Три года колонии грозит ученому-астроному из Новосибирска

Сергей Масликов

В Октябрьском районном суде Новосибирска проходят последние заседания по уголовному делу в отношении бывшего директора городского планетария Сергея Масликова. Его обвиняют в совершении незаконных финансовых операций. Прокуратура настаивает на реальном сроке лишения свободы для ученого и требует отправить его в колонию на три года. Масликов считает себя невиновным, и в этом его поддерживают коллеги. Приговор будет вынесен 10 декабря.

Уже после возбуждения уголовного дела Сергей Масликов был избран президентом Новосибирского астрономического общества.

– Так что, если вдруг решение суда будет не в мою пользу, выйдет отличный заголовок – "Посадили президента", – шутит он в разговоре с корреспондентом сайта Сибирь.Реалии накануне очередного судебного заседания. – Пока я не готов обсуждать какие-либо перспективы, все бывает в нашей жизни. На всякий случай я собрал сумку, готов к любому исходу событий. Хотя у меня, конечно, есть планы на дальнейшую жизнь: и по оптимистичному сценарию, и по пессимистичному.

"Другая сторона жизни"

Дело против Сергея Масликова возбудили в феврале 2018 года. Первоначально руководителя детско-юношеского центра "Планетарий" обвинили в двух эпизодах получения взяток на общую сумму в 190 тысяч рублей. А потом "насчитали" еще, и в итоге в деле фигурировали уже 10 эпизодов со взятками и совершением нелегальных финансовых операций почти на 700 тыс. рублей.

По версии следствия, Сергей Масликов незаконно сдавал в аренду принадлежащую планетарию аппаратуру, в том числе световое и звуковое оборудование. После этого через расчетные счета учреждения проводил полученные за это деньги, то есть легализовал преступные доходы.

Мы часто вспоминаем времена Сталина и необоснованные репрессии. И вот опять, с моей точки зрения, совершенно необоснованная репрессия. Сталин ли виноват (в данном случае Путин)?


На первом же допросе в Следственном комитете Сергей Масликов предоставил полный отчет о том, на что были израсходованы вырученные за аренду средства. Они пошли на нужды планетария: покупку сухого льда для проведения экспериментов, лазерного дальномера, оборудования для киностудии планетария, ремонт солнечных часов и самого здания… Кроме того, с полученных сумм были уплачены все положенные по закону налоги. Часть доходов была передана городу (при этом именно муниципалитет фигурирует в материалах дела как потерпевшая сторона, которой причинен ущерб). Все финансовые операции подтверждены кассовыми чеками, приходными квитанциями, другими бухгалтерскими документами. Но они так и не были приобщены к делу. И не спасли ученого от двух месяцев заключения в СИЗО и еще четырех проведенных под домашним арестом.

– В этой истории можно было разобраться еще до возбуждения уголовного дела, – считает Сергей Масликов. – Может быть, я немного неправильно оформил финансовые документы – но за это можно сделать выговор, премии лишить, с работы, в конце концов, уволить, но не уголовное дело же заводить! Это для меня оказалось очень неожиданно и болезненно, особенно когда я оказался за решеткой.

Возле новосибирского планетария

В СИЗО, как рассказывает Масликов, он "увидел другую сторону жизни, которую прежде даже не представлял". А еще он каждый день писал заметки. Сейчас написанная в следственном изоляторе книга "Тюремные записки астронома" готовится к публикации.

"Первый звонок прозвенел 17 января 2018 года, когда в планетарий нагрянули непонятные люди и начали обвинять меня сразу во всех смертных грехах, в целом букете преступлений. <…> Примерно через час эти люди добрались до моего кабинета. Наверное, за это время можно было что-то прибрать, что-то почистить в компьютере, чтобы не дать им никаких зацепок. Но я даже не подумал сделать это, настолько был уверен в абсурдности происходящего и собственной невиновности в чем-либо. Я – не преступник, чтобы пытаться замести какие-то следы", – из книги Сергея Масликова.

Мнение прокурора мы получили заранее: три года колонии


– Все свидетели обвинения на допросах однозначно указали, что не давали Сергею Юрьевичу взяток – это были официальные сделки. Оборудование, которое сдавалось в аренду, не утрачено, не испорчено, готово к употреблению. Не нашли подтверждения и обвинения в отмывании денег: все средства, полученные от аренды, переданы им планетарию. В действиях подсудимого может усматриваться лишь нарушение финансовой дисциплины, но состава инкриминируемых ему преступлений нет. Не существует ни одного доказательства совершенных им противоправных деяний. Из-за грубейших нарушений в расследовании два года оказались вырваны из жизни порядочного человека, из жизни его семьи, – подчеркнул на судебном заседании 4 декабря Александр Михайлов, адвокат Масликова.

