись другие. Очень многие после этих слов встали и ушли с лекции. Молодые люди, парни, тоже выходили вместе с девушками. Они тоже считали, что эта ситуация недопустима.

Мы были ошарашены и не понимали, как человек, который занимает такие должности, может такое сказать. При том что в аудитории находились журналисты и, в принципе, женщины разного возраста. Он транслировал это прямо им в глаза. Как мне кажется, домогаться не может никто и никого. Никто не имеет права домогаться, убивать, унижать другого человека. Это противоречит моим убеждениям и Конституции в принципе.

Петр Маняхин, студент 3-го курса отделения журналистики НГУ

Петр Маняхин

– В конце лекции я задал Виталию Третьякову вопрос: "Как вы относитесь к ситуации с домогательствами в Думе, к решению комиссии по этике и бойкоту СМИ?" Ответ был неожиданным. Виктор Третьяков стал спрашивать, домогаюсь ли я девочек. Я удивился и ответил, что только если они согласны на это. Если честно, я, задавая этот вопрос, предполагал, что Виктор Третьяков, начнет говорить о том, что журналистки ведут информационную войну (тема лекции – информационные войны) перед выборами. Но он начал оправдывать домогательства, это несколько странно. Он, по моему мнению, не прав. Это было проявление неуважения к женщинам в принципе, к коллегам-журналистам, которые бойкотируют и не освещают деятельность Госдумы, которые выходят на одиночные пикеты. Это – особенное неуважение к журналистам, которые пострадали от домогательств Слуцкого.

Из аудитории я выходить не стал, был до конца, потому что я выполнял редакционное задание, должен был написать репортаж. Не скажу, что я как-то сильно взбесился и был возмущен его высказываниями. Я удивился, что Виталий Третьяков начал отвечать в таком контексте. Для меня это неприемлемо, и человек придерживается во многом радикальных, неблизких мне взглядов, но я не стал его перекрикивать, выходить и возмущаться.

Екатерина Киселева, студентка 4-го курса факультета журналистики НГУ

Екатерина Киселева

– Вся лекция Виталия Третьякова была немного странной, она была посвящена информационным войнам. Я ожидала каких-то объективных фактов, примеров, но в итоге он просто высказывал свое мнение: что действительно, информационная война сейчас идет, что ее начали западные журналисты. Он говорил о том, что быть пропагандистом это хорошо, а быть "лживым журналистом", как он назвал сотрудников либеральных СМИ, – это плохо. Такая однобокая позиция вызвала у меня неоднозначную реакцию. В течение лекции мы как-то старались не воспринимать его слова всерьез. А в конце, когда речь зашла об отношении к ситуации с депутатом Слуцким, мы просто решили выйти из аудитории почти всем нашим курсом. Около 10 человек вышло.

Лично меня высказывание о домогательствах не возмутило, я не считаю, что он этими словами как-то обидел меня или других женщин. Виталий Третьяков как бы защищает Слуцкого, говорит, что домогательств не было. Но он аргументирует свою позицию странными доводами: мужчина и женщина остаются таковыми даже в лифте Госдумы, что это абсолютно нормальное поведение. То есть даже, если не касаться Леонида Слуцкого, по мнению декана Высшей школы телевидения МГУ, домогательства и поглаживание женщины по коленке допустимы в рабочих отношениях. Также его тезис о том, что любой брак начинается с домогательств, я считаю неверным, необоснованным и каким-то немного первобытным. Все это мне показалось странным и неправильным. Просто это стало неинтересно слушать, и мы немного разочаровались в декане Высшей школы телевидения МГУ.

После того как информация о произошедшем на лекции получила огласку, Виталий Третьяков отказался комментировать ситуацию, но опубликовал пост в соцсети, намекнув на то, что его слова исказили.

В феврале телеканал "Дождь" сообщил о непристойном поведении депутата Леонида Слуцкого со ссылкой на трех журналисток, работающих в парламентском пуле. О домогательствах со стороны парламентария заявили продюсер телеканала "Дождь" Дарья Жук и заместитель главного редактора телеканала RTVI Екатерина Котрикадзе.

Журналистка Би-би-си Фарида Рустамова также открыто обвинила в домогательствах Слуцкого. По ее словам, она располагает аудиозаписью разговора, в котором политик допускал неоднозначные высказывания. Би-би-си опубликовала расшифровку их диалога.

Слуцкий назвал "бредом" обвинения в сексуальных домогательствах, которые выдвинули сразу три журналистки.

21 марта комиссия Государственной думы России сообщила, что не нашла "нарушения поведенческих норм" в действиях депутата, а журналисткам, обвинившим его в домогательствах, предложила обратиться в правоохранительные органы.

После этого некоторые российские СМИ отказались освещать деятельность Госдумы.

Сегодня, 24 марта, в Новосибирске проходят одиночные пикеты с требованием отставки Леонида Слуцкого.