"Вы ходите в фитнес-клубы, а у кочевников был кок-бору"

Горный серпантин уходит вверх: это та высота, где начинает закладывать уши и пропадает мобильная связь. Дорога сворачивает с Чуйского тракта в сторону маленького алтайского села в горной долине. Любой встречный в Онгудайском районе Республики Алтай может рассказать, где будет праздник.

Селу Большой Яломан, в котором живет всего 200 человек, в этом году исполняется 392 года. По традиции на берегу горной речки местные готовят угощение и ждут древние состязания кочевников – кок-бору, или козлодрание. Играют команды Купчегеня и Большого Яломана.

Валерий Каменев

Фермер Валерий Каменев из команды Купчегеня переехал в эти места недавно. Был инспектором в Каракольском природном парке "Уч-Энмек", а потом начал разводить лошадей. Уже год он увлеченно играет в кок-бору, легко переходит с русского языка на алтайский и пользуется уважением среди местных. К Каменеву подходят люди, знакомятся и жмут руку. Он по-алтайски приветствует их, охотно отвечает на расспросы, а алтайцы на русском желают ему здоровья.

Самое приятное ощущение было, когда все кончилось, и я убедился, что ничего себе не сломал

– Мне все здесь нравится. Люди, природа – все! Но если бы мне кто-то несколько лет назад сказал, что я буду играть в кок-бору, я бы не поверил. У меня друг – капитан одной из команд. Я смотрел, как он довольный скачет на коне, и тоже решил попробовать. Нет здесь ничего странного. Я тоже держу коней, езжу и работаю на них. Пока что мне 42, но есть те, кто играет и в 50. Надо смотреть по самочувствию. В прошлом году я впервые выступал за село Иня, без всякого опыта оказался на этом поле. Самое приятное ощущение было, когда все кончилось и я убедился, что ничего себе не сломал, – рассказывает Валерий Каменев в преддверии схватки наездников. Несложные правила кок-бору он объясняет коротко.

– На поле всего две позиции – нападающий и защитник. Играют по четыре человека с каждой стороны. Цель – забросить тушу в "казан" противника. Можно сравнить кок-бору с футболом, но здесь потяжелее. Туша весит 35 килограммов, поэтому надо иметь навык, чтобы поднять ее с земли, а тем более забросить в "казан" и остаться целым и невредимым.

Команда-победитель после игры забирает тушу козла и готовит его как почетную пищу

Важно хорошо держаться в седле. Привлекает азарт, адреналин, командный дух, мы здесь как братья. На поле и страшно, и интересно, но больше, конечно, интересно. Не секрет, что это древняя игра кочевников – своего рода тренировка, которая помогала в военном деле. Женщины всегда занимались хозяйством, а мужчины пасли скот, скакали на лошадях и воевали. Команда-победитель после игры забирает тушу козла и готовит его как почетную пищу. Это же добыча, мясо! – удивляется наездник вопросу о том, можно ли есть то, что остается от козла после игры. Правда, в Большом Яломане в игре использовали муляж, поскольку состязания были показательными. Правила разрешают такую замену начиная с 2016 года.

В кок-бору сейчас много кто играет: узбеки, таджики, афганцы. Но в России этот вид спорта представлен только в Республике Алтай. В Киргизии раз в два года проходят Всемирные игры кочевников. Туда приезжают команды из США, Турции, Германии и других стран. Это своего рода Олимпийские игры, только по этническим видам спорта. В них русский джигит не участвует, он пока новичок.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Жители Алтая сохранили этнический спорт – кок-бору

Третьи Всемирные игры кочевников в этом году пройдут в Казахстане, но пока неясно, попадет ли на них команда России, представленная исключительно наездниками из Республики Алтай. Глава Купчегенского сельского поселения Владимир Мандаев собирается писать письмо в республиканское правительство, чтобы добиться поддержки.

Пока участие в играх обеспечивают себе сами игроки и спонсоры – в отличие от других стран, где сборным помогает государство. Перевозить лошадей на дальние расстояния затратно, поэтому приходится их арендовать на месте. Однако на прошлых состязаниях всех крепких лошадей быстро перекупили турецкие наездники. Алтайская команда в тройку лидеров не вошла, а вот на первых играх в 2016 году она заняла третье место среди восьми участников.

Зрители

Обычно поле для кок-бору в длину составляет 200 метров, а в ширину 70. Расстояние от "казанов" до внешней линии по продольной оси 30 метров, штрафная зона ограничена расстоянием в 15 метров от "казанов". Игра длится три периода по 20 минут с перерывами на 10 минут.

