"Если бы это сделала Матвиенко, была бы разница?" Тюменскую чиновницу уволили за фото в Playboy

Один из кадров той самой фотосессии

27-летняя сотрудница городской администрации Анна Ануфриева осталось без работы после того, как исполнила одно из своих заветных желаний – организовала себе фотосессию, где снялась обнаженной. Те фотографии она отправила на конкурс "Девушка года Playboy 2019". На следующий день фото были опубликованы в сети, и Анну вынудили уволиться с должности главного специалиста управления госзакупок Тюменской области. На тот момент она, выпускница факультета госуправления Тюменского госуниверситета, проработала чиновницей около пяти лет. Прошло больше двух месяцев, но ей так и не удалось устроиться ни в одно госучреждение Тюмени.

Подробности той истории Анна рассказала корреспонденту издания "Сибирь.Реалии".

– Как вообще вы стали госслужащей?

– В октябре 2014-го я увидела, что есть вакантное место в управлении госзакупок. Было много претендентов, большой конкурс. Сначала ты подаешь документы, потом проходишь тесты по русскому, по информатике, затем проходишь собеседование. Так я и устроилась на эту должность. Я сильно хотела получить эту работу, потому что считала это очень престижным, не из-за зарплаты, конечно. О власти, как правило, на госслужбе тоже речи не идет: что тебе скажет начальник, то ты и делаешь. Но многие хотят попасть на госслужбу из-за льгот, стабильности. А в детстве я мечтала стать журналистом, писателем, моделью. Не знаю, почему не пошла на филфак, побоялась, наверное, подумала, что не сдам. В итоге пошла на госуправление.

– Если бы не съемка в "Плейбое", как могла бы развиваться ваша карьера?

Не знаю. В нашем департаменте я не видела роста. Я выросла с ведущего до главного специалиста, и все, дальше только замначальника и начальник. Но я бы не хотела этой ответственности.

– Госзакупки – пожалуй, одна из наиболее коррупционных сфер…

Лично у меня не было никаких нарушений. У меня был четкий регламент, что я делаю, что я не делаю. Когда знаешь, что за тобой нет никаких несоответствий, то работать не страшно. Главное, быть честным. С коррупцией не сталкивалась. Если честно, на мой взгляд, тут либо ее хорошо маскируют, либо ее не существует. Доходы, например, строго контролируются, лишнюю кредитку не завести.

– Побывав чиновницей, что вы поняли про то, как устроена наша система госуправления в целом?

Когда ты работаешь чиновником, тебя нанимает государство, и ты про своего работодателя не можешь отзываться плохо. Тебе, так или иначе, приходится считаться с тем, что происходит. Среди чиновников самая большая прослойка специалисты, просто выполняющие свои обязанности, большинство из них вряд ли вырастет до начальства. Насколько качественно и для людей ли они работают – тут зависит уже от человека.

Эротика – это красиво, и мне хотелось хотя бы раз в жизни сделать что-то в этом жанре

– За последние двадцать лет количество чиновников в России увеличилось в два раза – на миллион. По-вашему, это правильно?

Не знаю. У нас вот, наоборот, сократили бухгалтерский отдел и отдел кадров. Я критически отношусь к нынешнему режиму и в целом больше за либеральную идею, хотя не могу себя назвать противником президента. Впрочем, и сторонником тоже. В стране есть явные проблемы со свободой, даже если посмотреть на последние митинги.

– Когда вы устраивались на работу, в контракте были пункты, связанные с дресс-кодом?

Да, в контракте есть такой пункт, но он касается только работы. В законодательстве есть некоторые ограничения по этому поводу. У нас был офисный дресс-код: всегда колготки, даже если жарко, юбка-карандаш. Больше всего дресс-код соблюдают мужчины, женщины могут себе позволить некоторые вольности. По пятницам джинсы и рубашку, например.

– Почему вы вдруг решили отправить свои фотографии в Playboy?

У меня был период хандры, когда нужно было отвлечься. Я придумала пять пунктов того, что хочу осуществить, и фотосессия один из них. Я решила провести ее в Москве, купила заранее билеты, хотя до поездки мне еще нужно было похудеть. Вообще, мне очень нравится мое тело, и я просто хотела запечатлеть его. Эротика это красиво, и мне хотелось хотя бы раз в жизни сделать что-то в этом жанре. Я долго искала фотографа. Просила, чтобы в итоге получилось нечто большее, чем просто красивый человек на красивом фоне. Сначала я думала, что за дикость раздеваться перед незнакомым человеком. Но мне просто были нужны новые эмоции. Заплатила около 5 тысяч за 3 часа съемки. В Москве, к слову, фотостудии гораздо выгоднее снимать.

– И как эти ваши фотографии оказались в Playboy?