Сергей Масликов на одном из мероприятий

Следствие по делу Сергея Масликова тянулось 11 месяцев. Столько же длится и судебное разбирательство, состоялось уже 25 заседаний суда. За это время прокуратура дважды переквалифицировала обвинение: со статьи о получении взятки на статью "Злоупотребление должностными полномочиями" и обратно.

На предыдущем заседании суд вновь вернулся к обвинению Масликова по статье УК РФ 285 "Злоупотребление должностными полномочиями" – она предусматривает не столь жесткое наказание, как за взяточничество.

Но прокуратура по-прежнему усматривает корыстные мотивы в действиях ученого. И сумма якобы причиненного им ущерба остается в материалах дела прежней – 698 500 рублей.

– Мнение прокурора мы получили заранее: предложено назначить мне три года колонии, – рассказывает Сергей Масликов. – Изначально меня обвиняли в получении взятки, по этой статье меньше семи лет не дают. Представители мэрии, которые выступают от лица потерпевшего (то есть муниципалитета), не настаивают на лишении свободы, но считают, что необходимо возместить нанесенный городу ущерб. Считаю, что это абсурдное требование не выдерживает никакой критики.

Убытки от ареста

На суде все, включая и свидетелей обвинения, отзывались о Масликове как об исключительно честном, порядочном, скромном человеке, сдержанном во всем, что касается личных материальных нужд.

Убытки принес арест Масликова, а не его действия


– Я давно знаю Сергея Масликова и уверен, что это честный и порядочный человек, – комментирует ситуацию директор Астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Сергей Язев. – Он энтузиаст астрономии и ее популяризации и много сил тратит на совершенно бессмысленные, с точки зрения любого коррупционера, дела, не приносящие личного дохода, но приносящие пользу людям. Никакой корысти: сдал в аренду видеокамеру, на вырученные средства купил для планетария (не для себя!) интересные экспонаты. Они в планетарии и стоят, и все их видят, и следователи тоже. Нанесен ли ущерб государству? По-моему, принесена польза. Есть нарушение? Ну, наверное. Надо человека отправлять в колонию на три года, как требует прокурор? Мне кажется, это полный абсурд. По моему мнению, если бы какие-то люди хотели скомпрометировать власть в глазах общества, они бы как раз и завели дело на Масликова.

Сергей Язев

Сергей Язев уверен: Масликов должен быть оправдан, а если что-то и причинило ущерб городу и государству, так это арест ученого, а не его действия. Много месяцев государственные люди за государственную зарплату вели дело, которое, по выражению Сергея Язева, "оказалось пшиком". Планетарий лишился отличного директора. "Кто и как будет возмещать эти убытки?" – задается вопросом ученый.

– В этом деле вот что еще удивительно. Мы часто вспоминаем времена Сталина и необоснованные репрессии. И вот опять, с моей точки зрения, репрессия совершенно необоснованная. Сталин ли виноват (в данном случае Путин)? Хотелось бы спросить у конкретного следователя: а что, вы не увидели, не разглядели, что перед вами честный человек? Или, начав дело, надо было обязательно довести до обвинения, вместо того чтобы извиниться? Такой же вопрос и к прокурору. Неужели честь мундира и стереотипы служебного поведения возобладали? – говорит Сергей Язев.

"Горе стране, где сажают подвижников"

– Как ни странно, и в этой истории есть свои плюсы, – рассказывает Сергей Масликов. – В обычной жизни я никогда бы не разобрался до конца, кто настоящий друг, а кто только им считается. Когда я вышел из-под стражи, мне показали огромную стопку писем, которые написали мои друзья, коллеги и даже люди, которые меня почти не знают. Письмо сотрудников Главного астрономического института (Москва) подписал его директор, который не был знаком со мной лично. Ученый совет Института истории науки в полном составе подписал письмо в мою поддержку. Ученые из новосибирского Академгородка, сотрудники новосибирского планетария и планетариев других городов, наши посетители, которые приводили сюда своих детей, и даже два космонавта выступили в мою поддержку. Мне было очень приятно! В моем деле 9 томов, и один из них – такие письма.

Сергей Масликов

Вот несколько выдержек из писем в поддержку ученого, опубликованных на сайте "Троицкий вариант – Наука".

"Никакого реального ущерба никому причинено не было, денег в свой карман он не клал. Однако прокурорская и судебная активность вокруг него по-прежнему продолжается. На следственные действия и судебные заседания уже истрачены суммы, явно во много раз превышающие даже сумму ущерба, о которой говорит прокуратура. Не сомневаюсь, что прокуратура Новосибирска могла бы найти себе более серьезное занятие, действительно связанное с борьбой с преступностью", – пишет Николай Самусь, доктор физ.-мат. наук, профессор.

"Могу сказать, что Сергей Юрьевич Масликов – увлеченный и грамотный историк астрономии, вложивший душу в создание Новосибирского планетария. Я знаком с ним более четверти века и никогда не замечал за ним бесчестных или корыстных поступков", – подчеркивает Владимир Сурдин, кандидат физ.-мат. наук, доцент физического факультета МГУ.

