"Мы чужие на своей земле"

Kamchatka Pimchah

На Камчатке чиновники потребовали от местной общины ительменов освободить земельный участок, где расположен музей под открытым небом "Пимчах" – одна из главных достопримечательностей региона. Причина этого решения – окончание срока аренды. Представители общины уверены, что никогда не получат родную землю в безвозмездное пользование.

"Обидно, больно и тяжело"

Село Сосновка находится в Елизовском районе, на юго-востоке Камчатского полуострова. В шести километрах от Сосновки расположен музей под открытым небом "Пимчах". Окрестности горы Острая считаются священными местами для старейшей народности на полуострове – ительменов.

Вера Ковейник

– Отношение властей, конечно же, удивляет. Ведь мы были первыми, кто создал нечто подобное. Музей создан еще в начале нулевых, а строить все мы начали еще в 1998 году. Сами, нам никто не помогал. Своей родовой общиной ительменов мы воссоздали деревню, такой, какая она была в царское время. Жалко, если все это придется разрушить, – говорит глава общины ительменов Вера Ковейник.

В переводе "Пимчах" означает "огонек". Активисты воссоздали средневековое ительменское село по работам исследователя Камчатки Степана Крашенинникова. В деревне можно увидеть традиционные постройки ительменов: к примеру, так называемый балаган или барбор – летнее жилище ительменов, представляющее собой что-то вроде шалаша на деревянных сваях. Зиму ительмены проводили в бревенчатых землянках. В деревне-музее есть также костровище и тотемный холм, на котором стоят идолы древних богов Северной Камчатки.

Балаган

Двадцать лет Ковейник и ее община арендуют эту землю у местных властей. Здесь проходят многочисленные этнические экскурсии и детские гастрономические фестивали. Ежегодно в сентябре в "Пимчахе" проводят главный этнический праздник камчадалов "Алхалалалай" – праздник урожая. В "Пимчахе" его отмечают в течение 20 лет. Община и гости благодарят богов за хороший улов или удачную охоту.

В музее проводят конкурс по обработке лосося, морского зверя, состязания в народной песне и традиционный для северных народов конкурс гримас. Завершает празднование этнический танцевальный марафон. В 2016 году он стал рекордным по продолжительности – 16 часов и 35 минут. Тогда же праздник посетили около 5 тысяч гостей, выступили более 300 артистов из Сибири и Дальнего Востока.

Если сдавать, то там сносить все надо трактором. Как говорится, на своей земле, у своей реки, сидит абориген и плачет

Несколько дней назад чиновники краевой администрации вдруг заявили, что срок аренды истек, поэтому общине придется покинуть участок.

– Понимаете, я все эти годы занималась организацией праздников для детей, то есть я занималась культурой, а не формальностями, не бизнесом. И когда аренда закончилась, я, признаться, даже не могла поверить, что они нам не продлят аренду. Говорят, там поменялся закон какой-то… И вот, уже примерно неделю мы сидим как на пороховой бочке. Здесь же столько построек. Чиновница нам так и сказала, что сейчас выйдет какой-то человек в администрации из отпуска, и вы ему землю сдадите. А если сдавать, то там сносить все надо трактором. Как говорится, на своей земле, у своей реки, сидит абориген и плачет. Больно, обидно и тяжело пока.

Костер в Пимчах

Еще накануне в "Пимчахе" готовились встречать гостей из Швейцарии, но теперь визит под вопросом. Вера Ковейник не понимает, зачем властям понадобился участок 1,7 га – вовсе не большой по меркам Камчатки. В случае необходимости она готова обратиться в суд.

К нам люди приходят ради духовного: послушать ветер, журчание речки, в конце концов

– Мы бы, конечно, хотели, чтобы нам эту землю отдали. Но пока это лишь мечты. Сами видите, арендуем. Причем срок продлевать приходится каждые пять-десять лет. Ведь музей под открытым небом – это ради духовности. Не всем же заниматься бизнесом! К нам люди приходят ради духовного: послушать ветер, журчание речки, в конце концов. Надо же и чтобы такое было, а не лишь бы хапать деньги!

