Путин заявил об ипотеке под 2% годовых для Дальнего Востока

Президент России Владимир Путин 5 сентября на Восточном экономическом форуме заявил о запуске уже в этом году специальной ипотечной программы: займы по ней будут выдавать под 2% годовых.

Программа, как сообщил Путин, будет действовать 5 лет. Рассчитана она не на всех: ипотеку на особых условиях могут получить только молодые семьи, живущие на Дальнем Востоке. Кредит будет предоставляться под покупку нового жилья или строительство дома. Уже подсчитано, что за время действия программы удастся выдать около 8,5 тыс. кредитов, средний ежемесячный платеж составит 16 тыс. рублей.

За пять лет выдадут 8,5 тыс. кредитов по низкой ставке

Задача у этой программы очевидная – привлечь на Дальний Восток молодых специалистов и удержать в ДФО тех, кто уже здесь живет. На том же пленарном заседании Путин назвал демографическую ситуацию на Дальнем Востоке "тревожной, находящейся в красной зоне". Из федерального округа, несмотря на все специальные программы ("Дальневосточный гектар", ипотека под 5% молодым семьям с детьми), людей уезжает существенно больше, чем приезжает: только в январе этого года с Дальнего Востока уехали более 30 тыс. человек, в основном молодежь.

"И без процентов цены дикие"

Новая программа уже активно обсуждается в соцсетях, и не все пользователи оценивают ее однозначно.

"Да в Хабаровске даже с беспроцентной ипотекой цены на жильё относительно зарплаты дикие получаются", – пишет, например, Александр Бунин, участник сообщества ВК "Типичный Хабаровск".

"Ага, пусть рабочими местами и достойной зп обеспечат. А то образование получаешь, а работать по специальности негде", – заявляет Никита Ракитин в обсуждении темы в группе "ЧВК Чита"

А что там, кстати, с дальневосточным гектаром?


К дискуссии подключились не только дальневосточные регионы. В группе ВК "В Омске", например, пользователи тоже делятся своим мнением.

"Что, дальневосточный гектар уже не работает? Как и 25 миллионов рабочих мест", – замечает участник сообщества Михаил Гладышев.

"Кроме как ипотеки там надо кучу проектов сделать чтобы народ оттуда не бежал. Например, зарплату такую чтобы интерес был там жить", – считает Владимир Пашенцев, участник группы "Подслушано в Краснодаре".

"ДВ – 2%, остальные – 8–16%... все что нужно знать о стране", – добавляет в обсуждении темы в том же сообществе пользователь Mikhail Goldshteyn.

Мы не можем сделать это по всей стране

Читатели паблика PostNews настроены скептически:

Марат Хасанов:

"На Дальнем Востоке вообще бесплатно жилье надо давать, там жить невозможно".

Алексей Сергеевич:

"Тут уже выдавать некому".

Кочурова Светлана:

"И после отнимать эти квартиры за долги".

В группе ВК "Радио рекорд" интернет-пользователь Андрей Шелепов предлагает: "А почему бы во всей стране так не сделать? Молодым вообще квартиру не купить, например. В других странах, где наш же Сбербанк, процент 2–3%".

Однако о том, что такую процентную ставку в масштабах всей России устанавливать не планируется, на ВЭФ заявил сам же Владимир Путин: "Мы не можем сделать это по всей стране. Да и это потеряет смысл, потому что цель этой меры — привлечь именно на Дальний Восток людей с образованием, квалифицированные кадры".

"Нельзя решить только одну проблему"

Эксперты тоже по-разному оценивают инициативу. Сходятся в одном: даже если благодаря низкой процентной ставке жилищную проблему некоторых молодых семей удастся решить, вряд ли это радикально изменит демографическую ситуацию на Дальнем Востоке.

