"Это мы и есть"

В поселке Шушенское (Красноярский край) в 16-й раз прошел этнофестиваль "МИР Сибири". В этом году он впервые состоялся под эгидой ЮНЕСКО. Всего на "МИР Сибири", включая гостей-хедлайнеров, приехали 75 исполнителей – групп и солистов – из 12 стран. На фестивале за три дня побывали около 30 тысяч человек

"МИР" в названии фестиваля – это "Музыка и Ремесла". В этих категориях – мастеровой и музыкальной – жюри и определяло победителей. В этот раз в конкурсной программе "МИРа Сибири" участвовали 40 музыкантов и музыкальных коллективов, и еще 12 участников было в конкурсе мастеров.​

Участники фестиваля

​– Есть такой анекдот. Господь Бог подводит Еву к Адаму и говорит ему – выбирай себе жену. Адаму было легко, а нам каково? Был, конечно, дух соперничества и среди участников, и довольно острый. Но были и помощь, взаимовыручка – в составе одних коллективов, как я заметил, иной раз выходили представители других, чтобы сделать номера коллег-конкурентов ярче и выразительнее, – говорит председатель музыкального жюри Сергей Старостин.

На фестиваль артисты приехали из разных регионов России.

Дуэт "Оберег", Иркутская область

Ансамбль "Дембилдей" (Тува)

Ансамбль "Мерема" (Мордовия)

Артисты внимательно следили за выступлениями конкурентов....

На финальном гала-концерте стало известно, что музыкальный Гран-при в этом году получил фольклорный ансамбль "Читинская слобода" из села Засопка Забайкальского края. Коллектив собирает и исполняет старинные казачьи песни – те, которые привезли в Забайкалье первые русские переселенцы.

– Победить, конечно, хотелось, но все-таки важнее нам было показать тот уникальный материал, который мы буквально по крупицам собирали пять лет – столько существует наш коллектив, – рассказала руководитель "Читинской слободы" Надежда Рюмкина.

Ансамбль "Читинская слобода"

В этом году на "МИРе Сибири" впервые присуждался специальный Гран-при. Его получил 16-летний Никита Зуев из Череповца, выступавший сразу в двух номинациях.

​А "мастеровой" Гран-при достался Надежде Хай-Хутык из Магаданской области. Мастерица воссоздает традиционные костюмы коренных жителей тех мест – эвенов и коряков. Чтобы она смогла приехать из Магадана в Шушенское, деньги собирали всем миром – у мастера средств для этого не хватало.

Надежда Хай-Хутык

– Я раньше работала в оленеводстве, заодно занималась восстановлением традиционной одежды и традиционного жилища коряков и эвенов. Это и была моя первая большая работа – меховая яранга. На нее у меня ушла 51 оленья шкура. А потом один министр Магаданской области меня вызвал, чтобы я уже в городе передавала то, что знаю, учила тех, кто хочет учиться, – рассказывает Надежда Хай-Хутык. – У нас осталось мало мастеров, которые могут, как я, полностью воссоздать традиционное жилище. Я таких насчитала пять человек, и то все живут в глухомани. Нельзя, чтобы это потерялось. Вот я и взялась учить молодых. Но молодежь вроде интересуется, а в наших местах не остается, все уезжают. Так что традиции уходят потихоньку.

Работы Надежды Хай-Хутык

Традиционную одежду северян мастерица делает не из оленьих шкур, как это положено, а из других материалов: 10 лет назад в Магаданской области оленей было около 20 тысяч, а сейчас осталось вчетверо меньше. Но следовать всем традициям можно и при работе с обычными материалами.

