В Канске (Красноярский край) с 30 июня действует режим ЧС из-за наводнения. В городе затоплено 140 придомовых территорий, под воду ушли 238 дачных участков, 80 человек эвакуированы из своих домов. Всего на сегодняшний день от стихии пострадало больше 300 человек. Но цифры пока предварительные. Несмотря на то что власти заявляют, что ситуация стабилизировалась и уровень воды постоянно снижается, в городе ждут второй волны наводнения. Люди не верят чиновникам и просят передать, что МЧС плохо справляется со своими обязанностями.
Особое недоумение у горожан вызвал приезд губернатора Красноярского края. Александр Усс жестко ответил местной жительнице, пожаловавшейся на состояние дороги, которую может затопить и отрезать людей от цивилизации: "Что вы хотите мне сказать? Права качнуть? Я тоже вам могу качнуть". Правда, после того, как этот эпизод разошелся в СМИ с самыми критическими отзывами в адрес губернатора, он созвонился с жительницей Канска и принес ей свои извинения.
По Транссибирской магистрали Канск находится всего в пяти станциях от Тулуна – города, который стал эпицентром наводнения в Иркутской области. Когда в ночь на 1 июля вода начала прибывать на окраины Канска, жители испугались, что тулунская трагедия повторится и у них.
Нас никто не предупреждал ни об уровне, ни о масштабах затопления
- Это поселок Строителей, основное наводнение было там, вон еще вода не сошла. Дальше не поеду, могу застрять, – сказал водитель, который вез меня в Канск из Красноярска и уехал.Я взяла такси и попросила отвезти меня в район, который больше всего пострадал от наводнения. Таксист долго думал, с кем-то созванивался, потом глянул на свою резину, мол, может не доехать, но все-таки повез. Минут 15 мы колесили по городу, потом выехали на окраину и оказались перед бурным потоком воды. Она перегородила дорогу.
Машины в направлении поселка шли, и даже автобусы осторожно пробирались по затопленной дороге. Я уже собралась идти вброд. Но меня заметил местный житель на джипе и подвез – его внедорожнику море было по колено. В поселке часть домов многоэтажки, остальные – частные постройки.
Любовь Грудина живет в многоэтажном доме, здесь вода дошла лишь до крыльца подъезда, затопила подвал, где люди хранят продукты, и остановилась.
– Нас никто особо не предупреждал ни об уровне, ни о масштабах затопления, – рассказывает Любовь Петровна. – Говорили, что, да, подтопление возможно, берите ценные вещи, уезжайте, куда можете, просили не паниковать. Но куда нам ехать-то? А квартиру как бросить? Мы все остались. Утром 1 июля встали, вышли из подъезда, а вода уже у крыльца. Свет сразу выключили – счетчики находятся в подвале, а там уже потоп. У нас у всех электрические плиты, газа нет, готовить еду не на чем. Поток шел со стороны поселка Новый Путь, у меня там дочь живет. Внуков она еще накануне ко мне привела. Пробраться к ним после было уже невозможно. У меня в холодильнике было много заготовок, я стал бегать по поселку, чтобы хоть кому-то из знакомых распихать, иначе бы они совсем без еды остались. Сегодня утром купила детям пиццы, чай вскипятила у знакомых через дорогу, у них уже был свет, у нас вот только дали.
– Продукты и воду вам доставляли?
– Нет, ничего, сидели на сухом пайке, у кого что было. МЧС-ники стояли на конечной остановке. А воды там не было, она шла с другой стороны. Мужики к ним подходят, говорят: "У нас Новый Путь тонет, две улицы уже затопило, люди на крышах сидят, воды по колено, там, может, какая-то помощь нужна, что вы здесь стоите, езжайте туда. А они будто не слышат".
– Вообще никакой помощи не оказывали?
– Вчера только пробрались в частный сектор, стали какие-то сушки раздавать, а на кой они теперь?
Пройти к частным домам в Новом Пути сложно – вокруг вода, где обходить, непонятно. Любовь Петровна с внуком Темой вызвались меня проводить. Они были в шлепанцах, мне пришлось разуться и идти по воде босиком.
– Вот тут на лодке вчера плавали, наверное, и рыбу можно ловить, – говорит Артем, показывает на чей-то двор.
