Мать, рассказавшую о травле сына в школе, обвиняют в экстремизме

Наталью Граф, собственного корреспондента "Российской газеты" в Омске, обвинившую педагогов Омской гимназии №62 в травле ее сына, проверяют на экстремизм. Заявление в прокуратуру на нее подписано организацией "Родительский комитет "Росток".

7 августа, пока Натальи Граф не было дома, полицейский вручил ее сыну повестку в Центр по противодействию экстремизму. Основанием для привлечения к ответственности по статье 282 УК РФ за экстремизм и разжигание ненависти к социальной группе педагогов стал пост в соцсети "Фейсбук", в котором она рассказывает о травле своего 14-летнего сына педагогами гимназии №62. "Что в это время происходит в душе у 14-летнего подростка? Взять в руки ружье или пойти и прыгнуть с крыши? Я не знаю, как его защитить, как его уберечь, у меня руки опускаются от бессилия", – написала она 3 декабря 2018 года. Именно слово "ружье" и оценивается как экстремистский призыв в заявлении в прокуратуру "Родительского комитета "Росток":

"Пропагандируя оружие, Н. Граф демонстрирует явно экстремистские наклонности, – говорится в заявлении, которое Наталья переписала от руки – сфотографировать в Центре "Э" не позволили. – Кроме того, на страницах Фейсбук Н. Граф распространяет ложную информацию о педагогах и гимназии 62. Она открыто публикует объявления о том, чтобы читатели присылали ей негативную информацию про педагогов, тем самым разжигает ненависть к определенной социальной группе в своих личных целях. Ее читатели, веря ложной информации, предлагают устраивать митинги, пишут неприличные слова на стенах гимназии. В соответствии с поправками 2014 года в статьи 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства) считаем, что действия журналистки Граф направлены на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства педагогов с использованием средств массовой информации либо Интернета".

Повестка

Конфликт семьи Граф с гимназией №62 начался 20 ноября 2018 года, когда вместо урока технологии часть детей из 8-го класса отправили во двор чистить снег. 14-летний сын Натальи чистить снег не стал, поскольку, по его словам, чувствовал себя неважно. На следующий день, рассказывает Наталья Граф, классная руководительница, она же учитель физкультуры, "устроила разборки на уроке", во время которых ей показалось, что мальчик записывает ее слова на диктофон. Учительница, по словам Натальи, "публично пообещала его засудить, выгнала с урока, заявила директору гимназии, что отказывается от классного руководства из-за поведения Романа, оскорбившего ее диктофонной записью".

– Две недели от сына требовали извинений, вызывая к директору и завучу, а классный руководитель принципиально не разговаривала с сыном и на уроках, отсаживала его на отдельную скамейку. Затем в школе собрали родительское собрание, где разбирали его поведение, причем Роман прийти не смог, потому что к тому времени получил направление на госпитализацию в неврологическое отделение, а я уже два месяца сидела дома из-за тяжелого перелома ноги. – говорит Наталья.

В конце ноября прошлого года Наталья Граф написала жалобу в прокуратуру по поводу нарушения Закона об образовании в гимназии №62, встретилась с директором департамента образования Омска Инной Елецкой, министром образования Омской области Татьяной Дерновой и уполномоченным региона по правам ребенка Елизаветой Степкиной. Чиновники устраивали круглые столы, сочиняя "дорожные карты" по исправлению ситуации в гимназии №62, появились и открытые письма родителей в защиту директора, в которых говорилось, что "ситуация с семьей Граф – результат многолетней травли учеником учителя".

Наталья Граф

Между тем в середине декабря 2018 года прокуратура Центрального округа, изучив обстоятельства дела, пришла к выводу, что в гимназии законы нарушили несколько педагогов. Например, Закон об образовании: "Васевицкий А.Н. организовал уборку снега вместо урока технологии, что не предусмотрено учебным планом, не осуществлял надлежащий контроль за учащимися во время организованных им работ по уборке учащимися снега… Заместитель директора Савелова М.В. проводила профилактические беседы в Романом Граф не во внеурочное время, а во время урока физкультуры, в результате чего учащиеся пропустили урок… А также Закон об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и Закон о процедуре медиации: "образовательным учреждением несвоевременно приняты меры по урегулированию конфликта между учащимся Р. Граф и классным руководителем Будай Е.К.: не сразу привлечен психолог учреждения Беллиндер И.А., не использованы возможности службы медиации…"