Бизнесом музей под открытым небом и впрямь не назовешь. "Пимчах" – общественная организация, которая зарабатывает на круглогодичных экскурсиях: обзорная стоит 500 рублей с человека, развернутая – 1000 рублей. Детей до 12 лет пускают бесплатно. В музей приглашают волонтеров, которые в обмен на помощь по хозяйству могут некоторое время жить на территории деревни и участвовать в экскурсиях. Благо, добраться до Сосновки не проблема, село находится в 40 минутах езды от Петропавловска-Камчатского.

На следующей неделе у ительменов назначена встреча в правительства края. Чиновники уже пообещали "решить вопрос", однако Вера Ковейник не спешит верить властям.

– Что ждать от встречи с властями, я не знаю. Посмотрим, как они будут выкручиваться. Губернатор, например, вообще про это не знает. И интересно, что когда приходят время платить за аренду, они сразу присылают бумажку. А тут они почему-то промолчали и поставили перед фактом. Они прислали бумагу, что срок аренды закончен, потому что мы не участвовали в аукционе. Но аукцион мы никогда не выиграем, мы не бизнесмены. Получается, свою же землю мы должны покупать.

"Мы где-то на задворках"

Ительмены проживают по всей территории Камчатки и в Магаданской области. Главным населенным пунктом этого народа считается село Ковран в Тигильском районе: здесь нет мобильной связи и живут около 200 человек, занимающихся рыбалкой и охотой. Добраться в Ковран можно на вертолете или вездеходе.

– Численность ительменов сейчас очень небольшая, – говорит депутат Законодательного собрания края Татьяна Романова. – По последней переписи, где-то около трех тысяч, а сейчас, возможно, уже и меньше. Язык они стараются сохранить, и что радует, пытаются его возродить. Но это они сами, а вообще-то должна быть государственная программа. Должны деньги выделяться. Раньше в советское время и коряки, и ительмены, и эвены учили язык, начиная с детского сада. Были ставки в учреждениях для учителей. А сейчас в школах один час в неделю, и учитель работает на полставки. Что это такое? Фактически его сейчас в школах не изучают. Отсюда все и идет. Если нет государственной поддержки, то о чем можно говорить.

Это единственное место, где проходят большие этнические праздники. Только оно осталось, больше ничего нет

Татьяна Романова возглавляет Ассоциацию коренных и малочисленных народов Севера Камчатского края. По ее словам, эвены, чукчи, алеуты и камчадалы испытывают те же проблемы, что и ительмены: численность народностей падает, а сохранять культуру удается за счет энергии энтузиастов. Примерно на одном уровне сохраняется численность

коряков, которые проживают более сплоченно на севере полуострова.

– Они живут в глубинке, поэтому как-то больше в своей среде. А "Пимчах" – визитная карточка Камчатки, совершенно точно. Это единственное место, где проходят большие этнические праздники. Только оно осталось, больше ничего нет, не осталось. Мы где-то на задворках, коренные жители и народности. Если отберут еще и "Пимчах", это будет вообще неправильно. Сейчас получается, что мы чужие на своей земле. Захотели – отобрали.

По официальной информации, на Камчатке действует 10 этнических деревень, в основном рассчитанных на семейные туристические поездки. В 2018 году в Елизовском районе открыли питомник ездовых собак "Хальч".

– Есть центр, где пытаются возродить собаководство. И "Пимчах". Но в то же время коренным общинам получить землю очень непросто. Например, Олег Запороцкий (председатель Ассоциации ительменов. – СР) пытается как-то землю оформить, чтобы праздники проводить по ительменским обычаям. Но мы ее не можем заполучить, сколько они уже бьются. Можно ли сделать так, чтобы земля полностью нам отошла? Да кто нам ее отдаст! Вы знаете, даже говорить не хочется… Грустно – не то слово.

Татьяна Романова намерена сделать все возможное, чтобы "Пимчах" оставили на их земле.

– Я думаю, мы сумеем это решить. Я сама об этом узнала только в пятницу вечером. Некрасиво получилось, конечно… Вы знаете, когда чиновники вот так начинают общаться, с грубостью, с нежеланием, тогда такое и получается. "Убирайтесь" – что это за отношение? Таких чиновников самих гнать надо к чертовой матери. Вы работаете для народа, вы для этого там сидите и получаете заработную плату. Будьте добры как-то нормально с людьми работать. А они начали: место освобождайте, теперь оно вам не принадлежит. Как это терпеть?