– Огород жалко, сил нет. У нас с дочерью на двоих три участка, мы там на всю зиму запасы готовим, и вот ничего теперь не осталось, – сокрушается Любовь Петровна.
– Компенсацию вам обещают выплатить?
– За ней ходить замучаешься, у нас вон за пожар многим до сих пор не выплатили. Только вызывают в прокуратуру, то там подпись поставить, то здесь.
"Полы вспучило – зрелище страшное"
Пройдя бродом проулок, мы выходим на улицу с частными домами. Возле оград толпятся люди, ворота почти у всех открыты.
– Заходите, посмотрите, как мы теперь живем, – приглашают меня в первый же дом.
Виктория и Алексей тут новенькие, полтора года назад купили в ипотеку дом за 2 миллиона рублей, кредит брали на 10 лет, платить еще 8 с половиной, в месяц надо отдавать банку 26 000 рублей. И вот теперь жить негде. Виктория с детьми ночует у мамы, Алексей – дежурит на крыше – боится мародёров.
– Я в отпуск как раз пошла, побелку затеяла: паласы собрала, шторы сняла, – рассказывает Виктория. – Накануне наводнения соседи говорили, что, наверное, нас затопит. Но мы не верили. Если бы машина с громкоговорителем по улице проехала и нас предупредили, тогда другое дело, а тут только разговоры между собой были. Но ночью мы не спали. В 4 часа уже рассвело, мы вышли на улицу – вода до дороги дошла и остановилась, у нас сухо. Думали, что пронесло. Я пошла огород посмотреть, а она оттуда как хлынула прямо у меня на глазах. Мы бросились отдушины в бане закрывать, бесполезно, во все щели: буль-буль-буль, считаные минуты – и вода уже в доме. Как меня "кондратий" не хватил, не знаю. К половине пятого нас уже затопило. Собака в ограде была, на доски заскочила, так и плавала.
Стиральная машинка, холодильники, диван, мебель детская – все намокло, теперь только выкидывать. Полы вспучило – зрелище страшное. Сейчас уже чернота пошла, сырость стоит, не знаю, как мы будем жить, если грибок появится.
– Недавно красноярский губернатор к вам приезжал, он что-то пообещал?
– Посмеялся над нами, и все: "Ну что вы так, все будет нормально". Не понимаю я, как так можно.
Муж Виктории, Алексей, оптимист и старается разрядить обстановку:
– Это стихия, тут, я считаю, никто не виноват, губернатор – он что, закроет эту дырку?! В Иркутской области вон люди погибли. А мы справимся. Жизнь на этом не заканчивается. Мы тут вчера стол большой на всю улицу накрыли, принесли, у кого что есть, даже на гитаре играли. Все будет хорошо, – уверяет всех Алексей.
Позже, отвозя меня на вокзал, он рассказал, что застраховал дом по всем правилам перед тем, как взять ипотеку. А когда теперь пошел узнать, что ему полагается при потопе, оказалось – ничего. "Вот если бы у вас крышу снесло, это был бы страховой случай, а пол вспучило, стены намокли – нет", – ответили ему в страховой компании. "Ну и зачем тогда эти страховки?" – возмущается мужчина.
"Спим на сеновале третью ночь"
Соседи Алексея и Виктории пожилые люди и помнят наводнение, которое случилось здесь в 1978 году.
– Тогда вода поднялась до подоконника, – рассказывают Любовь и Геннадий Сидоровы, – ущерб был намного больше. С тех пор у нас на случай наводнения заготовлены козлы, на которые мы еще вечером, перед наводнением сложили все вещи. Бытовую технику подняли наверх, собаку Динку закрыли тоже на возвышенности, так и ждали.
Вода зашла в дом Сидоровых сантиметров на 50. В комнатах сильно пахнет сыростью, вокруг все мокрое, от стен отошли, скрутились и пожелтели обои. Старики сокрушаются, что дом только-только выбелили и вот по новой надо убирать. Но особенно жалко им огород.
– У меня супруге недавно заменили тазобедренный сустав, я тоже три операции пережил. Мы на три раза весь огород успели выполоть, чтобы без единой травиночки, красиво и аккуратно было, на коленках ползали. Там уже и помидоры завязались, огурцы зацвели, картошка ровненькая взошла, а теперь все, – чуть не плачет Геннадий Егорович. – Боимся, говорят, девятого числа опять наводнение будет.
