Представители коренных малочисленных народов Севера в Якутии жалуются на угрозы и пытки чиновников и инспекторов особо охраняемой природной территории. По их словам, инспекторы обстреляли их лодку, а после истязали одного из рыбаков.
По данным общины, 19 августа на реке Кэлэ жители Оспехского наслега Усть-Алданского района Якутии встретили лодку без опознавательных знаков с мужчинами, которые не представились и "просто начали таранить лодку" эвенов. Когда это стало угрожать затоплением, эвены начали защищаться, а инспектора – стрелять и протыкать их лодку пикой, рассказал глава родовой общины эвенов "Болгит" Петр Соловьев. По его словам, эвенов задержали, отобрали телефон и промысловые лицензии на вылов рыбы. При этом одного из рыбаков на 8 часов оставили лежать связанным на берегу.
В ведомстве задержанных эвенов назвали "нарушителями природоохранного законодательства" и заявили, что они "оказали сопротивление действиям инспекторов и нанесли ущерб госимуществу" – повредили лодку. Якобы представителей общины работники госструктуры остановили для проверки документов, в минэкологии эти действия назвали обоснованными.
Петр Соловьев в открытом письме сообщил, что давление на общину началось еще весной и несколько раз его инициировал глава Кировского наслега Максим Алексеев, грубо вмешиваясь в жизнь общины. Соловьев считает, что чиновников интересуют долгосрочные лицензии общины на охоту диких животных.
"Разъясните, имели ли право инспекторы на применение табельного оружия? Законно ли было оставлять члена родовой общины в наручниках на восемь часов? Имел ли право глава Кировского наслега преследовать лодку представителей КМНС и принимать участие в их задержании? – спрашивает глава общины. – Какое право имели инспекторы и частное лицо отобрать документы общины "Болгит" и, по нашим данным, уничтожить их? Почему лодки инспекторов не имеют опознавательных знаков? Не является ли такая "удобная" родственная смычка инструментом для захвата управления над РОКМНСЭ "Болгит" со всеми его охотничьими угодьями в 1,2 млн гектаров и лицензиями на дичь?". Соловьев попросил дать инциденту правовую оценку, пишет "Регнум".
В феврале чукотская община "Нутенвут" заявила, что с ноября не может забрать у ФСБ 4,5 тонны красной икры, конфискованной сотрудниками ведомства в аэропорту Якутска. Груз красной икры на 14 млн рублей община везла для нового поставщика, однако его конфисковали, несмотря на документы ветстанции, а на организацию спустя три месяца завели уголовное дело. Сейчас в ФСБ заявили рыбакам, что "икры нет".