Люди ехали на восток за длинным рублем: заработать и уехать. А теперь им предлагают остаться насовсем, но без "длинного рубля"

– Мне не очень нравится, когда говорят, что надо "удержать" молодых людей на Дальнем Востоке. Молодые люди сами должны захотеть здесь остаться, – говорит Галина Кононенко, председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов. – Да и не только жильем удается "закрепить" кадры. Нужна высокая зарплата – тем более у нас, в особых климатических условиях. Нужна социальная инфраструктура высокого класса. И высшее образование хорошего международного уровня. А вузы – это не только стены, это прежде всего преподаватели. Во Владивостоке сейчас создали замечательный Дальневосточный федеральный университет. Но что касается качества образования его выпускников, ожидаемого эффекта пока нет, а значит, нет и их востребованности. Но если мы говорим о том, что региону нужны высокопрофессиональные преподаватели – значит, и для них нужны условия, не только для молодежи. То есть получается такая "цепная реакция" – решение одной задачи требует решения и других.

Галина Кононенко считает: по большому счету, чтобы люди оставались на Дальнем Востоке, надо радикально менять подход ко всем сферам жизни в регионе.

– "Точечное" решение той или иной проблемы эффекта не даст. Вспомните: в свое время в наши края люди ехали, как говорится, за длинным рублем. Конечной целью было заработать денег и получить сертификат на жилье все-таки в другой территории, более комфортной. А сейчас цель – сделать так, чтобы люди в ДФО жили постоянно, но при этом у нас всё слишком дорого: цены высокие, и прежде всего на недвижимость, а зарплаты – не выше, чем во всей стране.

Круговорот молодых специалистов

С тем, что само по себе снижение ипотечной ставки вряд ли остановит отток людей с Дальнего Востока, согласен и независимый эксперт Лев Коломыц.

– Молодым семьям нужно не только жилье, но и качественная социальная инфраструктура для детей: садики, медучреждения, школы, которых пока не хватает. А взрослым нужна достойная работа. Нельзя сказать, что на Дальнем Востоке высокий уровень безработицы – скорее, речь о диспропорциях рынка труда: например, для строительства ключевых для территории объектов нужны строители, которых на месте дефицит, поэтому вахтовым методом привлекаются работники из других регионов и стран. При этом молодые специалисты с высшим образованием часто уезжают на запад, поскольку на родине они не могут найти работу по специальности с устраивающим их доходом.

Из одного проблемного региона люди поедут в другой


– Уже подсчитано, что по этой программе можно выдать примерно 8,5 тыс. ипотечных кредитов, но это вряд ли окажет существенное влияние на решение демографических проблем Дальнего Востока. К тому же рассчитана она всего на пять лет. А что будет потом? – говорит политолог Кирилл Дюндик. – У этой программы может быть и такой неожиданный эффект: перетекание молодых специалистов из одного проблемного региона в другой. Сегодня я, например, в новостях уже прочитал, что из Хакасии молодые люди вроде бы засобирались на восток. Хотя в Хакасии не меньший дефицит кадров – молодых врачей, учителей. Для решения государственных задач, связанных с ДФО, считаю, стоило бы сформировать полноценный фонд ведомственного жилья и предоставлять прибывающим в регион специалистам. А ипотека такую задачу не решит.

"Пусть она поможет хоть кому-то"

Светлана Казаринова, эксперт по ипотечному кредитованию, владелица компании "Кредитград", напоминает, что пока ипотека под 2% годовых – это всего лишь проект, который требует расчетов и прописанного механизма реализации: "Ставка в 2%, то есть ниже инфляции, это, конечно, круто. Но хотелось бы понять, кто и как именно будет компенсировать банкам – участникам программы разницу между рыночной и субсидированной ставками".

Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России МГУ имени М. В. Ломоносова, считает: даже если программа будет реализована идеально, эффект от нее окажется скромнее ожидаемого.

В первом квартале в ДФО построили всего 2,7% от сданного в стране жилья

– Миграционный отток с Дальнего Востока устойчив на протяжении последних 28-30 лет. Уезжают, действительно, в первую очередь молодые люди. Но не только из-за нехватки жилья – едут за образованием, а получив образование – за хорошей работой, потому что на Дальнем Востоке очень мало качественных рабочих мест, – говорит Наталья Зубаревич.

Впрочем, жилья тоже мало. По итогам 1-го квартала 2019 года, рассказывает эксперт, в ДФО было сдано всего 2,7% от общего объема введенного в стране жилья.

– Менять в ДФО надо очень многое, и менять кардинально. Но при всем том если новая ипотечная программа поможет хотя бы кому-то, пусть даже очень немногим людям, то я поддержу эту меру, – говорит Наталья Зубаревич.