– А где вы ночуете? (В доме пенсионеров до сих пор воды по щиколотку.)
– В огороде на сеновале. Мы там кроликов держали, и сено осталось. Прямо там постелили и спим уже третью ночь. Сегодня вот зашли на веранду, она повыше и воды уже нет, хоть чаю попили. Вчера, говорят, машина приезжала с продуктами: тушенку, крупу, макароны раздавали. Но никого не оповещали, и мы и не знали.
Помочь старикам некому. Единственная дочь тоже пережила серьезную операцию.
"Туда они боятся лезть, там вода 40 сантиметров"
В это время на улице начал собираться народ.
– Вы там, где будете писать, оповестите, пожалуйста, что МЧС к своим обязанностям халатно относится, – обратился ко мне молодой паренёк Кирилл Храмцов. – Ни одной машины на нашей улице Зеленый Луг не было. Вода уже подходила вовсю в двенадцатом часу ночи, а они приезжают и спрашивают: "А что это, вас топит, а откуда это вода идет?" Издевательство над людьми. А Усс сказал, давайте поблагодарим сотрудников МЧС. За что их благодарить, не за что совсем, я считаю.
Электрики плыли по улице на лодке, чтобы электричество отключить. Почему-то заранее этого никто не сделал
Усадьбу Кирилла тоже затопило, вода зашла в гараж, постройки, смыла огород. Накануне он вместе с родителями регулярно отслеживал уровень воды, семья готовилась к затоплению.
– Когда стало мостик топить, на полях вода просочилась, мы уже следили не отрываясь, строили прогнозы, в какую сторону хлынет. Ночевать я ушел к родным, родители остались дома. Утром наша улица уже была отрезана. Я купил воды, продуктов и пробирался к маме с папой по пояс в воде. Электрики плыли по улице на лодке, чтобы электричество отключить. Почему-то заранее этого никто не сделал. У соседа в доме вода по подоконник стояла, а розетки у него низко расположены. Он вообще не мог в дом попасть, боялся, что током убьет. Только когда уже губернатор сюда приехал, у нас свет выключили. Зачем только, непонятно, вода уже стала уходить, и людям, наоборот, нужно было электричество, чтобы покушать сварить. Кстати, к нам на улицу Усс так и не зашел, был только на Чечеульской, где сухо и воды не было.
Улица Зеленый Луг расположена параллельно с улицей Чечеульская. И мы с Кириллом пошли туда, чтобы разыскать Наталью Овчинникову, которая задала губернатору края тот самый неудобный вопрос про плохую дорогу. Дома оказался ее муж Сергей, Наталья была на работе.
– Сергей, а почему губернатор именно на вашу улицу приехал, вон соседняя-то, оказывается, больше пострадала?
– Туда они боятся лезть, там вода в домах 40 сантиметрах стояла. А здесь сухо было.
– А вообще о какой дороге говорила с губернатором ваша супруга?
– Да вот об этой (показывает рукой вправо), там труба проложена. В 2000 году нас уже топило, тогда вода была по обе стороны, и мы в кольце оказались, отрезаны. Вот и сейчас об этом же переживали. Но в этот раз обошлось, вода только начала подходить к нам и остановилась.
– Но вам пообещали помочь в случае чего, ведь теперь ситуация под контролем?
– Да какой там помочь, вон ездят всякие теперь, интервью берут. Толку нет, одни разговоры.
– А то, что глава региона так жестко ответил вашей жене, вас не возмутило?
– Да разобрались уже, извинились, и нам это внимание уже ни к чему, надоело.
Кроме поселка Строителей большая вода пришла еще в несколько мест по окраинам Канска: на остров Восточный, дачи "Черемушки", остров Стариково и район Мясокомбината. Люди переживают, что топит кладбище в районе Красной Иланки. В городе создано четыре эвакуационных пункта, где, в случае ухудшения ситуация, будут собирать людей, оставшихся без крыши над головой.
О второй волне наводнения никто жителей Канска официально не предупреждал, но по городу упорно ходят тревожные слухи. Говорят, что уже поднялся Агул – правый приток Кана. Так что расслабляться жителям Канска еще рано.