Памятник Йети

Ольга Чупаченко

Приехав в Шерегеш в полной темноте, напротив гостиницы увидели мы высокую и узкую башню без окон. Лишь высоко наверху желтел тусклый свет. Да и все окружение мало говорило о горнолыжном курорте. Ладно, решили, утром разберемся....

Шерегеш

Утром выскочила оглядеться. Башня оказалась шахтой, но не угольной, а железорудной. Рядом черным угольным дымом дымили трубы. К ней со всех сторон стекались рабочие, все больше на экскаваторах либо на "КамАЗах". Ну, кто на чем на работу ездит. Остальных возят в советских еще перевозках. Ну а МЧС – в своих автобусах.

Шерегеш

Сам поселок небольшой. Изначально строился как рабочий. Есть главная улица с сувенирными магазинчиками, с досуговым центром, названным в честь священной горы шорцев – "Мустаг".

Шерегеш

Да, в этих местах живут шорцы – тюркоязычный народ, их южная группа. А местность называется Горная Шория. Всего шорцев насчитывают около 14 тыс. человек. Они есть еще на Алтае и в Хакасии. А вот в районе Бачатского угольного разреза мы общались с телеутом, их всего менее 3 тыс. человек. Почти все живут на юге Кемеровской области.

Шерегеш

Курорт здесь тоже есть. И знаменитый. Но мы были не в сезон. Ближе к горам позже видели красивые коттеджи для туристов, и там, конечно, другой мир, намного наряднее. А лыжники любят эти места за глубокий снег и возможность кататься без подготовленных трасс, называется это фрирайд.

Шерегеш

Искали мы следы легенд о снежном человеке. И первые, кто случайно наткнулись на памятник Йети в темноте, слегка испугались, не сразу поняв, что за страшная обезьяна им попалась и к чему. Потом уже к этому Йети все сбегали не по разу. Стоит он около баньки, с букетом искусственных цветов в руке и сноубордом. А мордашка грустная.

На другой стороне поселка у заправки изваяли местные умельцы семейную пару с младенцем. Те выглядят бодро.

Необычное все-таки место – Шерегеш. Горнолыжный курорт, подсознательно воспринимается как чистое и красивое место. И горы хороши, хоть мы видели их без снега. Но вот под ними Шерегешский рудник. А еще народ "раскопал" зону строгого режима. Ну где вы еще такой микс найдете?

Шерегеш

А с другой стороны – символично. На таком пятаке – и тяжелая грязная нездоровая работа, и место лишения свободы, от которого у нас не зарекаются, и мечты о свободном полете в снежных искрах, куда душа пожелает, и священная, до боли любимая природа с родовыми местами и легендами, без которой ты никто и звать никак.

Ольга Чупаченко – директор ОО "Центр спутникового мониторинга и гражданского контроля"

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции