5 апреля Центральный районный суд Тюмени оштрафовал на 10 тысяч рублей пятерых политических активистов за надпись на снегу "Против Путина". Волонтеров штабов Навального и Собчак признали виновными по статье 20.2 КОАП РФ "Нарушение установленного порядка проведения митинга".
Восьмого марта в три часа утра Антон Михальчук, Глеб Шафигуллин, Михаил Герасимов, Александр Рузняев и Михаил Уваров "проводили митинг" на льду реки Тура под мостом Влюбленных, вооружившись аэрозольными баллончиками с краской. Их вдохновила аналогичная акция в Санкт-Петербурге: ночью 4 марта девять волонтеров предвыборного штаба Собчак написали "Против Путина" на льду реки Фонтанки.
– Мне понравилась акция, которую сделали в Петербурге под мостом, захотелось то же самое повторить и в Тюмени. Информативно, кратко, содержательно и захватывает большую часть аудитории, если попадает в новости. Хотелось выразить, что Тюмень тоже против Путина, – рассказывает Михаил Герасимов, один из участников акции.
Михаил – постоянный участник протестных пикетов и митингов в Тюмени, был наблюдателем на выборах в Госдуму в 2016 году и на президентских в 2018-м. Политикой стал интересоваться после аннексии Крыма. В поисках единомышленников он присоединился к оппозиционной группе во "ВКонтакте", а затем – к штабу Навального.
Написав 8 марта на снегу "Против Путина", тюменцы даже не успели сфотографировать результат своего творчества. С моста за мероприятием наблюдали десять полицейских. Стоило ребятам подняться на берег, их тут же задержали и доставили в отделение полиции.
Выступление против политика, который является священной коровой, карается дубинкой по голове
В отделении "художников" продержали до утра и отпустили без составления протокола – так же, как и активистов из Санкт-Петербурга. Но в отличие от петербургской истории, в тюменском отделении полиции, к счастью, обошлось без рукоприкладства. Петербургские активисты, покинув отделение
полиции, были вынуждены посетить травмпункт.
Именно факт, что за высказывание против конкретного политика можно получить дубинкой по голове, побудил Михаила Уварова выйти на лед Туры. Он рассказывает, что как раз реакция власти вызвала в нем солидарность с питерскими акционистами.
– Я хотел этим сказать: смотри, если ты пишешь "Против Путина" – тебя доставляют в отделение полиции, хотя ты выражаешь свою позицию, на которую имеешь право по Конституции. Вследствие двадцатилетнего правления этого человека в России сложилась такая система, что выступление против политика, который является священной коровой, карается дубинкой по голове, – говорит Михаил. В 2018 году он работал юристом в тюменском штабе Навального, затем в предвыборном штабе Собчак. Сейчас ведет правозащитную деятельность в тюменском отделении "Открытой России".
Фотографию произведения протестного искусства все же удалось раздобыть – ее сделали полицейские, чтобы приобщить к делу. Они же надпись и затоптали.
Полицейские не смогли сразу квалифицировать правонарушение, но пообещали активистам "подумать". Понадобилось полторы недели, чтобы найти статью, под которую можно подвести роспись по снегу. Наконец, 17 марта участников акции разыскали по одному, чтобы вручить протокол об административном правонарушении.
Антон Михальчук, координатор штаба Собчак и движения "Открытая Россия" в Тюмени, вспоминает, что его застали в совершенно неожиданном месте: "Протокол мне вручили в здании ГТРК "Регион-Тюмень" на выходе из зала, где проходили дебаты между доверенными лицами кандидатов в президенты. Я только вышел из студии, а мне дают в руки протокол".
Может быть, это было бы слишком громко, что за надпись "Против Путина" посадили на 30 суток или всучили штраф в 300 тысяч
Михаилу Герасимову протокол вручили в тюменском штабе Навального. Для него такой поворот событий стал особенно неприятным. У Михаила уже есть административный штраф по статье 20.2 за участие в агитационном субботнике тюменского штаба Навального 8 июля. Повторное нарушение чревато административным арестом до 30 суток или многотысячным штрафом.