– Коряки – язычники, основное население у нас не приняло христианство. И все верования у нас свои. Даже имена по-особому образуются: у нас фамилии – это прозвища, которые что-то обозначают: например, "камень", "ворон" ну и так далее. Когда советская власть пришла, наши жители стали писать русские имена и фамилии, а между собой называли друг друга настоящими именами, корякскими, – рассказывает Надежда Хай-Хутык. – И в остальном верования сохранились. Вот эти вот бисерные розетки на кухлянке, меховой рубахе, считались оберегами. Коряки верили, что душа ребенка войдет в бусинку и будет за ней бегать, и злой дух ее не поймает. Сейчас, конечно, эти розетки больше как украшение воспринимаются…

Некоторые работы мастер показывала на куклах: за семь тысяч километров всего не привезешь

​Надежда Хай-Хутык показывала и другие свои работы – детскую одежду, пастушьи рукавицы, которые до сих пор северяне шьют без выкроек, а так, как бабушка или мать научили; приспособление, с помощью которого корякские женщины носили детей на спине; традиционную обувь северян – ее подошвы сделаны из шкуры лахтака – морского зайца и прошиты жилами оленя: они не гниют.

Номинация, в которой Надежда Хай-Хутык представляла свои работы, называлась "Современное декоративно-прикладное творчество. Изготовление народного костюма". А вообще из работ конкурсантов мастеровой премии в этом году получилась большая выставка – тут и роспись по дереву, и золотое шитье, и куклы-обереги, и керамика, и украшения из кожи, камней и даже осетровой косточки…

Работы номинантов мастеровой премии "Мира Сибири"

Но надо сказать, что далеко не все зрители и посетители "МИРа Сибири" так уж внимательно следили за конкурсными перипетиями. Разве что пришли поболеть за конкурсантов на вручение премий. Для кого-то самым интересным были вечерние выступления хедлайнеров фестиваля – в их числе были ЛаФрей Ски и джаз фолк-фьюжн группа «SHUNGITE» (США/Россия), группа «Аргымак» (Башкортостан), фолк-фьюжн группа «Speed Caravan» (Алжир, Тунис, Франция), Морган Джи (Франция), этно-рок группа «Ят-Ха» (Тыва).

Все события фестиваля проходили под открытым небом

А многим интереснее были интерактивные площадки: "Город мастеров", "Обрядовая поляна", "Этнокиноклуб", "Беседка" – на них проходили мастер-классы и встречи с участниками фестиваля.

"Город мастеров" – это большая ярмарка, на которой продается все что душа пожелает: одежда в этностиле, музыкальные инструменты, плетеные корзины, глиняные свистульки, валенки, лоскутные одеяла. Заодно можно научиться делать все это своими руками – мастер-классы здесь шли постоянно.

Торговые ряды и мастер-классы на ярмарке в "Городе мастеров"

​Но, наверное, самыми популярными людьми в "Городе мастеров" в этот раз стали гончары. Все три дня люди обступали мастеров и наблюдали за их работой...

...и​ сами пробовали сооружать крынки и чашки.

Мастер-класс гончарной мастерской "Свой круг"

​Как оказалось, все не так сложно. Даже украшать глиняную посуду – не такая уж хитрость.

– Приемов для украшения посуды великое множество, и большинство из них совсем простые. Пальцем по глине покачала вверх-вниз, пока круг вертится, – вот уже и орнамент, вроде ничего не сделал, а красиво, – рассказывает гончар из Томска Андрей Салтан. – Сейчас мастера работают не пальцами, а костяными, каменными, деревянными и даже стеклянными инструментами. Вот металлическая пластиночка, тоненькая, в форме языка, легко гнется. Я ею для начала сделаю простую вещь – уберу лишнюю глину: если ее оставить, посуда деформируется, будет плохо сохнуть, пойдет трещинами. Вот мы ведем этой пластиночкой сверху вниз – и заодно получаем тем самые гончарные полосочки, которые почти всегда можно увидеть на глиняной посуде, и это уже украшение.

Андрей Салтан

Или вот палочка – ей вроде легко провести полоску, две, продолжает Андрей. А если рукой чуть покачать вверх-вниз – уже получается красивый узор. Выразительно и несложно. А верх у крынки, чтобы из нее удобно было пить через край и не поцарапаться, раньше обрабатывали кусочком сырой кожей. А в наше время и обычный полиэтиленовый пакет подойдет.

