Красноярский художник Владислав Гультяев, автор знаменитого альтернативного памятника Ивану Грозному – "окровавленного" кола, установленного в Канске, и инсталляции "Лайк – репост – решетка", шестого октября презентовал свою новую работу.
Новый артефакт называется "Зона спорта" и представляет собой фигурки спортсменов, сделанные из колючей проволоки, в обрамлении пластиковых голубей. Посвящена композиция зимней Универсиаде, которая пройдет в Красноярске в начале 2019 года. Автор рассказывает: замысел работы в том, чтобы показать противоречие между главной идеей Универсиады – стать настоящим праздником для молодежи, да и для всех горожан – и тем, как эта идея воплощается в реальности.
"Сибирь.Реалии" уже рассказывали о вырубках тысяч деревьев на месте строительства объектов Универсиады и о том, что участки леса и соседние со стройплощадками дачи оказались за колючей проволокой. Но заборами с колючей проволокой, как выясняется, сейчас обнесены и сами спортивные объекты Студенческих игр. Например, те, которые относятся к красноярской Академии биатлона. И, судя по всему, соревнования Универсиады тоже будут проходить за колючей проволокой. По крайней мере, горожане, для которых доступ к одному из любимых мест прогулок оказался отрезан, уверены в этом.
Рядом с одним из объектов Академии биатлона художник и установил свою инсталляцию.
То, что там нагорожено, поддерживает самые тупые, самые жуткие представления о Сибири: каторга, зона, лагеря, колючка, уголовники
– Владислав, когда мы с вами разговаривали о вашей инсталляции "Лайк – репост – решетка", вы сказали, что есть работы, которые художник просто не может не сделать. "Зона спорта" тоже к таким относится?
– Да. Меня эта проблема чрезвычайно волнует. Сейчас в Красноярске вообще идет какая-то заборомания – высокими глухими заборами окружены дома, дворы, школы, скверы. То ли люди отгораживаются от пугающего их мира, то ли город от людей. А то, что сделано на биатлонке – это вообще кошмар. Это не просто неэстетично. То, что там нагорожено, поддерживает самые тупые, самые жуткие представления о Сибири: каторга, зона, лагеря, колючка, уголовники… Представляете, приедут люди в наш город и все это увидят?!
– Вы говорите, что ваш главный замысел – показать "разлет" между главной идеей Универсиады и ее воплощением. У красноярцев, надо сказать, вообще много претензий накопилось к тому, как идет подготовка к Играм. Вырубки деревьев, бездумный снос старых домов на территориях, где должны появиться объекты Универсиады... Как вы считаете, все это скажется на имидже этого, по идее, радостного спортивного события?
– Ну, в глазах иностранцев имидж Универсиады точно не будет угроблен. Им-то что? Они приедут сюда на несколько дней – посоревноваться или поболеть, отдохнуть, затусить с местными девушками.
Эти конструкции четко говорят: люди должны привыкать к ограничениям и знать свое место
Но тут вообще другое тревожит. Ведь какова скрытая, идущая из подсознания символика всех этих заборов с колючкой? Реально они никого ни от чего не защищают, ни от каких гипотетических террористов не спасут (не дай бог, конечно, такие появятся, хотя на моей памяти в Сибири, к счастью, ни одного теракта не было). Но эти конструкции четко говорят: люди должны привыкать к ограничениям и знать свое место: куда можно, куда нельзя. А для меня как свободного человека это неприемлемо. И, как мне кажется, все прямо указывает на то, что у нас в стране вообще и в Красноярске в частности происходит что-то неладное. Общение молодежи, спорт, дружба – то, ради чего и проводится Универсиада, – все это вдруг должно оказаться за колючей проволокой… Вообще-то, Универсиада – явно положительная штука, Красноярску вон под это дело денег подкинули, но дьявол, как известно, в деталях.
– Ну, может быть, просто кто-то чего-то недодумал и недоучел, устанавливая такие заборы?
Они предпочитают не видеть и того, что перед ними – потраченные зря деньги, испорченный спортивный объект, загубленная природа
– Да, это говорит о некомпетентности людей, которые всем этим занимаются, но и об определенной их неадекватности тоже.
Вообще, сейчас у нас у власти силовой блок, а для них это органично – давить, хватать и не пущать. Ну и поколение людей с еще советской закалкой сейчас по-прежнему в строю, с советским же менталитетом. Весь этот вождизм, на выборах один кандидат из одного возможного, все эти коммунисты, вдруг ставшие христианами, комсомольцы, переквалифицировавшиеся в успешных топ-менеджеров – для них, думаю, в таких вот конструкциях тоже нет ничего необычного или раздражающего. Они предпочитают не видеть и того, что перед ними – потраченные зря деньги, испорченный спортивный объект, загубленная природа. Им их представления не позволяют это замечать.
– Владислав, ваши предыдущие работы – кол Ивана Грозного и "Лайк – репост – решетка" – были убраны довольно быстро после установки. И с этой наверняка произойдет то же самое…
– Ну и что? Главное – сделать. Я ее установлю, сфотографирую, а в остальном поможет интернет. Мне важно поднять волну, чтобы людей, недовольных этим уродством, услышали и все-таки убрали его. В общем, в том и суть актуального искусства, что оно незамедлительно реагирует на самые острые проблемы, а в идеале – меняет мир. Я думаю, что моя инсталляция удовлетворяет обоим этим условиям. Важно еще, чтобы художественная идея была понятна и доходчива без описаний на несколько страниц. Мне кажется, в данном случае это удалось.
Владислав Гультяев намерен создать на своей странице в соцсети голосование по поводу заборов с колючкой рядом со спортивными объектами. Он надеется, что это сможет убедить людей, которые принимают решения, убрать колючую проволоку из красноярского леса и от спорткомплексов Студенческих игр вообще.
К слову, встретившиеся на обратном пути после установки инсталляции горожане поддержали работу Владислава и высказались за то, чтобы жутковатые заборы исчезли как можно скорее.