– Мне даже на суде полицейский об этом сказал. Ты, говорит, аккуратнее давай, у тебя там все, часть восьмая. Это повторное нарушение по той же самой статье. Там уже штраф 150–300 тысяч, или до 30 суток ареста, либо до 240 часов, по-моему, общественных работ, – говорит Герасимов.
Суд выписал Михаилу Герасимову штраф в десять тысяч рублей. Такую "милость" он объясняет нежеланием поднимать шумиху: "Может быть, это было бы слишком громко, что за надпись "Против Путина" посадили на 30 суток или всучили штраф в 300 тысяч".
Судебное заседание 5 апреля длилось недолго. Больше всего времени – 17 минут – судья потратил на рассмотрение дела первого участника акции Глеба Шафигуллина.
Глеб – студент политехнического колледжа Тюменского индустриального университета, активно участвует в митингах и акциях оппозиционных политиков. В апреле 2017 года полиция задержала его с листовками – молодой человек рекламировал фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией "Он вам не Димон". После этого сотрудники службы безопасности Тюменского индустриального университета вызывали студента на воспитательную беседу его. Поддержки у родителей – бывших сотрудников правоохранительных органов – Глеб не нашел, но политику не оставил.
– В Тюмени с политической активностью все очень скучно. А это было что-то новое, новый способ выразить свое мнение, – объясняет он свое решение принять участие в акции "Против Путина". В сентябре Глеб планирует баллотироватьcя в Тюменскую городскую думу.
Мы занимались агитацией, и мы имели право агитировать как за кандидата, так и против
Адвокат, представлявший интересы активистов в суде, настаивал на том, что акция под мостом не была публичным мероприятием: не было объекта пикетирования, средств наглядной агитации. Рядом в четыре утра оказались только полицейские – опорный пункт полиции находится рядом с мостом. Однако судью Алексея Колесникова не убедили аргументы юриста.
– Решение судьи явно было заранее согласовано, ему уже сказали, что делать. Были абсолютно однотипные вердикты – 10 тысяч штрафа. Мы считаем, что не совершили никакого правонарушения, потому что не проводили публичную акцию. И снег не является объектом пикетирования. Наша деятельность должна была регулироваться федеральным законодательством о проведении агитации в период избирательной кампании. Мы занимались агитацией, и мы имели право агитировать как за кандидата, так и против, – комментирует решение суда Антон Михальчук.
Год назад, в апреле 2017 года, активисты штаба Навального сумели выиграть процесс по факту установки агитационного куба. Тогда административные процессы по статье 20.2 в Тюмени были в новинку.
– За год в Тюмени все ужесточилось. Если активисты действуют под брендом Навального, то в их отношении положительных решений практически не выносится. Судейское сообщество Тюмени не на их стороне. В процессах фигурируют одни и те же фамилии судей, Жижин или Ильин. Один в инстанции первой юрисдикции, второй – в апелляции. Решение выносится не в нашу пользу, ты идешь от одного судьи ко второму, он оставляет первое решение без изменений. Можно добиться справедливости, только если выходить за пределы региона, если подавать в Верховный суд в Москву либо в ЕСПЧ, – комментирует Михаил Уваров.
Почему в Санкт-Петербурге аналогичная акция осталась без последствий, а в Тюмени стала поводом к преследованию? Тюменские активисты трактуют это однозначно: "Это наша региональная особенность – жесткое отношение к участникам акций. У нас власть более чувствительна к таким вещам".
Михальчук, Шафигуллин, Герасимов, Рузняев и Уваров не согласны с решением суда и намерены обжаловать штрафы на общую сумму в пятьдесят тысяч рублей за надпись "Против Путина". Их друзья и сторонники уже объявили фандрайзинг, чтобы скинуться на оплату штрафов. "Настроение у нас реваншистское", – прокомментировали художники решение суда.