В поселке Раздолинск, на севере-востоке Красноярского края, построили и законсервировали новую больницу. Решение о строительстве принимал экс-губернатор Виктор Толоконский еще в 2017 году. Готовое здание чиновники приняли. А после решили, что больница для поселка слишком хороша.
– Месяц назад на золотодобывающем предприятии, которое находится рядом с Раздолинском, мужчина не надел маску, брызнул химией, вдохнул, тут же упал в обморок и разбил голову, – рассказывает врач участковой больницы. – Мало того что ожог дыхательных путей, так еще и голову нужно шить. В принципе, мы все это можем делать здесь на месте (и раньше делали). Но в последнее время нам не выдают ни шовный материал, ни иголки, мол, не наш уровень, везите в райцентр, в Мотыгино. А это 30 километров по ямам и ухабам. Мы его, конечно, обезболили и повезли. Еле доехали, он стонал всю дорогу. Еще один недавний случай – на промплощадке другого предприятия мужчина сломал бедро. Шину наложили, обезболили, везли как могли аккуратно, но он уже и плакать принимался, и материться. А буквально накануне в семейной разборке пострадал еще один мужчина. В больницу его доставили с глубоким порезом плеча, большой кровопотерей и низким давлением. Состояние тяжелое, медики думали вызывать скорую помощь в Раздолинск, но решили, что быстрее доехать самим. Подключили капельницу – благо хоть это в больнице пока есть. Наложили повязку. Но от тряской дороги иголка из вены выскочила. В шоковом состоянии мужчину успели доставить в Мотыгинскую больницу. Он выжил, но лечение и реабилитация заняли гораздо больше времени, чем если бы его не тратили на дорогу, а лечили сразу в Раздолинске.
Зачастую эти 30 километров бездорожья медикам и пациентам Раздолинска приходится преодолевать, чтобы исключить "острый живот", – не дают реактивов для анализов, помочь при мочекаменной болезни, сердечном приступе – когда время идет на минуты. В своей больнице доктора теперь не имеют права оказывать помощь в принципе – только осмотреть, обезболить и сопроводить. Здание больницы функционирует с 1951 года и уже давно выработало свой ресурс. Никаким СанПинам не соответствует, обветшало и представляет опасность.
"Поставим два ФАПовских вагончика, и хватит вам"
В 2017 году прежний губернатор Виктор Толоконский вместе с краевыми депутатами и чиновниками договорились с прииском "Удерейский", который в это время строил в поселке дома для своих сотрудников, что он пристроит к одному из домов помещение, в котором можно будет разместить больницу. Толоконский заверил, что бюджет края эту новую больницу выкупит. Согласовали проект, прииск больницу построил. Как положено, по всем нормам и правилам: с лифтами, процедурными кабинетами в белом кафеле от пола до потолка, санузлом в каждой палате. Это должна была быть поликлиника с ночным пребыванием. Минздрав здание принял. А дальше тишина. В начале 2019 года люди стали волноваться. Их успокаивали: "Вот пройдет Универсиада, тогда и откроем больницу". Но студенческие игры закончились еще в марте, а больница пустует до сих пор.
Жители Раздолинска написали письмо в администрацию президента Владимира Путина. Оттуда прислали бумагу: "В связи с тем, что в вашем заявлении отсутствуют сведения о рассмотрении вопроса органом местного самоуправления, обращение отправлено в правительство Красноярского края". Правительство переслало его в краевой Минздрав, а тот ответил: "Участковая больница организуется исходя из расчётной численности населения от 5 000 до 20 000 человек, что значительно превышает население Раздолинска. Построенное помещение является избыточным и повлечет за собой необоснованное расходование средств". На словах людям заявили: "Поставим два ФАПовских вагончика, и хватит вам".
– Странный принцип – рассчитывать площадь больницы по количеству жителей, а не по удаленности, например, – говорит депутат Раздолинского поселкового совета Римма Кирилова. – Да, в поселке 2500 человек. Но вокруг четыре предприятия, где вахтами работают еще около 6000 человек. Все они круглосуточные и травмоопасные. Расстояния между ними до 170 километров. И вахтовики обслуживаются здесь же, у нас. Больше всего обидно, что больница полностью готова к эксплуатации и простаивает. В поселке есть 3 терапевта, педиатр, стоматолог, полный комплект медсестер и для поликлиники, и для стационара. Если поставят ФАПы, персонал сократят. Получается, что мы тут рабы и нам ничего не положено?!
– У меня муж парализованный – так нам все анализы приходится в Мотыгино возить, – говорит ее коллега, депутат Надежда Лихобабина. – Если мы сейчас эту больницу не отстоим, нам ее больше не видать. Пишем обращения уже куда только можно, но отовсюду нам приходят лишь отписки.
"И теперь это все хотят похоронить"
От Раздолинска до районного центра, Мотыгино, 30 километров по бездорожью, до краевого – 600 километров и три речные переправы. Поэтому в поселке еще с 1930-х годов была своя больница и полный комплект врачей.
Елена Колпакова работает здесь уже 36 лет. Несколько лет назад женщина занялась историей своей больницы и выяснила, что в 1940–50-х годах здесь работали высококлассные хирурги и рентгенологи, оперировали онкологию, щитовидку, местных докторов отправляли на специализацию в Ленинград, а студенты из Красноярского мединститута приезжали сюда на обучение и практику.
– Поселок Раздолинск был основан в 1936 году, – рассказывает Елена Колпакова. – На этой территории были обнаружены залежи сурьмы и магнезита, было начато строительство обогатительных предприятий, а вместе с ними и объектов социальной сферы: школы и больницы. Сначала наша больница была небольшая и называлась "Врачебный участок Раздолинск". В 1946 году главным врачом сюда поставили Клавдию Дмитриевну Лаврову. Именно при ней больница стала развиваться, она же создала операционную, сама лично привезла из Москвы на поезде весь операционной блок. Целый месяц ехала в поезде с этими коробками. При больнице была организована скорая помощь. Машин не было, бригада скорой ездила на телеге. В больнице работал мужчина, который одновременно был и завхозом, и водителем кобылы. Тогда в нашем районе отбывали ссылку по "делу врачей" Арутюн Седракович Багдасарян, Рачия Сергеевич Манукян, Юрий Иванович Щеголев – блестящие доктора, все они работали в нашей больнице. У нас была своя котельная, нам первым провели водопровод и сделали канализацию. И теперь это все хотят похоронить!
Если бы в районе были хорошие дороги, а в райцентре нормальная больница, возможно, проблемы бы и не существовало. Однако в Мотыгинскую больницу сегодня даже роженицы стараются не попадать – беременные на последних сроках едут на паромах через три реки, а в межсезонье их перебрасывают на хивусах (лодка на воздушных подушках), чтобы попасть в роддом в Лесосибирск (ближайший город). Из Мотыгина пациентов зачастую отправляют дальше, в Красноярск, больница там всегда была на порядок слабее, чем в Раздолинске. В итоге люди вынуждены преодолевать сотни километров, прежде чем получить квалифицированную помощь.
– Под строительство мы брали кредитные деньги, которые до сих пор выплачиваем, – говорит Иван Витковский, заместитель директора по экономическим вопросам прииска "Удерейский". – Сейчас нам ничего конкретного не говорят, все отнекиваются. Строительство было начато по поручению Толоконского. И ответ один: "Толоконский же обещал, идите к нему". Мы, конечно, можем переоборудовать больницу под офисы для своих сотрудников. Но для этого понадобятся дополнительные средства порядка 15 миллионов рублей. Там же сделано многое из того, что нам не нужно: широкие коридоры, съедающие площадь, душевые, два лифта – под пищу и для подъема инвалидов.
Корреспондент издания "Сибирь.Реалий" обратилась в Министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой прокомментировать ситуацию с больницей в поселке Раздолинск.
Зоя Масленникова, пресс-секретарь Минздрава, так пояснила позицию краевого правительства:
– В поселке Раздолинск сейчас работает участковая больница на 9 коек дневного и 9 круглосуточного стационара. Но год постройки здания 1953-й. Поэтому Министерство здравоохранения края прорабатывает вопрос о приобретении помещения для размещения больницы, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологических правил. Когда одна из компаний построила здание для больницы, оказалось, что это было сделано с нарушением норм СанПина. И край в принципе не может его выкупить и поставить на баланс. Более того, согласно антикоррупционному законодательству, должен быть объявлен конкурс, где будут несколько участников. Компания, построившая больницу, конечно, тоже может принять в нем участие, предварительно устранив нарушения. Финансовое обеспечение мероприятий планируется предусмотреть при принятии бюджета на период 2020–2022 год.
То есть прежняя версия о том, что новая больница для жителей поселка является "избыточной и повлечет за собой необоснованное расходование средств", скорректирована. Теперь чиновники говорят о "нарушениях норм СанПина" и обещают "проработать вопрос". А жители поселка тем временем продолжают ездить к врачам за многие километры по бездорожью.