Бойня в Хабаровске. Два года спустя

Оцепление вокруг приемной управления ФСБ РФ по Хабаровскому краю, 21 апреля 2017 года

Антону Коневу было 17 лет, когда, вооружившись карабином, он атаковал приемную УФСБ по Хабаровскому краю и застрелил двух человек, одного сотрудника и одного посетителя. Нападавший успел несколько раз перезарядить оружие и был убит ответным огнем только через сорок минут после того, как сделал первый выстрел. Таким образом 21 апреля 2017 года Антон Конев отметил день рождения Гитлера. Оружие для нападения молодой неонацист раздобыл в стрелковом тире "Хаммер", убив инструктора, пытавшегося ему помешать.

​В уголовном деле, открытом после совершения этого преступления, три статьи: 105 ("Убийство"), 317 ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), 282 ("Возбуждение ненависти") и двое обвиняемых, Игорь Лимонов и Александр Таланов. По версии следствия, они вместе с Коневым состояли в запрещенном экстремистском сообществе "Штольц" и помогали стрелку организовать нападение на приемную ФСБ. 24 мая в Дальневосточном окружном военном суде огласили приговор: Лимонову – 9,5 лет колонии, Таланову – 26 лет тюрьмы. Оба они не признают свою вину и пытаются обжаловать приговор. Заседания апелляционного суда еще не назначено.

День стрелка

И присылает скриншот новости: "Неонацист Конев совершил нападение на приемную ФСБ". Я сразу же позвонила сыну, он не отвечал

– Это была пятница. Я как раз закончила процедуры в онкологическом центре, поехала домой, – вспоминает тот день Татьяна Конева, мать Антона. – В дверях столкнулась с сыном, он куда-то торопился, был какой-то возбужденный. Я значения этому не придала, говорю: "Не задерживайся допоздна". – "Хорошо, мам". Около пяти вечера мне стало плохо, болело сердце, места не могла себе найти, то пойду полежу, то просто хожу по дому. А в 20.00 мне звонит сестра и спрашивает: "Какого года рождения Антон?" И присылает скриншот новости: "Неонацист Конев совершил нападение на приемную ФСБ". Я сразу же позвонила сыну, он не отвечал. И тут сознание начало уходить. Помню, моя сестра приехала, плакала вместе со мной, потом вернулись мальчишки (так Татьяна называет своих родственников. – С.Р.) Слышу от них: "Где тело?" А что сказать? Я еще не ничего не знала.

Антон Конев с матерью

Когда семья в шоке собралась на кухне коммунальной квартиры, где все они проживают, и попыталась осмыслить произошедшее, раздался грохот, и отряд спецназа ворвался в квартиру, выломав входную дверь.

Первый "Штольц"

В 2012 году Антон Конев со своими единомышленниками Игорем Лимоновым и Александром Талановым создали во "ВКонтакте" группу под названием "Штольц". Всего в ней состояло около десяти человек. Кумиром подростков (Коневу тогда было 12 лет) являлся националист Максим Марцинкевич по прозвищу "Тесак", ставший известным благодаря проекту "Оккупай-педофиляй". Подражая Тесаку, юные хабаровчане устраивали "охоту на педофилов", которых искали через соцсети, а найдя, встречались вживую для проведения "воспитательных бесед".

Как рассказывает Владислав Тихонов (имя изменено по просьбе героя – С.Р.), пять лет назад, заинтересовавшись идеями "Штольца", он вступил в переписку с неким "Олегом", одним из членов группы. Тихонов предоставил редакции "Сибирь.Реалии" часть переписки, которая сохранилась у него с 2014 года.

– Хотел узнать, есть у вас коллеги в других городах? Интересная движуха. Только почему "Штольц" – как-то не по-русски звучит?

– Так легче отделить "мух от котлет": лишние не придут, – отвечал "Олег".

– Вы кроме пропаганды в инете ничем не занимаетесь?

– Занимаемся, иначе были бы "журналом". У нас много мероприятий, начиная с субботников и сдачи крови, заканчивая спортивными. Постоянные тренировки для своих: ножевой бой, метание, бокс, качалка, страйкбол. Единственное, пока большинство мероприятий закрытые, только для своих. Ибо если даём им огласку, то слишком большое внимание ФСБ.

– ФСБ чё от вас надо? Пробежки к терроризму приравняли?

– ФСБ выгодно нам кровь сворачивать. Обыски и постоянные обвинения – уже норма.

– Вы что, экстремисты какие-то?

– Да. Поэтому градус давления с каждым годом все выше".

Судом не установлено, насколько частыми были "антипедофильские" акции "Штольца". По словам Константина Кобзаря, адвоката обвиняемых, достоверно установлен только один эпизод – "воспитательная беседа", во время которой избиение "педофила" снимал на видео кто-то из участников группы.