По зрелищности и жесткости кок-бору можно сравнить с хоккеем, добавьте к этому экспрессию и грацию скачущей лошади. Нередки падения наездников и лошадей, поэтому зрители следят за происходящим на поле в напряжении.

Вадим Езрин

Вадим Езрин из команды Большого Яломана в свои 27 лет уже опытный игрок с трехлетним стажем. Он знает, какие травмы можно получить в пылу азарта, но уверяет, что на поле на такие вещи уже не обращаешь внимания. Говорит, в игре важна резкость, ловкость и умение думать. Есть здесь и техника броска, и хитрость, что оттачивается годами, а еще многое зависит от лошади.

– У меня лошадь местной породы. На поиски подходящего скакуна иногда уходит много времени, он должен быть скоростным, мускулистым и храбрым. Иногда бывает так, что после первой игры лошадь уже не выходит на поле, боится, – говорит Езрин. Перед игрой Вадиму приходится менять лошадь. Его первый молодой конь получил травму и восстановиться сможет только к осени.

Состязание по кок-бору на открытом поле в окружении каменистых гор начинается ближе к вечеру, а до этого на берегу горной речки всем селом готовят праздничное застолье. У казанов – только мужчины. Как поясняют местные, женщины подготавливают, а мужчины готовят. В меню много национальных блюд, обязательно с бараниной. В их числе дергем – желудок барана, разрезанный лентой и сплетенный с полоской жира. Его готовят на открытом огне, как шашлык. Здесь же сытный алтайский чай со сливками и солью, кочо – мясной бульон с ячменем, копченый сыр курут и многое другое. К столу радушно приглашают всех.

В числе гостей – знаменитая бабушка Лена, которую на праздник привезли туристы. Она строит своего рода буддистский храм и тратит на это всю свою пенсию, а еще принимает у себя туристов, иногда до 150 человек. Всех своих гостей она называет "мои туристы" и охотно показывает "места силы" Алтая. Рядом с ее домом находится известное Яломанское городище VIII–IX веков – археологический памятник, пример городской цивилизации средневекового населения Алтая. Баба Лена приехала на праздник в горную долину в красивом платье – посмотреть на джигитов.

Бабушка Лена

Известный на всю республику шорник Серемей Кунанаков делает разные седла, есть среди них и специальное – для кок-бору. По его словам, раньше игра была еще более жесткой. Сам он больше 10 лет выходил на поле.

– "Казанов" не было, и большая группа всадников сражались просто за тушу козла, – рассказывает Серемей. – Можно было применять к сопернику и физическую силу, бить кожаной плетью, но сейчас это запрещено. Современные правила кок-бору запрещают поднимать лошадь на дыбы, с разгона бить грудью своей лошади лошадь соперника, держать за повод, снимать уздечку, хватать за руки или за пояс соперника и многое другое.

Двухэтажную мастерскую Кунанакова строили всем селом, помогали и ремесленники, которые хотели работать все вместе, и простые селяне. Теперь наездники могут сами сделать в ней седло. Седло для кок-бору отличается более короткими стременами, оно жесткое и снабжено небольшой рукоятью. Его стоимость на заказ может доходить до 50 тысяч рублей.

Знания о ремесле шорник Серемей Кунанаков получил от своих предков, а сейчас работает с двумя зятьями, которые тоже выходят на поле. В 2013 году на Алтай из американского штата Колорадо приехали супруги Лорен и Лиза Скайхорс. В школе села Купчегень они показывали мастер-класс тиснения по коже при изготовлении мужских седел. Потом алтайские мастера две недели провели на учебе в Америке.

Раньше воины собирались, а войны не было. Надо было тренироваться. Вы же ходите в фитнес-клубы, а у них был кок-бору

– Мы учились у американцев, а когда открыли свою мастерскую, то в 2014 году они приехали к нам. Решили вместе сделать "Золотое седло Алтая". Три дня наши основные мастера придумывали дизайн. Выбрали орнамент пазырыкской культуры с преобладанием скифо-сибирского звериного стиля. Мы ведь считаем себя потомками скифов, как и наши отцы. Раньше сумины и седла украшались тиснением, но со временем это было утеряно. Можно сказать, что сейчас мы возрождаем эту традицию. Хочется верить, что наши потомки подхватят это дело. Кок-бору – тоже часть нашей культуры, пусть игра и трансформируется, становится более зрелищной. Раньше воины собирались, а войны не было. Надо было тренироваться. Вы же ходите в фитнес-клубы, а у них был кок-бору, – шутит Серемей.

Его внуку уже 12, и он часто бывает в мастерской. Похоже, команду Купчегеня скоро ждет пополнение. А сегодня она выиграла у Большого Яломана со счетом 3:1.