12 мая фотограф отправил мне фото, а на следующий день я уже выложила одну из фотографий в Инстаграм, хотя, по идее, эротика там запрещена. В том же Инстаграме я листала ленту и увидела рекламу конкурса "Девушка года Playboy 2019" на странице фотографа Алексея Трифонова. Решила поучаствовать. Отправила фотографии с работы, с рабочего почтового ящика. В заявке написала про себя очень подробно, в том числе что я госслужащая. Фотографии сразу опубликовали.

– Как об этом узнали на работе?

Из новостей. Об этом написал один из городских сайтов, который все смотрят. Я смотрела на ленту новостей и думала, что никто не успеет прочитать, у них же каждые 15 минут новое. Но нет, заметили.

Мне сказали, что я себя повела неэтично и не могу работать в госорганах, так как, в отличие от остальных служащих, не являюсь примером для подражания

– Вас в этот же день вызвало начальство?

Да, когда я услышала длинный гудок, это значит внутренний телефон, я поняла, что меня вызывает начальник. Было страшно чуть-чуть. Мне предъявили претензии по поводу фото, я говорила, у меня на них ничего не видно, они достаточно скромные. На что мне ответили, что учительницу уволили за то, что она была в купальнике сплошном (барнаульская учительница Татьяна Кувшинникова была вынуждена уволиться из школы после того, как опубликовала фото в коротком платье и купальнике в соцсети. – С.Р.). Дескать, учителям и тем, кто занимается подобной работой, по закону нельзя такие фото выкладывать. Я считаю, это перегибы. Ты же делаешь это не в рабочее время. Что такого?! Если бы это сделала Матвиенко, была бы разница? Между нами как госслужащими нет разницы. Уровни зарплаты и ответственности отличаются, а так мы работаем на благо государства. Но я же ничего плохого для государства не делаю, наоборот, честно выполняла свою работу. Я считаю, это ханжество. Если бы каждый показал свои увлечения, то, вероятно, всех пришлось бы уволить. Я никому никакого вреда не причинила. Когда кто-то кому-то изменяет это аморально. Но в своем поступке я не вижу аморальности.

– Как повело себя ваше руководство?

Очень достойно. Даже как-то по-доброму. С легкой усмешкой. Говорят: что ж вы, не знаете, что с учительницей произошло?

– То есть вам предложили уволиться?

Я не хочу отвечать на этот вопрос, но, скажем так, я уволилась по собственному желанию. Когда написала заявление, меня не отговаривали.

– Когда вы пытались устроиться после увольнения, вам отказывали, это связано с фотографиями?

Да, допустим я вчера тоже получила отказ в Фонде имущества Тюменской области. В обычные организации меня, конечно, берут, не в государственные. Руководство госучреждений боится скандала. Если я куда-то устроюсь, то напишут: уволенная из-за Playboy тюменская чиновница работает теперь в филармонии, например. Этого и боятся, огласки, зачем быть к этому причастными? Мне кажется, дело именно в таких опасениях.

Помните миф про Гетеру? Ее тоже судили, а когда сорвали одежду и увидели, как она прекрасна, простили ей все

– А в какие учреждения вы посылали резюме?

Фонд имущества, Центр информационных технологий, ОКБ №2. Причины отказа, как правило, не озвучивают, просто говорят, не требуется больше. До этого требовался специалист, а потом нет, вот так вот. Напрямую я не спрашивала, почему отказали. Но вчера была на собеседовании уже не в региональном, а в муниципальном учреждении. И мне сказали, что я себя повела неэтично и не могу работать в госорганах, так как, в отличие от остальных служащих, не являюсь примером для подражания.

– То есть по остальным параметрам вы подходили на эти должности?

Если оценивать по опыту работы, то да. Никаких штрафов, нареканий, ничего подобного не было у меня.

– После фотосессии вам поступали предложения о работе в качестве модели?

Парочка, но мне это не интересно. Я хочу чего-то более глубокого, серьезного, на социальные темы. Например, у меня возникла идея сделать выставку фотографий, на которых будут изображены обнаженные государственные служащие: судья, учительница и так далее. Но без лиц, чтобы избежать возможных проблем. Для меня это как ответ на реакцию чиновников, еще раз показать, что ничего плохого в этом нет. Помните миф про Гетеру? Ее тоже судили, а когда сорвали одежду и увидели, как она прекрасна, простили ей все.

Кадр из той фотосессии

– Вы думаете, наше общество стало слишком консервативным?

Консерватизм был, никуда не исчезал. Каждый имеет свое представление о том, каким должен быть чиновник. У нас считается, что показать себя обнаженным – последнее дело, стыд. Ну хоть убей, не понимаю, что я такого совершила. Я хочу жить так, как душе угодно, и пусть каждый будет внутренне свободен и не судит других.

– Вы не думали уехать из города?

Нужно сначала решить вопрос с работой и квартирой, которая осталась здесь. Но вообще в планах переезд из Тюмени есть.