Симулякры и имитация

Виктор Корб

То, что в России большинство общественно-политических институтов разрушены до основанья и заменены симулякрами, которые имитируют их формальные признаки и прикрывают противоположную сущность, не является открытием. Российский парламент – это бешеный принтер, штампующий безумные законы. Правительство – механизм перераспределения общенациональных ресурсов в интересах компрадорских кланов. Суд – инструмент легитимации политических репрессий... Это давно никого не удивляет. К этому почти все привыкли. Эта политическая бутафория стала для миллионов людей реальностью, которую они воспринимают как должное и как единственно возможное. Даже не помышляя о том, что можно жить по-другому.

Наши люди в большинстве своем живут по принципу "до бога высоко, до царя далеко". Социально-политический фатализм, обреченность и пассивность, оправдываемые невозможностью добиться быстрого изменения государственного устройства, складывавшегося столетиями, понять можно.

Первый и важнейший шаг на пути обретения свободы – это адекватная оценка ситуации и трезвый, критичный взгляд на систему и на свое место в ней

Можно понять и такое же пассивное отношение большинства граждан к тем повседневным проблемам, которые в нормально устроенных общественно-государственных системах решаются на уровне местного самоуправления. В России, как известно, этот важнейший институт тоже по сути ликвидирован, встроен в жесткую вертикаль власти (которую я привык называть более точным термином – "вертикалью произвола"). И никого давно не удивляет то, что практически все ресурсы в огромной стране перераспределяются через центр и глава государства дает прямые указания об асфальтировании городских дорог, оснащении сельских больниц и оказании помощи конкретным пациентам.

Но чем объяснить то, что многие люди чувствуют себя заложниками непреодолимых обстоятельств даже тогда, когда они, казалось бы, совершенно не зависят от власти и от внешних ресурсов? Почему и в этих ситуациях они воспроизводят все те же привычные ритуалы авторитарного общества, становясь живым воплощением персонажей сорокинской "Нормы"? Что мешает им проявить самостоятельность, в полной мере задействовать ресурсы профессиональной и гражданской самоорганизации?

Вы сами, уверен, сможете привести огромное количество примеров, иллюстрирующих это грустное наблюдение. Я ограничусь лишь тремя актуальными сюжетами из омских новостных лент.

Сюжет первый. Единственную фан-зону к чемпионату мира по футболу в Омске открыли в неудобном месте, вдали от центра, в спорткомплексе под крышей, потому что грандиозные планы по оборудованию фан-зоны на открытой площадке в центральной части города так и остались нереализованными. И горожане с этим смирились. И никто, включая самых активных городских активистов, даже не попытался повторить или вывести на более высокий уровень собственный успешный опыт пятилетней давности, когда силами небольшой группы энтузиастов удалось организовать масштабные культурно-рекреационные мероприятия "Городской пикник", "Омские зимние игры" и "ГорКи".

Сюжет второй. В Омске стартовал фестиваль восстановления исторической среды "Том Сойер Фест". Казалось бы, благое начинание, которое можно лишь приветствовать. Но выясняется, что громкие и красивые декларации лишь прикрывают и сильно искажают суть дела. А она такова: на реальные ценные памятники, конечно, никаких волонтеров не пустят – ограничатся покраской фасада одного разваливающегося дома, чтобы поставить галочки в куче отчетов, отрекламировать компании, которые в рекламе не нуждаются, пропиарить чиновников всех уровней и... забыть о реальной проблеме сохранения культуры и регенерации городской среды. То есть вот прямо в точности воспроизводится схема знаменитых "потемкинских деревень". Причем делается это все в тесном взаимодействии с той самой властью, с теми самыми чиновниками, которые являются главными виновниками разрушения исторической и культурной памяти в городе…

Сюжет третий. В рамках акции "Безопасное детство" общественники совместно с детским омбудсменом, сотрудниками полиции, МЧС и госстройнадзора обследовали ряд омских долгостроев. Они "провели профилактические беседы с несовершеннолетними, расклеили листовки и перетянули ограждающей лентой пробелы в заборе". Как едко подметили коллеги из телеграм-канала DOinfo, "уладили с помощью скотча" сложнейшую социальную проблему.

***

Люди ведут себя так, потому что государство в России не просто доминирует в отношениях с обществом, а давно поглотило его. Некоторые исследователи, и я в их числе, идут дальше, полагая, что российское общество (наследник "уникальной исторической общности советского народа") порождено государством, выстроено по тоталитарной матрице и жестко им контролируется. Или даже является его частью. В результате утрачивается культура самостоятельной жизни: с собственным целеполаганием, самостоятельным планированием, самоорганизацией и ответственностью за результат. Двигаться по чужой колее, жить по чужим шаблонам, по инструкциям или по прямым указаниям гораздо проще и привычнее. А примеры самостоятельного и независимого поведения (волонтерство, стихийная взаимопомощь во время разнообразных ЧП, благотворительность) нередко воспринимаются с недоверием, с опаской как вызов системе и покушение на устои...

Кому-то может показаться, что я противоречу сам себе: обвиняю людей в упадничестве, а сам нарисовал мрачную картину социально-политической безысходности и уныния. Нет, это не так. Потому что первый и важнейший шаг на пути обретения свободы – это адекватная оценка ситуации и трезвый, критичный взгляд на систему и на свое место в ней. Этот шаг приводит к честному признанию того, что мы все, в той или иной мере, являемся заложниками или даже соучастниками системы произвола и насилия. А после этого признания уже гораздо легче будет делать второй и последующие шаги, отказываясь поддерживать лживые, бутафорские схемы и создавая и поддерживая образцы самостоятельного гражданского действия, открытых и честных общественных отношений.

Виктор Корб – социолог

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции