В Кировском районном суде Иркутска вчера состоялось первое судебное заседание по уголовному делу об истязании полицейскими молодого иркутянина Сергея Стручинского, которого после возбуждения дела убили неизвестные. Об этом корреспонденту "Сибирь.Реалий" сообщил правозащитник Николай Х.
Сестра погибшего, выступившая после смерти брата в качестве потерпевшей по уголовному делу о пытках, уверена, что смерть Сергея не обошлась "без помощи полицейских". По ее словам и свидетельствам других очевидцев, Сергея избили 17 сентября 2015 года в центре Иркутска в здании УВД по улице Декабрьских событий – экс-начальник УГРО Правобережного района Иркутска Тарасов и двое его подчиненных. "Его выволокли из квартиры утром, отвезли в отделение, где издевались весь день – приковали наручниками, били по голове и телу битой и палкой, лили кипяток на голову, надевали пакет на голову, скакали по ногам – левая у него была в итоге сломана. Он вернулся домой – не мог дышать, хромал, еле передвигался. Мы с Галиной Ждановой повезли его в травмпункт, сняли побои. Я точно знаю, что били Сергея в этом отделении – когда в 16 часов туда привезли меня, я через стенку слышала его крики: "Помогите! Спасите!" – вспоминает сестра убитого Стручинского Марина Усимова.
Через полгода угроз со стороны неизвестных и после того, как пострадавшему и его семье удалось возбудить дело о пытках полицейскими, Стручинский был убит при странных обстоятельствах – 1 апреля 2016 года его, по словам соседки, увезли со двора собственного дома неизвестные на черной машине, а на следующий день его нашли мертвым в реке рыбаки. Медэксперты подтвердили убийство – сначала погибшего долго били, потом задушили, а после утопили в реке, рассказывает Усимова.
По словам их знакомой Галины Ждановой, истязали Сергея, а после, вероятно, и убили, за то, что он отказывался подтверждать причастность своего друга Фролова к убийству сына Ждановой. "Я и сама не верю, что Фролов убил моего сына, но у следователей уже были составлены все бумаги о его виновности, они задним числом выбивали из Сергея это признание", – заявила Галина Жданова.
На прошедшем заседании суд перенес слушание для того, чтобы заслушать показания свидетелей защиты. Тем не менее адвокат пострадавших полагает, что процесс не затягивается, и дело будет решено в пользу истцов. По статье о превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств им грозит до 10 лет заключения. "На редкость адекватна судья, рассматривающая это дело. Да и сторона защиты не допускает пока ничего противоправного. Дело Фролова, которого ранее посадили за несовершенное им убийство, тоже разрешилось – сейчас он на свободе", – прокомментировал редакции "Сибирь.Реалий" правозащитник.
В начале августа другая пострадавшая жительница Приангарья Марина Рузаева, обвинившая полицейских Усолья в пытках и истязаниях, узнала о том, что месяцем ранее ее уголовное дело закрыли. Ее муж Павел Глущенко уверен, что документ оформили задним числом, поскольку 16 июля из столичного следкома был запрос по этому делу о пытках. "Получается, усольский следователь пошел против решения областного суда и Следственного комитета России! Мы, конечно, не собираемся сдаваться, будем обжаловать решение закрыть дело, юристы уже готовят документы", – сообщил Глущенко редакции "Сибирь.Реалий". По словам Глущенко, в документе об отказе есть множество очевидных обманов: к примеру, следователь называет обвиняемых "неизвестными лицами", хотя Рузаева опознала всех троих на очных ставках, полиграф подтвердил их причастность к истязаниям женщины, а также ранее Следственный комитет Приангарья выдвинул против них обвинение.
Жительница города Усолье-Сибирское в Иркутской области Марина Рузаева больше 2 лет пытается привлечь к ответственности полицейских, которые пытали ее в участке. По словам женщины, ее пять с половиной часов избивали в усольском отделении полиции с применением электрошокера, заставляя признаться в убийстве соседа. Правозащитникам Иркутска с большим трудом удалось добиться возбуждения уголовного дела на майора Дениса Самойлова и оперативников Александра Корбута и Станислава Гольченко, пытавших Рузаеву в участке, но в начале прошлого года усольский прокурор вернул дело в местный следственный комитет на доработку. В суд оно уже не попало.
Смотри также Приангарье: суд отказал жертве полицейских в жалобе на бездействие Смотри также "Этих оборотней в погонах надо судить"