– Запись нашли после событий 2017 года у одного из свидетелей. Парни тогда сильно испугались, запись никуда выкладывать не стали, поняли, что их могут привлечь к ответственности, – рассказывает адвокат.

В 2016 году, после того как группой "Штольц" заинтересовалась ФСБ, а её участников стали вызывать на беседы, они, видимо, осознав, что детские игры кончились, удалили паблик из соцсетей.

"Штольц Югенд"

– Четверо из "Штольц Югенда" дубасили мигрантов из Средней Азии. Так они самоутверждались – выбирали тех, кто заведомо не мог дать отпор. Помимо этого, в группе двое делили лидерство. В итоге, видимо, Антон взял на себя эту роль. Кстати, оба "лидера" имеют схожий психологический портрет, например, у них не было друзей, – говорит Константин Кобзарь, адвокат Таланова. – В переписке с одной знакомой девушкой, кстати, Антон прямо пишет, что идёт убивать. И не упоминает о том, что делает это по чьему-то указанию. О Таланове и вовсе речи не идет. Когда первый "Штольц" прекратил существование, его члены продолжали общаться между собой как обычная молодежная компания. Кто-то из них успел жениться, нашел работу, поступил в техникум. Но такая жизнь, лишенная адреналина, вскоре наскучила Коневу, который предложил создать новую группу. Её паблик, также заведенный во "ВКонтакте", назывался "Штольц Югенд". На одном из заседаний суда свидетель пояснял, что участвовал вместе с Талановым в деятельности организации "Штольц". Но ему известно, что вторую группу создал Антон Конев и в неё входили всего четверо: сам Конев, Сарычев, Алипов и Лимонов. А последняя игра в страйкбол вместе с Талановым прошла весной 2016 года.

Однако следствие не стало разбираться, какой "Штольц" кто организовывал и какая группа была удалена, а какая осталась. В декабре 2017 года суд признал организацию экстремистской, и в перечень Росфинмониторинга занесли Общественное движение "Штольц", "Штольц Дальний Восток", "Штольц Хабаровск", "Штольц Югенд". Все эти сообщества, по версии следствия, создал Александр Таланов. Он же якобы был куратором тренировок, проводившихся на обязательной основе. Адвокат считает, что суду не удалось доказать связь между тренировками и покушением на сотрудников ФСБ.

– Если так рассуждать, то если пятеро придут на уличные тренажеры, а потом выпьют и кого-то зарежут, то получается, что они специально для этого тренировались. То же самое со страйкболом: эта игра не имеет никакого отношения к военной науке, а заброшенные здания никак не похожи на приемную ФСБ. Кажется, что начинают из пальца высасывать – мол, так они готовили нападение на госучреждения. Но каждый вот такой эпизод – отягчающее обстоятельство, – рассказывает Кобзарь.

Обыски и задержания

– Когда оперативники зашли к нам на кухню, я начала кричать: "Мы безоружные, неопасные!" Они щёлкнули предохранителями: судя по щелчкам, их было очень много, – вспоминает Татьяна Конева.

В соседней комнате, где проживает мать Антона, сотрудники, проводившие обыск, организовали рабочее место для допросов.

– Меня усадили на диван, какой-то мужчина навис надо мной и начал кричать. Погибший сотрудник ФСБ Хасанов был его другом, вот он и орал на меня, что я вырастила ублюдка. Но я не спорила, ведь у него тоже горе, если ему так легче его выразить – пусть. Я не помню ни лиц, ни масок. У всех спрашивала – мой сын мертв? В ответ мне сказали: "Он прострелил себе башку". Тут я окончательно ушла в туман. До меня не могли докричаться. Был шок и мысли, как сын скоро придет домой. Потом некоторые СМИ писали, что я была пьяна, кидалась на сотрудников, но это неправда, я вообще алкоголь не пью. Тогда, конечно, я выглядела плохо: как раз заканчивался курс химиотерапии, я была с короткой стрижкой и ещё худее, чем сейчас. Наверное, выглядела как алкоголичка, – рассказывает Конева.

Всех, кто в тот вечер находился в квартире, увезли на допрос. Обыск проходил до глубокой ночи.

– Перед домом выставили караул. Часов в 12 ночи, когда обыск ещё продолжался, один из тех, кто был в квартире, позвонил кому-то: мол, пытайте этого, нашли какую-то пружину. Только днем вернулись наши мальчишки. У всех синяки под глазами, одному отбили сухожилия, а у того, которого велено было пытать, – синяк на всю грудь и такой же на спине. Они рассказали, что под утро туда же стали привозить соратников Антона, – поясняет Татьяна Конева.

