"Это была локальная война за независимость!"

Сергей Фургал

Во втором туре выборов губернатора Хабаровского края единоросс Вячеслав Шпорт, уже отработавший два срока главой региона и шедший на повторное голосование под лозунгом "Команда президента", потерпел поражение от депутата Госдумы Сергея Фургала, которого выдвинула ЛДПР. Поражение можно назвать сокрушительным: Фургал опередил Шпорта на 40 процентов.

У 48-летнего Сергея Фургала есть пять дней на то, чтобы сложить с себя полномочия парламентария. Его предшественник 64-летний Вячеслав Шпорт был губернатором два срока подряд. Он занял эту должность в 2009 году как назначенец президента, одобренный краевой думой. В 2013 году Шпорт победил на выборах, в которых также участвовал и Сергей Фургал, в то время так же, как и сейчас, бывший депутатом Госдумы.

Сергей Фургал, в прошлом врач-терапевт и невролог, в 1990-е годы был врачом в Поярковской райбольнице, Амурская область. Затем занялся предпринимательством, занимался поставками металлолома и древесины в Китай. Сейчас в Хабаровском крае Сергея Фургала считают близким к группе компаний "Торэкс", которая занималась сбором и экспортом лома металлов. "Торэкс" сначала планировал запуск собственного сталепрокатного производства на территории опережающего развития "Хабаровск" (площадка "Ракитное"), а затем приобрел имущественный комплекс "Амурметалла". Сейчас завод успешно торгует сталепрокатом с азиатскими партнерами под торговой маркой "Амурсталь" – историческое название метзавода в Комсомольске.

​Сергей Фургал даже выступал посредником на переговорах между потенциальными покупателями "Амурметалла", дальневосточным полпредством президента и краевыми властями, заинтересованными в сохранении и развитии сталелитейного производства в Комсомольске-на-Амуре – это почти три тысячи рабочих мест. На выборах нынешнего состава Госдумы Сергей Фургал выдвинулся в депутаты именно по Комсомольскому одномандатному округу. "Единая Россия" в этом округе тогда не выставила кандидата, а хабаровский адвокат, бизнесмен и руководитель местной федерации дзюдо Геннадий Мальцев снял кандидатуру после предложения Шпорта возглавить Корпорацию развития Хабаровского края. Не исключено, что именно эти договоренности и рокировки вкупе с перезапуском "Амурметалла" сделали Сергея Фургала особенно популярной альтернативой действующей власти в Комсомольске-на-Амуре, или, как называют его местные СМИ, "городе особого президентского внимания".

По итогам воскресного голосования в этом городе Фургал набрал 68,8 процента голосов против 30,81 у Шпорта. Как сообщил утром во вторник председатель краевой избирательной комиссии Геннадий Накушнов, окончательные итоги по краю выглядят так: Фургал – 69,57%, Шпорт – 27,97.

– Избирательная кампания по выборам губернатора Хабаровского края подошла к своему завершению. Избиратели проявили высокую активность: я напомню, что при основном голосовании явка составила 36,09 процента, сейчас она была выше 47 процентов. Это говорит о том, что жители нашего края активны, они заинтересованы в будущем нашего края и в том, кто будет руководить им в будущие пять лет. По результатам выборов уже обработаны все 100 процентов бюллетеней и они введены в систему "ГАС Выборы". Таким образом, никаких изменений быть уже не может. Победителем будет признан на заседании комиссии через три дня Сергей Иванович Фургал, набравший около 70 процентов голосов, – сказал Накушнов на пресс-конференции в понедельник.

Для одних в Хабаровском крае итоги второго тура стали неожиданностью, для других – ожидаемым, но приятным или неприятным сюрпризом. Можно утверждать, что для многих это голосование стало протестным – не за Фургала, а против Шпорта. Еще до первого тура политологи считали Вячеслава Шпорта непроходной фигурой, чему немалую службу сослужил "провальный информационный блок", утверждает политконсультант Даниил Ермилов.

Даниил Ермилов

– Однозначно можно сказать, что Хабаровский край победил. Люди сделали свой выбор, несмотря ни на что. Прогноз был, в принципе, сопоставим. Наши коллеги из Москвы делали исследование: 72% против 28%, с погрешностью прогноз удержался, – говорит Ермилов. По его оценке, кандидат ЛДПР провел предельно корректную кампанию.

– Один штаб изо всех сил боролся, второй штаб не боролся и не хотел провокаций, победа, если и рассматривалась, то чистая, легитимная, без каких-либо нарушений, и к этому подходили очень щепетильно, это было заметно. По количеству агитации, по качеству агитации, аудио- и видеороликов, которые штаб Фургала делал – все корректно максимально, интеллигентно, я бы даже сказал.

Долг региона 46 миллиардов и продолжает расти, на что эти деньги потрачены, куда они делись?

У жителей Хабаровского края накопилось немало вопросов за те 9 лет, когда регионом руководил Вячеслав Шпорт. В частности, они касаются расходования денег.

– Жители края у нас все-таки консервативные, спокойные, выдержанные, – говорит Даниил Ермилов. – Им всегда нужна аргументация рациональная того, что происходит. И когда мы видим весной этого года, что долг региона 46 миллиардов и продолжает расти, на что эти деньги потрачены, куда они делись? Мы какие-то заводы построили для края, мы во что-то вложились, дороги построили, которые будут давать прибыль краю? Нет, этого сказано не было, и, конечно, люди в массе своей были недовольны ситуацией. Это полный провал блока информационной политики, которая, по мнению экспертов, велась чисто формально. Я думаю, что это показательно не только для края, для ДФО, но и для всей страны, система дает сбои по стране – люди хотят немного иного. Фактически мы были свидетелями не революции, но такой локальной войны за независимость. У людей открылись глаза, они проявили свое мнение и поддержали Сергея Фургала. Аргументация была разная: от того, что надоело беззаконие, от того, что приехало очень много некомпетентных специалистов, от того, что зампредов больше, чем министров.

Избиратель, не пришедший на участок по мотивам "все равно там лохотрон", – это почти готовый стихийный бунтовщик

Власть не смогла адекватно оценить рейтинг Шпорта и перспективу его переизбрания, считает хабаровский адвокат Константин Бубон.

– Иначе и быть не могло. Думаю, у Шпорта в первую очередь не было ни малейшего шанса осознать степень собственной непопулярности: СМИ и общественники идеально "зачищены" и предельно подобострастны. У тех, кто планирует политику, хоть внутри партий, хоть в АП, не было ни малейшего шанса оценить перспективу предстоящих выборов и выдвинуть хоть кого-то, кроме спойлеров, хотя бы для подстраховки. Власть совершила успешное самоудушение. Кстати говоря, хабаровские выборы раскрывают тайну социологических "молчунов". Обратите внимание на минимальный разрыв между кандидатами в первом туре, и сокрушительный разгром во втором! Это может означать только одно: на участки пошли люди, которые увидели реальный шанс, по крайней мере, на протестный результат. Как только шансы стали очевидны – толпа хлынула к избирательным урнам, но для этого потребовалась "реклама" в виде второго тура. То есть до этого люди в массовом порядке не верили в соблюдение процедуры голосования, честный подсчет и т. п., – считает Бубон. – Трудно измерить, в какой степени российский режим держится на уверенности жителей страны в том, что их все равно обманут при подсчете голосов. Какова бы ни была эта степень, она и отражает нестабильность власти: избиратель, не пришедший на участок по мотивам "все равно там лохотрон", – это почти готовый стихийный бунтовщик, но чаще – тихий саботажник.

Леонид Бляхер

​Безусловно протестный характер голосования отмечает и профессор ТОГУ, политолог, доктор философских наук Леонид Бляхер:

– Мы имеем достаточно стандартный вариант протестного голосования: голосовали не за, а против. И, в принципе, понятно почему. Во-первых, динамика развития края снижалась – и это даже не вина Вячеслава Шпорта: так сложились обстоятельства. Это реакция на развитие Дальнего Востока, в рамках которого много о чем помнилось, но как-то "забылись" сами дальневосточники. Во-вторых, это реакция на крайнюю несамостоятельность края.

Власть сама запрограммировала результат, который продемонстрировали нынешние выборы в целом ряде регионов, где "Единая Россия" потерпела поражение, считает председатель Общества защиты прав потребителей города Хабаровска Владимир Денисенко:

– У людей просто не было выбора. Мне думается, что когда убрали графу "против всех", не представляли последствий. А прошедшие выборы показали, к чему это привело. Когда эйфория по поводу "мы это сделали" пройдет, надо будет думать о том, как выстраивать отношения, как налаживать взаимодействие населения с новой администрацией. Я надеюсь, это у нового губернатора получится. Надеюсь, что получится и компенсировать ту негативную ситуацию, в которой Хабаровский край оказался.

Игорь Желтоухов

В эти выборы жители Хабаровска проявили себя как гражданское общество: люди показали свое отношение к существующей ситуации, и это вполне объяснимо, – таково мнение актера краевого музыкального театра Игоря Желтоухова:

– Мы проголосовали, а сейчас будем смотреть, что из этого получится. Вячеслав Шпорт предлагал своему оппоненту войти к себе в команду. А сейчас интересно, кого победитель возьмет в свою команду и какой она вообще будет. По идее, Сергею Фургалу надо будет реализовывать то, что обещал его предшественник. Но я не знаю, будет ли он это делать, ведь он этого не обещал! У него и его партии могут быть другие предпочтения. Сам я голосовал, кстати, именно за Шпорта. Мне стабильность дорога.

Александр Альдиев

Хабаровский край, при всей общности проблем с другими дальневосточными регионами, имеет свои особенности, считает журналист Александр Альдиев:

– Такой особенностью стала система управления краем, где довольно сильно проявляется безответственность руководителей разного уровня. Нельзя сказать, что наш край чем-то особенным в этом смысле отличается от своих соседей – проблем с властью, руководящая часть которой ощутила себя новым дворянством, хватает и там. Наша уникальная особенность заключается в том, что наши руководители с начала "прокукарекают" в СМИ о каком-то полезном начинании, а вот довести его реализацию до логического завершения получается не всегда.

Сергей Фургал – это кандидат, который был согласован с Кремлем, он является частью властной системы

В качестве примера Альдиев называет особую портовую экономическую зону в Советской Гавани, которая была ликвидирована после почти 10 лет существования, и ТОРы, где потенциальных резидентов в десятки раз больше реальных.

– Как говорили во времена Советского Союза, краевые власти провалили идеологическую работу в ключевом городе. Что в числе прочего и привело к тому результату, что получил Вячеслав Шпорт на выборах в Комсомольске-на-Амуре.

Алексей Ворсин

Никаких кардинальных изменений от смены губернаторов ждать в регионе не приходится, Фургал – часть властной системы, уверен координатор штаба Навального в Хабаровском крае Алексей Ворсин, который успел прокомментировать корреспонденту "Сибирь.Реалий" итоги выборов по дороге из спецприемника в суд:

– Реальный антирейтинг губернатора Шпорта был огромный, мы это ясно почувствовали, когда летом занимались выборами мэра города. Люди рассказывали о своем отношении к губернатору. Мы ожидали, что его рейтинг сильно просядет. Кроме того, протестное голосование увеличилось из-за пенсионной реформы и других решений власти. Общество стало просыпаться, реагировать. Негативно то, что победитель Сергей Фургал – это кандидат, который был согласован с Кремлем, он является частью властной системы. Он стал депутатом Госдумы по договоренностью с администрацией президента, по его Комсомольскому одномандатному округу "Единая Россия" не выставила своего кандидата, чтобы обеспечить его прохождение. Сергей Фургал считается лояльным политике Путина. Поэтому от того, что он стал губернатором, система не изменится. Будут какие-то перестановки на местах, власти придется провести кадровые назначения, убрать самых одиозных чиновников, решить какие-то локальные вопросы на местах. И это хорошо, конечно. Но свободы больше не станет, давление на независимые СМИ не станет меньше. Сейчас люди вздохнули с облегчением, все рады, что не будет больше губернатора Шпорта. Люди воодушевлены, есть надежды на перемены, но я бы не впадал в какую-то эйфорию, что нам удастся что-то улучшить кардинально.