Украсить глиняную посуду проще, чем кажется

Мастер-классы проходили и в Шушенском музее-заповеднике. В советское время музей был посвящен одной теме: сибирской ссылке Ленина – он отбывал ее в Шушенском с 1897-го по 1900 годы, здесь же в 1898 году обвенчался с Надеждой Крупской. Сейчас о пребывании вождя напоминают пара домов (не сказать, чтоб в них было особенно людно) да небольшой памятник. Сегодня в музее-заповеднике главное – воссоздание быта старинной сибирской деревни. Традиционных ремесел – в том числе. Во время фестиваля здесь проходили мастер-классы по выделке льна, прядению и ткачеству.

Мастер-классы в Шушенском музее-заповеднике

В это время на "Обрядовой поляне" шли свои мастер-классы. Тут можно было, например, вспомнить о старинных народных играх и самим в них поучаствовать.

А еще – научиться играть на хомусе, традиционном инструменте народов Сибири. Мастер-класс проводила Альбина Дегтярева, заслуженная артистка Якутии, руководительница ансамбля "Айархаан". Альбина Дегтярева – первая обладательница Гран-при "МИРа Сибири", и уже много лет – член жюри фестиваля.

Альбина Дегтярева

– В моем детстве игра на хомусе была не очень распространена. Это мне повезло родиться в семье, где все на нем играли. Уже когда я окончила университет, в Якутии открылся Музей хомуса и начали задумываться о возрождении этого искусства. Тогда я пошла преподавать в музыкальный колледж. Сейчас игре на хомусе учат и в музыкальных училищах и вузах, в музыкальных и общеобразовательных школах и детских садах, – рассказывает Альбина Дегтярева.

Якутские музыканты придумывают особые приемы игры на хомусе – они позволяют подражать, например, топоту копыт, звуку дождя и капели. Всему этому пытались научиться и зрители, пришедшие на мастер-класс. А заодно пробовали кричать как чайки, ухать как сова, куковать – такие "природные" звуки тоже часть номеров "Айархаана" и Альбины Дегтяревой.

– Главное правило, как выбирать подходящий хомус, – доверять своей интуиции. Звук хомуса должен быть прежде всего приятен вам, вашему слуху, – рассказывает Альбина Дегтярева. – И язычок у него должен быть и достаточно податливым, и упругим. И еще хомус должен иметь долгое дыхание – то есть давать при одном ударе длительный звук. Хомусы и в старину, и сейчас делали и делают из металла. У них разные тональности, разные размеры, разная мягкость язычка – а отсюда и разное звучание. Есть и двуязычные хомусы. Но на них играют редко: такой хомус считается обрядовым, и его берут лишь в определенных ситуациях. Вообще у хомусов разных народов – якутских, тувинских, хакасских, алтайских – разное звучание. Я считаю, что хомус связан с языком народа, его мелодикой. Китайский язык, как мы знаем, интонационный – и хомус у них звучит так же. У тувинских и хакасских хомусов звук более "степной", мягкий. И что еще нужно знать о хомусе: чтобы он жил, на нем надо играть. Если он лежит просто так, это не очень-то хорошо.

Альбина Дегтярева со зрителями

​Музыканты из Тувы на "Обрядовой поляне" провели мастер-класс по хоомею – горловому пению. Но тут уж повторить за ними зрителям было невозможно – хоомею учатся много лет, можно сказать, всю жизнь.

– Уникальность хоомея заключается в том, что при исполнении хоомейджи – мастер горлового пения – извлекает одновременно два и более звука. Существует несколько видов хоомея, и все они так или иначе подражают звукам природы. Вообще на этом основана тувинская музыкальная культура в целом, – рассказал хоомейджи из Тувы Алексей Ховалыг.

Хоомейджи из Тувы

А закончился мастер-класс уникальным номером – вместе с тувинскими хоомейджи выступила исполнительница русских народных песен Сабина Микаилова из Липецка, ставшая лауреатом в номинации "Солист-вокалист".

– Такие номера могут появиться только на "МИРе Сибири", – говорит председатель жюри Сергей Старостин. – Этот фестиваль – это прежде всего люди, их любовь и тепло. Это мы и есть. Отсюда и ощущение праздника.​