"Слово "оружие" мы не употребляем вообще"

Около 150 человек из Новокузнецка, Новосибирска, Томска, Абакана, Омска, Барнаула и Минусинска собрались 7 июля на III Военно-исторический фестиваль, чтобы воссоздать события времен войны с фашистской Германией: нападение немцев на пограничную заставу в 1941 году и бой 1944, в ходе которого советские войска одержали победу. Посмотреть реконструкции пришли около 500 человек.

Фестиваль проходит в Новокузнецке, на территории музея-заповедника "Кузнецкая крепость". Несмотря на ранее время – восемь утра и выходной, зрители уже на месте, некоторые пытаются пройти под заграждение, уверяя музейных работников, что не боятся подорваться на взывпакетах.

Реконструкция боя на погранзаставе начинается с того, что советские солдаты задерживают перебежчика и ведут его на допрос. Через некоторое время начинаются редкие выстрелы со стороны "немцев", постепенно переходящие в шквал. Высунувшийся из травы боец падает, сраженный пулей, эффектно перед этим отбросив в сторону каску. На другом конце поля товарищи пытаются спасти раненого, поят его из фляги. Взрывы, треск пулемета, крики – все это создает иллюзию реальности происходящего.

Однако силы неравны, и "немцы" переходят в наступление. Замолкает пулемет, последние редкие выстрелы, противники добивают пограничников прикладами. Немногих оставшихся в живых ведут на расстрел. Бой окончен, но через несколько часов советские солдаты возьмут реванш, реконструкция завершится победой русских.

– Этот фестиваль проходит уже третий год. Кузнецкая крепость, где организована площадка для реконструкции – объект военной фортификации, – рассказывает старший научный сотрудник выставочного отдела музея-заповедника "Кузнецкая крепость" Наталья Паньшина. – Несмотря на то, что ни одного выстрела с этой крепости не было произведено, мы посчитали, что будет уместным показывать здесь военную историю. В этом году на фестиваль приехали 18 военно-исторических клубов из семи городов Сибирского региона. В восемь утра уже прошла первая битва – бой 1941 года, взятие пограничной заставы. Это обобщенная реконструкция, она не привязана к какому-то конкретному событию, потому что в начале войны боев было много, и как правило, все они оканчивались поражением советских солдат. В 16.00 прошло второе сражение – из операции "Багратион" в Белоруссии, 1944 год.

Кемеровчанин Алексей Мисалев – бывший сотрудник полиции, реконструкцией занимается на протяжении десяти лет. В новокузнецком фестивале он – представитель военной прокуратуры, который должен задержать перебежчика и выявить диверсанта. Говорит, почти весь бой пролежал в траве, так как был убит в самом начале. Несмотря на эпизодическую роль, принимать участие в таких мероприятиях ему нравится, хотя это и удовольствие не из дешевых: цена одного только кителя может достигать 20 тысяч.

– На бойце снаряжение образца 1941 года. Это поясной ремень, на который крепятся два подсумка под винтовочные патроны, малая пехотная лопата, фляга для воды, сумка сухарная, сумка противогазная, в которой лежит противогаз, сумка гранатная для РГД либо Ф-1, подсумок. Все это снаряжение, которое весит порядка семи килограмм, поддерживают плечевые лямки, чтобы распределить нагрузку на плечи. Также присутствует ранец образца 1939 года – красноармейцы были оборудованы именно ранцами, а не вещмешками. На ранце много застежек, чтобы можно было пристегнуть и плащ-палатку, и шинель, и даже одеяло. На голове – каска СШ-36. Именно так в 1941 году выглядели бойцы, – описывает обмундирование товарища командир военно-исторического клуба "Поколение" Алексей Карелин (Новосибирск). – Реконструкцией я занимаюсь уже 10 лет. Начиналось все со слов "Давайте просто постреляем". А сейчас я вижу, что молодежь ничего не знает ни о Великой Отечественной, ни о Второй мировой. Половина мира уверена, что Америка выиграла Вторую мировую! Нужно показывать подрастающему поколению, какая была история на самом деле, дать им возможность в руках такую винтовку подержать. И они начинают интересоваться! Поэтому у нас в клубе очень много молодежи.

Павел Прокофьев из Новосибирска реконструкцией занимается третий год.

– Мне интересна сама эпоха, потому что оба деда мои воевали, прадеды тоже. Хотелось почувствовать, каково им было. Я сам отец двоих детей, и мне хочется, что и мои дети знали, каково это – быть на войне, победить там, какой это был труд.

Данил Тесля из Барнаула поначалу ездил с поисковыми отрядами по местам боев, однако потом решил выйти, как он говорит, "на новый уровень".

– Мы решили создать свой клуб и сшить одежду на первый период войны, а потом и на поздний. У каждого реконструктора два комплекта. Но это действительно очень дорого, и многие люди, когда приходят к нам, нередко разочаровываются из-за недостатка финансов. И заметьте, еще возрастной состав: вы почти не найдете среди реконструкторов школьников, в основном – старшее поколение, многие – кадровые офицеры в отставке. У них позволяют и средства, и время. Слово "оружие" мы не употребляем вообще, чтобы не вводить никого в заблуждение. Это называется макет массово-габаритный, и предназначено оно для воспроизводства выстрелов. Это кажется, что заумный язык. Но тут важно не сбивать с толку полицию, поскольку они нас проверяют. По федеральному закону "Об оружии", эти макеты бывают двух видов – стреляющие и не стреляющие, и они не подлежат лицензированию. Я честно скажу, это большая проблема для нас – все равно, подходят и изымают, несмотря на то, что закон разрешает нам иметь такое "оружие" без документов. У охотников есть определенная нормативно-правовая база, регламент, они раз в три года отчитываются. А для нас еще даже разрешительные документы не изобрели, и все, как могут, их добывают. Макеты стреляют только холостыми патронами. Внутри ствола даже вварены специальные шпильки, что метальный заряд не вылетел.

Многие реконструкторы приезжают на фестивали с детьми. Роман и Кирилл Трофимовы приехали с отцом.

– Сейчас многие забывают о той войне, все-таки прошел определенный отрезок времени. Но мы же не хотим, чтобы народ сидел и играл в компьютерах, смотрел американские фильмы и т.д. Важно знать историю: кто ее не помнит, у того нет будущего, – говорит Роман. А Кирилл добавляет:

– Все это лето мы с отцом будем заниматься реконструкциями. В июне уже были в Новосибирске, где участвовали в бое за Севастополь. Скоро мы поедем в Сростки, где будем представлять экспозицию "Они сражались за Родину", а в августе – в село Шипуново в Алтайском Крае, где пройдет фестиваль "Днепровский рубеж". Хотел бы я стать военным, когда вырасту? Думаю, да.

По подсчетам организаторов, всего за время фестиваля было произведено не менее 10 тысяч выстрелов из военной техники. А между реконструкциями сражений все желающие могли пострелять из винтовок, познакомиться с кузнечным и гончарным ремеслом, обычаями, песнями, традиционной кухней и бытом коренного населения. .