Страсти по лисе

Полгода назад Екатерина Комарковская забрала лису из зооуголка, расположенного в торговом комплексе "Садовая" Новокузнецка. Директор ТК Андрей Балакин отдал истощенное животное добровольно, однако вскоре объявился человек, называющий себя ее владельцем, и стал требовать лису обратно. Новая хозяйка, памятуя о том, до какого состояния была доведена лиса, отказывается ее возвращать. Дело дошло до суда. А хозяин ТК требует компенсацию за урон, который Екатерина якобы нанесла его деловой репутации.

​Сегодня лиса Катюша активна и жизнерадостна. Аккуратно покусывает свою хозяйку за руку и подставляет мордочку – просит, чтобы погладили. Глядя на нее сейчас, невозможно представить, что несколько месяцев назад животное буквально погибало в холодном вольере, уши были облеплены паразитами, на передней лапе кровоточила открытая рана. Екатерина увезла лису в клинику, ветеринары диагностировали у нее перелом челюсти, отсутствие нескольких зубов, почечную недостаточность, начальную стадию катаракты, аллергию и облысение. Часть лапки из-за сильного нагноения пришлось ампутировать.​

– Директор ТК "Садовая", на территории которого расположен этот зооуголок, поначалу всем СМИ заявлял, что лису им подбросили. Мол, нашли ее в мешке возле железнодорожных путей, лапа уже была травмирована. Документов никаких нет. А то, что лиса в запущенном состоянии, – это халатность ветеринара, хотя было видно, что в этом зооуголке клетки не чистили по нескольку дней, у животных не было даже воды! Ветеринар, кстати, заявил, что лиса с раненой лапой находилась в клетке, потому что ей был полезен солнечный свет – для выработки витамина D! Я проводила расследование, подняла все выписки ЕГРЮЛ. Зоопарк по документам – это котельная! И видов деятельности, связанных с животными, у них нет вообще. Там масса нарушений. Почему, когда приезжает областная комиссия, она закрывает на них глаза? – говорит Екатерина Комарковская.

​После того как ситуация с лисой получила в городе огласку, вдруг выяснилось, что у животного якобы есть хозяин, Александр Кокарев, который подал в полицию заявление о краже. Как следует из материалов дела, лиса была им приобретена в 2014 году и до 2018 проживала на турбазе в Алтайском крае. В Новокузнецк владелец привез ее для лечения, оставил якобы в этом зооуголке, а о дальнейшей судьбе узнал уже из соцсетей. На вопрос, почему он оставил больную лису не в ветеринарной клинике, а в частном зоопарке при торговом центре, где животное "лечили" солнечным светом, он ответил, что привозил сюда своих животных на лечение и ранее. Почему владелец зоопарка, отдав лису Екатерине, сказал, что животное подбросили? Говорит, что "перепутал".​

Комарковская с обвинением в краже не согласна: лису ей отдали под расписку и добровольно. При этом Катюша и та лиса, описание которой фигурирует в заявлении Кокарева и в предъявленном им паспорте животного, – два совершенно разных зверька.

– В документах владельца написано, что лиса черно-серебристой породы, серебристо-белого окраса. Но нет такой породы! Ни один уважающий себя специалист так не напишет. Есть мировой реестр животноводства, там есть серебристо-черный окрас, первым указывается цвет, который преобладает. То есть это чернобурка. А та лиса, которая у меня, – бело-рыжего окраса!

Несмотря на все нестыковки, 4 апреля суд постановил вернуть "чернобурку" Кокареву. Однако Екатерина подала апелляцию: у нее нет лисы серебристо-черного окраса, и взять ее неоткуда. Несмотря на то, что Комарковская не признает Кокарева хозяином Катюши, на суде она предложила ему деньги, лишь бы спасти лису:

– Мы предлагали купить у него животное, она стоит всего 25 тыс. Уже весь город предлагал! Он не хочет, у него принцип – забрать ее, – говорит Екатерина. – Директор и этот "владелец" – друзья, это даже подтвердил суд в мотивирующей части решения. Там написано, что они приятели, и это все определяет. Ещё и наглости хватает у руководства зоопарка сначала отдать лису, а потом требовать назад, опровергая свои же версии! И обвинять человека в том, в чем он не виноват, таскать его по судам. Вранье на каждом шагу! То подкинули животное, то появился вдруг хозяин, у которого почему-то два разных договора купли-продажи на одно и то же животное. Разве можно доверить живое существо людям, которые так к нему отнеслись? Лиса была в ужасающем состоянии, если бы ее не спасли, она бы просто погибла! По-моему, вся эта ситуация – настоящее издевательство и над животным, и надо мной!