В ту же ночь арестовали Игоря Лимонова. У него нашли часть оружия, которое Антон Конев, готовясь к нападению на ФСБ, похитил в стрелковом тире "Хаммер". Александр Таланов узнал о случившемся из СМИ, очень испугался, но не сделал попыток скрыться. Что, с точки зрения адвоката, доказывает его непричастность к организации главного преступления.

– Когда он пришел ко мне в конце апреля, лицо его было в синяках, ухо сломано. Обжаловать действия правоохранителей он не стал – испугался. Тем не менее, его отпустили. Потом он не прятался, не убегал. Но я предупреждал его, что так просто от него не отстанут, – вспоминает Константин Кобзарь.

Редакция "Сибирь.Реалий" отправила запрос в Федеральную службу исполнения наказаний России с просьбой разъяснить, обращался ли А. Таланов с заявлениями или жалобами на незаконные методы ведения допроса, в том числе пытки. В полученном ответе нам сообщили, что жалоб "в адрес УФСИН России по Хабаровскому краю от Таланова не поступало".

Ответ от ФСИН России

Александра Таланова задержали 6 мая 2017 года, когда он ехал с работы вместе с женой. Машину остановили сотрудники ГИБДД. Александра и его супругу вывели из машины. Таланова отправили в ФСБ. При осмотре салона автомобиля под водительским сидением нашли тротиловую шашку в чёрном полиэтиленовом пакете.

– Я не первый день работаю: подложить шашку элементарно. Удивительно, что они слона не положили, – рассуждает Константин Кобзарь. – Другого основания посадить Таланова в СИЗО просто не было.

По мнению адвоката, дело о тротиловой шашке послужило лишь подготовкой к процессу о нападении на ФСБ. Пока Таланов сидел в СИЗО, к нему приходили следователи ФСБ, ведущие дело Конева. Они уговаривали Таланова дать показания о его участии в организации нападения на их приемную и отказаться от адвоката. За это ему якобы обещали условное наказание в связи с "добровольным выходом из экстремистского сообщества".

– Однажды он сказал: соглашаюсь на их предложение о сотрудничестве, даю явку с повинной. В итоге он подписал документ, но без эпизода с нападением на ФСБ. Однако через две недели пришло постановление о возбуждении дела: покушение на жизнь сотрудника правоохранительных органов, два убийства, которые совершил Конев в ФСБ, организация экстремистского сообщества, оправдание терроризма и всё остальное. И тогда Александр спохватился: ведь я предупреждал, что так и будет, – рассказывает Константин Кобзарь.

Суд

– Если честно, я уже думала, что суды давно закончились, дело сына было закрыто еще в феврале 2018 года, – говорит Татьяна Конева. – Но год назад опять начали вызывать моих родственников, брать у них показания. Я позвонила следователю и узнала, что теперь судят Игоря и Сашу.

От семьи Коневых следствию нужна была, в первую очередь, характеристика Антона. Татьяне как свидетелю уже в который раз задавали вопросы, почему её сын не имел друзей.

– К нам домой друзья не приходили, потому что мы жили в поселке Горький, это далеко от центра и от техникума, где учился Антон. Дорога занимала много времени, вот они и не приезжали. У нас с сыном отношения были дружеские, он знал, что мне можно доверять. А то, что скрытный, – это ложь. Прямолинейный – да. Наверное, многим это не нравилось, – рассказывает Татьяна.

"Прямолинейность" Конева, который с 13 лет начал избивать "педофилов" и мигрантов, привела его к тройному убийству. Но, поскольку мертвого не осудишь, говорит Константин Кобзарь, ответственность возложили на его подзащитного.

– Сотрудники ФСБ знали о существовании "Штольца" как минимум с 2013 года. Как они допустили такое развитие событий? Ведь они не раз вызывали членов группы на профилактические беседы. На мой взгляд, ФСБ просто не может признать свою ошибку. Их на колени поставил 17-летний пацан! А они его проглядели. И что им теперь делать? Как отчитываться перед начальством? Вот они и подумали, что нужно включать фантазию.

Сарычев и Алипов, также члены "Штольц Югенда", получили незначительные наказания. Единственный, кто с Коневым оставался до конца, это Игорь Лимонов. Но даже он испугался в последний момент, когда понял, что Антон всерьез идет умирать.

Приговор

– Скорую, скорую быстрее, вызывай, там бабульке плохо! – яростным шёпотом потребовал выскочивший из зала судебных заседаний пристав.

Здание Окружного военного суда. Хабаровск

Плохо стало бабушке Александра Таланова. Она то вставала, то садилась на жёсткую скамейку в зале Дальневосточного окружного военного суда. Приставы пытались вывести ее из зала, но она стойко выслушала целый час приговора. И срок – 26 лет лишения свободы, 10 из которых ее внук проведет в тюрьме, а оставшийся в колонии строгого режима. "Проглядели парня", – еле сдерживая слезы, говорила потом она дочери.