В каком я юридическом статусе, до сих пор не знаю: никто на этот вопрос не отвечает. Уже не знаю, что делать и где искать защиты

После отмашки прокуратуры Марина Дюкова, директор гимназии №62, получила выговор от департамента образования Омска, а Роман ушел в другое учебное заведение. Министерство образования Омской области провело проверку гимназии только спустя три месяца после обращения Натальи, подтвердив факты травли ребенка, ею изложенные. Журналистка подала в суд гражданский иск с требованием к гимназии возместить расходы на лечение ребенка:

– Заявление я подала всего на 4 тысячи рублей, не с целью обогатиться, даже о моральном ущербе не заикалась. Хочу восстановить справедливость, и пока неясно, удастся ли это сделать – дело в суде уже пять месяцев не двигается с места, – говорит Граф.

После лечения в неврологическом отделении, сын Натальи продолжил образование в другом учебном заведении. А ее постом о буллинге занялся Следственный комитет РФ по Омской области. Но дело так и не возбудил за отсутствием состава преступления:

– В Уголовном кодексе есть понятия "насильственные действия", "побои", а слов "травля", "буллинг" нет, – объяснила полковник Елена Моисеева, представитель СК РФ по Омской области, отвечающая за связи с прессой. – О существовании других подобных заявлений мне неизвестно.

Наталья подчеркивает, что под заявлением "Родительского комитета "Росток" нет конкретных подписей. Она уверена, что организовано оно руководством гимназии №62.

– Директор школы, где масса нарушений, откуда бегут дети и учителя, выжившая из коллектива четырех лучших педагогов России, двух психологов, председателя учительского профсоюза, продолжает оставаться на своем месте и травить нашу семью, – говорит Наталья. – Зато проверка по жалобе идет полным ходом: мои коллеги из "Российской газеты" выяснили, что "Родительский комитет "Росток" не существует юридически. Но анонимку в день ее поступления сразу же завизировали аж три начальника в прокуратуре, тут же спустив в Центр "Э". Как я понимаю, так быстро делается только в случае ЧП. Тексты моих постов уже передали на экспертизу в экспертно-криминалистический центр, к проверке подключили даже уголовный розыск. Причем в каком я юридическом статусе, до сих пор не знаю: никто на этот вопрос не отвечает. Уже не знаю, что делать и где искать защиты.

По словам Граф, в заявлении "Ростка" не содержится обратных данных, зато есть ее домашний адрес, не совпадающий с пропиской. Знали его, как утверждает журналистка, только близкие друзья и администрация гимназии №62. Кроме того, по ее мнению, похож "почерк" – на одном из приемов следователь СК РФ сообщил ей о предложении педагогов гимназии привлечь Романа к ответственности за экстремизм: кроме записи на диктофон речей учителя, в списке его "преступлений" – исполнение песни, похожей на гимн Украины. Ход заявлению, впрочем, не дали: гимн Украины не запрещен в нашей стране.

– Заявление не анонимное, – сообщил майор Алексей Командыков, глава пресс-службы Омского УМВД. – Для нас оно имеет вполне конкретный адрес: прокуратура Омской области, и мы обязаны провести проверку. Сколько она продлится – два месяца или пять, сказать пока трудно: есть ведь еще сроки продления…

То, что при гимназии №62 не существует организации "Родительский комитет "Росток", подтвердила ее директор Марина Дюкова, от прочих комментариев, впрочем, отказавшись:

– Вы прекрасно знаете, что сначала надо взять разрешение у департамента образования, а он может и не разрешить мне комментировать.

Пресс-секретарь департамента, как выяснилось, такие разрешения не выдает – отправляет к заместителю мэра города по социальным вопросам. И так по кругу.

– На моем примере понятно, что система защиты детей в Омской области не работает, – считает Наталья Граф. – Но чиновникам важно показать вышестоящему начальству в Москве, что никакой травли в омских школах не бывает – ни среди детей, ни со стороны педагогов по отношению к детям. На самом деле конфликты просто замалчиваются, потому что никто не может и не хочет с ними работать. Проще заставить замолчать недовольных.

Роман Граф

Проверку Граф по статье об экстремизме ведет сотрудник Центра противодействия экстремизма УМВД России по Омской области, старший оперуполномоченный Денис Шенгальц, который, по странному совпадению, занимался делом сына другой журналистки – Натальи Гергерт из независимого издания "Новая газета. Регион", обвиняемого по 282-й статье УК РФ за репост "ВКонтакте".