В Нидерландах по общественному телевидению показали фильм про Кемеровскую область и экологическую ситуацию в ней. На создание материала журналистов телерадиокомпании NOS подтолкнул черный снег, выпавший на юге Кузбасса в начале февраля этого года. Голландские репортеры побывали в Новокузнецком районе, в поселках Апанас и Березово, где местные жители регулярно выступают с акциями протеста против добычи угля. Они рассказали, каково это – жить в нескольких метрах от разреза, просыпаться от постоянных взрывов и дышать угольной пылью.
"Здесь очень пыльно и шумно, владелец разреза плюет на наших детей и наше здоровье, ужасно грустно, что он живет за границей, пока зарабатывает здесь свои деньги", – пожаловалась жительница района Галина.
С ее слов, жители рады бы все переехать, но их жилье никто не покупает. Пытались протестовать против засилья угольных предприятий, но полиция на несколько суток арестовывает активистов, и потом им всем селом приходится скидываться, чтобы выплатить судебные штрафы за незаконные митинги.
В фильме уголь называют главной бедой и большим горем сибиряков. "Когда вы пользуетесь нашим углем, знайте, это уголь на крови, на костях наших предков, на нашей свободе", – говорят местные жители европейцам.
С разрешения властей угольщики продолжают наращивать объемы добычи. Если в советское время во всем СССР, включая Украину и Казахстан, добывали 160–180 миллионов тонн угля, то сегодня только в Кемеровской области ежегодно из недр достают больше 240 млн тонн угля, в планах на ближайшие годы – 375 млн тонн.
"Мы видим, что вот этот рост, который произошел, они ни к чему хорошему не привел. С текущими событиями я вижу будущее плохо. Можно сказать, я его через 15 лет не вижу вообще. Если ничего не изменится в ближайшие пять лет, этот регион станет одним большим карьером", – комментирует экономист Юрий Буланов.
Выводы, к которым пришел автор фильма Герт-Ян Деннекамп, неутешительны: Россия по-прежнему видит развитие экономики в росте экспорта угля и ожидает, что это будет продолжаться. При этом проблемы климата в России не такая важная тема, как в Европе.
- Вся кузбасская экономика держится исключительно на угле. В Кемеровской области добывают 60% российского угля, действуют 42 шахты, 51 разрез, 56 обогатительных фабрик. 76% угля поставляется на экспорт – в 65 стран. В прошлом году в области добыли 255,3 млн тонн угля. В этом планируют увеличить угледобычу на 5% или, на 12,8 млн тонн угля, откроют еще два угольных разреза и четыре обогатительные фабрики.
- По состоянию на 1 января 2018 года площадь нарушенных земель в Кузбассе в результате разработки месторождений полезных ископаемых составляла более 100 тысяч гектаров. Кемеровская область занимает третье место в России по количеству нарушенных земель. При этом из года в год угольщикам предоставляют новые земли для добычи. Так, в конце декабря 2018 года губернатор Сергей Цивилев передал угольщикам 62 гектара сельхозземель.
- С 2017 года жители провели почти 30 акций протеста против столь масштабной добычи угля. И даже сняли трогательный клип. Развитие угольной промышленности приводит к экологической катастрофе: увеличилось количество землетрясений, в феврале 2019 в области выпал черный снег.
- У жителей все больше проблем со здоровьем. Продолжительность жизни жителя Кемеровской области на 3–4 года меньше, чем в среднем по России. По уровню заболевания туберкулезом, онкологией, ДЦП, астмой и другими болезнями Кузбасс в лидерах по стране. Рядом с угольными разрезами в регионе живут более 200 тысяч человек.