"Я едва сознание не потеряла от горя!"

Забайкальский край местные сейчас называют выжженной степью. Накануне минувших выходных синоптики предупреждали: ожидается шквалистый ветер до 28 метров в секунду. Однако о том, что этот ветер приведет к столь масштабному и катастрофическому распространению огня, не предупреждал никто. В результате стихийного бедствия пострадали 650 человек, сгорело 200 домов и погибло около 4000 домашних животных.

И это только предварительные данные. Степные пожары разгорались с такой скоростью, что пламя не успевали тушить. Огонь, словно по цепочке, захватывал села: Хада-Булак, Усть-Ималка, Унда, Чиндагатай, Среднеаргунск, Чиндант, Токчин – загорались друг за другом.

Первый тревожный сигнал 19 апреля пришел во второй половине дня из села Унда Балейского района. Там загорелись жилые дома, порывами ветра пламя распространялось стремительно.

– Пока спасали одно, горело другое! – рассказывает жительница села Удан Любовь Власова. – Я едва сознание не потеряла от горя. Как мы будем жить дальше?! Ни дома, ни вещей, ни документов.

Усть-Ималка

​– У нас свой Нотр-Дам! – говорит глава Балейского района Сергей Гальченко. – 19 апреля станет чёрной датой в моей памяти. Загорелся весь район. Шквальный, ураганный ветер ломал деревья, столбы электропередач и распространял огонь на сотни метров в считаные секунды. 14 домов в селе Унда сгорели полностью. Там проживало 48 человек... Только благодаря слаженным действиям всех – служб, простых граждан удалось избежать масштабных последствий от стихии.

Усть-Ималка

За несколько часов пожар оставил без крыши над головой и жителей села Усть-Ималка Ононского района.

Эрдем Батуев

– Я уехал на чабанскую стоянку в этот день, – рассказывает житель села Эрдем Батуев. – Она недалеко, в пяти километрах от дома. Был сильный ветер. Когда увидели ближе к вечеру зарево, давай возвращаться обратно. Видимость нулевая практически была. Я сам-то живу в Даурии. Здесь, в Усть-Ималке, прописан. Тут мать моя живет. Ничего не успели спасти: машина сгорела, и трактор сгорел. Скот – 70 баранов в загоне, их так и не успели выгнать.

​География пожаров увеличивалась со скоростью ветра, порывы которого достигали почти 30 метров в секунду. Уже утром 20 апреля кроме сгоревших сел Усть-Ималки и Унды стало известно о еще 17 пострадавших населенных пунктах. Огонь захватил Среднеаргунск, Цугол, Хада-Булак, Тысырхой, Целинный, Дылбырхей, Чиндант, Чиндагатай, Шара, Шаракан, Бырка, Дылбырхей, поселок Гарда, города Балей и Борзя. По оперативным данным, социально значимые объекты не пострадали.

Списки пострадавших уже составлены. По состоянию на 22 апреля в них 645 человек. 546 из них уже сегодня должны получить первую компенсационную выплату в размере 10 тысяч. В дальнейшем 50 тысяч получат те, кто частично потерял имущество, и 100 тысяч при полной его потере.

​Накануне бригада специалистов регионального центра медицины катастроф бортом доставила пациентов в Читу, в краевой кардиоожоговый центр. Они госпитализированы в состоянии средней степени тяжести. Погибших в результате пожаров нет.

– Я работал в Ононском районе на чабанской стоянке, – рассказывает работник Марсель Гафаров. – За скотиной ухаживал. Вроде опашку вокруг произвели, все сделали как надо. К вечеру ветер поднялся... Пыль, вообще ничего не видно было. Пожар пришел из Монголии. На днях в тех краях горело, а тут ветер помог. Вот мы и оказалась в огне. Четыре чабанских стоянки сгорело. Мы чудом как-то спасли коров, баранов выпустили. Хозяйка найдет, наверное.

По информации пресс-службы министерства природных ресурсов погибло 4000 домашних животных: коровы, лошади, овцы, домашняя птица.

После того как стал ясен масштаб бедствия, в Забайкалье объявили сбор гуманитарной помощи погорельцам. Только в Чите открыто более 10 пунктов сбора теплых вещей, продуктов питания и гигиенических принадлежностей.

Гуманитарная помощь

​– К нам присоединились и торговые сети города, – рассказывает координатор забайкальского регионального отделения всероссийской общественной организации "Союз добровольцев России" Кристина Марченко. – То есть можно прямо в магазине купить еду, одежду и оставить ее около входа. Для этого отведено специальное место. Вчера, в воскресенье, уже отправили груженую машину в село Унда. Сейчас ждем несколько машин в Агинский район. Из того, что нас сейчас необходимо, – это средства личной гигиены, постельное белье, конечно же, продукты.

Из года в год в регионе повторяется один и тот же сценарий и абсолютная беспомощность человека перед огнем. Многие вспоминают сейчас 2014 год. В ночь с 29 на 30 апреля тогда гремели взрывы в Большой Туре Карымского района – верховой пожар перекинулся на военные склады. Отрезанными от безопасного выхода из зоны пожара оказались сотрудники военизированной охраны и рабочие воинской части. При выезде из зоны на грузовом автомобиле люди оказались в эпицентре взрыва. Тогда в машине погибло 10 человек.

Несмотря на ежегодные громкие заявления властей о том, что край "готов к пожароопасному периоду", каждый год готовность эта оказывается чисто теоретической. На практике же для тушения пожаров не хватает ни сил, ни средств, ни даже воды. Спустя год после взрывов на военных складах 13 апреля 2015-го в природных пожарах погибли три человека, сотни семей лишились имущества.

​Сейчас в Забайкальском крае горит более 20 тысяч гектаров леса, действуют 19 очагов возгорания, в том числе один на землях обороны и безопасности (участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. – С.Р). На сегодняшний день число пожаров в регионе – наибольшее по России. Об этом сообщает пресс-служба федеральной Авиалесоохраны.

По данным МЧС, все пожары в селах ликвидированы. Но в Забайкалье по-прежнему действует режим чрезвычайной ситуации: из-за установившейся погоды вероятны новые возгорания и прогнозы синоптиков пока неутешительны. 22–23 апреля на территории Забайкальского края сохранится ветреная погода, порывы ветра будут достигать 18–23 метров в секунду. Ущерб от природных пожаров на территории Забайкальского края, по предварительным данным, оценивается в 280 млн рублей, сообщила 22 апреля пресс-служба регионального управления МЧС.