Мать Игоря Лимонова, осужденного на 9,5 лет колонии общего режима, долго стояла возле ворот суда, ожидая, что сына выведут и она сможет его увидеть.

А следом за нами ехала серая машина. И когда начали закапывать гроб, раздалось несколько выстрелов в воздух. Я так поняла, что это Антона свои проводили

– Мне очень жаль, что за деяния моего сына эти парни получили такие сроки, – говорит Татьяна Конева. – Но за собой я не чувствую вины. Ну в чём может быть моя вина? Вот, сколько мне говорят, у Антона не было друзей. Но разве один-два друга, за которыми пойдёшь в огонь и воду, – это мало? Я поняла, что Игорь был как раз таким другом Антону.

Как отразились все эти события на вашей семье?

– Абсолютно никак. В нашем окружении нет ни одного человека, кто отвернулся бы от нас. Даже соседи: они с моей семьей еще до моего рождения были знакомы.

Как вы сейчас оцениваете то, что совершил ваш сын?

– Его уже не вернешь. Но он навсегда мой любимый заботливый сын. Конечно, если бы он пришел ко мне и сказал, что собирается сделать, я бы его скрутила и отвезла бы подальше. Но тогда я ложилась в клинику на химиотерапию. Как раз тогда Антон забросил учебу. У нас начались конфликты, я ему сказала: "Я ради вас прохожу "химию", а ты ради меня и своего светлого будущего сдаешь все долги". Но уже тогда у него взгляд был отрешенный, а я не понимала этого. Слова я такие говорила нехорошие. Обещала – раз не хочешь учиться, я тебе подарю на 18 лет газету "Презент" (с объявлениями. – С.Р.), будешь работу искать. А вышло, что я подарила ему гроб. У нас же и похороны, и его день рождения, и 9 дней были в один день. А меня ещё с утра держали на допросе.

О чем вас спрашивали?

– Обо всём, от зачатия до последнего дня. Были даже вопросы "из интереса": что вы думаете по поводу того, что ваш сын ходил с рюкзаком? Продержали меня несколько часов, но я успела на похороны, заехала на кладбище вместе с катафалком. А следом за нами ехала серая машина. И когда начали закапывать гроб, раздалось несколько выстрелов в воздух. Я так поняла, что это Антона свои проводили.

"Свои" не только проводили Конева в последний путь, но и поддерживают о нём память, судя по контенту группы "ВКонтакте", которая называется "Антон Вячеславович Конев" с подзаголовком: "Безумству храбрых" поем мы песню. "Песни" в этой группе очень пафосные, хотя и с орфографическими ошибками:

"На сегодняшний день уже, пожалуй, известны все аспекты Дела приверженца Национал – Социолизма (так в тексте. – С.Р.), Антона Конева, 17ти летнего русского парня. И можно с уверенностью сказать, что Он зашёл в своих деяниях ровно на столько, на сколько ему диктовало это его понимание о Чести и Совести!"

Вы говорили, что не чувствуете за собой вины. Кто, по-вашему, виновен в случившемся?

– Однажды я сидела на очередном допросе, меня понесло, и я стала спрашивать у следователей. Если мой сын у вас два года стоял на учете, почему я не знала? Вы могли бы мне сообщить. Вы следили за ним, читали его переписку. А потом он приходит в ФСБ с автоматом, накрытым лёгкой тряпочкой. Как это может быть? Он просто вошёл и никто не отреагировал? Следователи на мои вопросы просто опускали глазки в пол. А еще была версия – ну, может, это у него гитара.

Что вы почувствовали, сидя в зале суда?

– Я не хотела сначала на суд ехать. Мне действительно жаль, что они все погибли. Я думала, что потерпевшие будут на меня с ненавистью смотреть. Но потом я поняла – мне есть что им сказать. И если бы не попустительство вокруг, то не было бы таких мальчиков-героев "я все могу исправить".

В группе "Антон Конев" опубликовано "Письмо сыну", написанное Татьяной Коневой к 20-летию Антона, которое он мог бы отметить 29 апреля 2019 года. Главными причинами случившейся трагедии Татьяна считает социальное неравенство и почему-то религию.

"А как-то, какая-то сволочь в детском саду (тебе было года 3), рассказала вам о боге. И ты всю дорогу рассказывал мне, я потихоньку закипала и в итоге меня вывела фраза: "Бог дал людям машины, чтоб они ездили на работу". А мы с тобой каждый день ездили через весь город на автобусе в садик.

– Что ж твой бог не дал нам машину?

– А бог дал тебе меня, что б я вырос и купил тебе машину.

Когда подрос, ты очень сильно в нем разочаровался.

Мечтал о детях и большой семье…

Все твои мечты превратились в прах вместе с тобой".