Сейчас в суде находится еще один иск в отношении Екатерины: о защите деловой репутации от директора торгового комплекса, который посчитал посты Комарковской в Instagram порочащими его честь и достоинство. В них Екатерина довольно эмоционально пишет о "полной антисанитарии", "больных животных", а также о том, что "за 15 лет существования этого зверинца было много нарушений, громких инцидентов", в том числе связанных с гибелью животных. Однако директор ТК посчитал эти слова не соответствующими действительности, поскольку, по его словам, Управление ветеринарии Кемеровской области регулярно проводит исследования и гигиеническую оценку ТК "Садовая".

– Я думаю, из-за большого скандала и резонанса он решил забрать обратно животное и восстановить свою репутацию за мой счёт, подав на меня иск в два суда со своим приятелем, который представляется теперь хозяином лисы, опровергая изначальную версию, что животное им подбросили. Он хочет снять с себя ответственность за плохое содержание животных и выставить меня виноватой, – считает Комарковская.

– Я категорический против зоопарков, и в особенности таких, как этот. То, что я увидела на Садовой, – очень тяжелое зрелище. Здесь животные или лежат в углу и не шевелятся, не реагируют ни на что, либо ходят из одного конца клетки в другой. Клетки грязные, очень маленькие, стоит резкий запах нечистот, животные с облезлой шерстью. Так было на тот момент, когда мы забирали лису. Там была еще одна лисичка без лапки, и директор ТК приводил ее в пример: мол, она лапку себе отгрызла и живет при этом хорошо, – говорит волонтер Евгения Кисилева.

– Даже если суд примет решение о возврате животного, я не совсем понимаю, как оно будет исполняться. Как Комарковская может отдать лису серебряного цвета, указанную в постановлении суда, если она у нее белая? Ко всему прочему, лиса чипированная, однако в решении суда отсутствуют индивидуализирующие признаки, нет номера этого чипа, – говорит юрист Евгений Ильченко, защищающий в судах Комарковскую.

Егор Гильментдинов, эпизоотолог Новокузнецкой городской станции по борьбе с болезнями животных, сотрудники которой занимаются надзором за зооуголками, сообщил, что врачи СББЖ регулярно проводят проверки зоопарка в ТК, осматривают и вакцинируют животных. Однако когда лиса была привезена в этот зооуголок, ветеринары ее не обследовали и даже не видели. Осмотр был проведен только по запросу суда. Гильментдинов также допускает возможность, что окрас лисы может не совпадать с указанным в документах, – порода декоративная, выведена искусственно, и окрас шерсти может меняться в зависимости от генетической формулы животного.

Штатный ветеринар торгового комплекса, занимавшийся наблюдением лисы, от комментариев отказался. Взять комментарий у директора ТК Андрея Балакина и Александра Кокарева также не удалось.

Зоозащитники Новокузнецка регулярно выступают за закрытие зооуголка в этом ТК. Несмотря на заявления его руководства о том, что здесь содержатся лишь животные, получившие увечья, или те, кого приносят (подкидывают) горожане, условия их содержания постоянно вызывают возмущение. Сейчас зоопарком в ТК "Садовая" заинтересовался Следственный комитет. По факту нахождения здесь двух леопардов, занесенных в Красную книгу, возбуждено уголовное дело.

Напомним, в 2018 году в России был принят закон "Об ответственном обращении с животными". В соответствии с его положениями, в частности, запрещено заводить больше питомцев, чем владелец сможет содержать. Точное количество не определено, это будет рассчитываться индивидуально, исходя из санитарной обстановки и возможностей хозяина.