По мнению московского политолога Аббаса Галлямова, власть сама виновата в проигрыше Шпорта – Кремль не учел запроса на перемены:

Соблазн проголосовать за нового президента тоже был, но в конце концов победил страх неопределенности

– Проблема в запросе на обновление, который предъявляет избиратель. Все свеженазначенные Кремлем врио избрались без всяких проблем. Со сложностями столкнулись в основном те, кто идет на второй срок. Люди удовлетворили свой запрос на стабильность полгода назад, когда проголосовали за Путина. Запрос на обновление остался неудовлетворенным. Он и сыграл в ходе этой кампании.

– С чем связан запрос на обновление? Раньше никого не волновали губернаторы, которые сидели срок за сроком на своем месте. И почему этот запрос не сработал с самим Путиным на президентских выборах?

– Именно потому что он не сработал с Путиным, он так усилился сейчас. Соблазн проголосовать за нового президента тоже был, но в конце концов победил страх неопределенности. Люди испугались неизвестности и проголосовали за "стабильность". А потом у них возникло ощущение, что "если уж нельзя поменять президента, да еще и правительство осталось старое, то надо поменять хотя бы губернатора".

Избранный губернатор Хабаровского края Сергей Фургал сегодня рассказал журналистам о том, чем собирается заняться в первую очередь:

– Выборы прошли, изменения неизбежны. Нужно понимать, что при такой явке и при таком количестве голосов на руководителя региона ложится колоссальная ответственность. Я призываю и законодательную и исполнительную власть отбросить в сторону все недоразумения, недочеты, противоречия. Я всем предлагаю: давайте начнем работать на Хабаровский край, для людей. Если человек готов честно работать на Хабаровский край и умеет это делать, значит, я с ним сработаюсь. Но если человек не готов к этим условиям, каким бы хорошим он ни был, с таким я не сработаюсь.

По словам Фургала, новое правительство он сформирует в течение двух недель. Структура и штатное расписание нового кабинета министров уже готовы, но знакомить с ним он будет готов только после присяги и вступления в должность.

– Серьезное внимание будет уделено скорой медицинской помощи, сельской медицине. Самое важное, за что мы возьмемся, – это молодежь и студенты. Если мы сегодня не остановим отток кадров из этой сферы и не продумаем, как нам, кроме сохранения, их выращивать, то система здравоохранения именно как система просто прекратит свое существование. Сегодня она находится в плачевном состоянии. Высокотехнологичная медицина у нас развита достаточно хорошо, это необходимо и правильно. Но нельзя жить и без первичного звена. Что касается промышленности, то этой отрасли будет уделено особое внимание. Пришло время собирать камни. За эти годы мы слишком много потеряли в промышленности. Да, это тяжело, но восстанавливать придется. Предприятия будут создаваться и восстанавливаться. Но настолько, насколько хватит сил, энергии и здоровья.

Вячеслав Шпорт

Обратился к жителям региона через видеоролик, распространенный пресс-службой губернатора, и Вячеслав Шпорт:

– Наш Хабаровский край – регион непростой. По многим вопросам мне и моей команде приходилось принимать сложные, иногда непопулярные решения. Но мы никогда не гнались за сиюминутным популизмом, действовали в интересах будущего. Искренне желаю избранному губернатору плодотворной работы и успешно выполнить взятые на себя обязательства перед гражданами. Я навсегда останусь предан моей малой Родине, родному Хабаровскому краю!

Перед первым туром в баннерах, агитирующих за прежнего главу, использовался слоган "Вячеслав Шпорт – надежное будущее". Ко второму его сменили на "Вячеслав Шпорт. Команда президента". Теперь этой команде предстоит покинуть хабаровский "Белый дом", расположенный на площади Ленина, бывшей когда-то и площадью Свободы, и кладбищем.

Основное число жалоб на нарушения, допущенные во втором туре, сняты самими заявителями. И, похоже, уже ничто не должно помешать вступлению в должность нового губернатора, которое запланировано на следующую неделю.