"Это беда многих организаций, находящихся на госфинансировании. Его арест – прямая угроза многим, кто занимается популяризаторскими и образовательными мероприятиями. <...> Мой опыт общения с Сергеем Масликовым оставил впечатление абсолютно бескорыстного человека, которого интересует в первую очередь просвещение и популяризация науки, а вовсе не деньги. Да и в принципе недопустимо, когда человека бросают в СИЗО по подозрению во взятке, сумма которой – 190 тыс. рублей. При этом люди, подозреваемые в миллиардных взятках, оставались под домашним арестом", – рассказывал корреспонденту сайта Сибирь.Реалии вскоре после ареста Масликова главный редактор научно-популярного журнала "Кот Шрёдингера" Григорий Тарасевич.

В поддержку Масликова тысячи человек подписали петицию, которая появилась в интернете вскоре после его ареста.

Новосибирский планетарий

Александр Хохлов, инженер-конструктор, член Северо-Западной межрегиональной общественной организации Федерации космонавтики РФ, знает Сергея Масликова несколько лет: они познакомились, вместе работая по программам популяризации астрономии и космонавтики. Благодаря Масликову Александр Хохлов стал постоянным лектором на сибирском астрономическом форуме "СибАстро".

Александр Хохлов

Хохлов вспоминает его последнюю встречу с Сергеем Масликовым, когда тот еще работал на посту директора планетария:

– Мы делились свежими публикациями, я показывал свои материалы в журнале "Новости космонавтики", а Масликов свою большую статью о своих любимых астролябиях в "Коте Шрёдингера". В последние часы перед тем, как я улетел в Петербург, Сергей Юрьевич обсуждал с космонавтом Александром Лазуткиным участие новосибирских школьников в российских олимпиадах и других мероприятиях, к которым Лазуткин имел отношение как организатор. А потом грянула новость, что Сергея Юрьевича арестовали… К слову, Александр Лазуткин одним из первых высказался в защиту Масликова, поддержал его.

Новосибирский планетарий

Александр Хохлов связывает случившееся с уходом с должности губернатора Новосибирской области Владимира Городецкого:

– Он в свою бытность мэром Новосибирска построил Большой новосибирский планетарий. Власть сменилась, и, вероятно, следователи получили указание "бороться с коррупцией". Но все, кто знает Сергея Масликова, были в недоумении – настолько несуразной выглядит ситуация. К сожалению, она показала, что в нашей стране инициатива наказуема, а государственные и муниципальные учреждения жёстко связаны правилами, которые ставят под вопрос настоящее просвещение и популяризацию науки. Присоединюсь к словам астрофизика и главного редактора газеты "Троицкий вариант – Наука" Бориса Штерна: "Горе той стране, где сажают подвижников!"

Мы не знаем, как каждый из нас поведет себя в экстремальной ситуации, поэтому и не имеем права осуждать других


"О серьезности намерений этих людей я узнал на следующий день, когда знакомый мне парень после звонка тайно встретился со мной. Оказывается, его задержали на улице и увезли в отдел, где долго допрашивали и запугивали, вынуждая написать нужные им слова. Парень этот – обычный человек, который ничего дурного не имел против меня. Тем не менее он вынужден был написать те самые неправильные слова, которые от него требовали, – якобы он дал лично мне взятку. Хотя дело заключалось совсем в другом – он брал в планетарии в аренду кинокамеру для съемки и просто оплачивал эту аренду. Конечно, это можно назвать подлостью или даже предательством с его стороны. Но мы не знаем, как каждый из нас поведет себя в той или иной экстремальной ситуации, поэтому и не имеем права осуждать других. Я благодарен моему другу за то, что он после такого потрясения не ушел в себя, а честно сообщил мне о произошедшем", – из книги Сергея Масликова.

Сергей Масликов руководил новосибирским планетарием со дня его основания в 2012 году; много лет он занимается популяризацией астрономии среди школьников и студентов, организацией астрономических форумов, школьных олимпиад, научными исследованиями. Несмотря на почти два года "подвешенного состояния" и ожидания приговора, ученый продолжает работать. Пожалуй, даже активнее, чем прежде: на посту директора планетария времени на многое не хватало…

В своем последнем слове Сергей Масликов сказал:

– Для человека, который всю жизнь прожил честно, такое обвинение было шоком. Всю свою жизнь я посвятил делу, которое считал правильным, которое любил, не гнался за большими деньгами. У моей семьи было все необходимое, но без излишеств. Вопрос личного заработка всегда стоял на втором месте.

Когда меня пригласили на пост директора Новосибирского планетария, у меня была хорошая работа на машиностроительном заводе, но, поскольку я имел опыт работы в других планетариях, посчитал своим долгом принять предложение мэрии.

Я не держу зла ни на оперативников, которые сшили дело белыми нитками, ни на кого-либо еще. Наоборот, я даже в какой-то мере благодарен судьбе за то, что показала мне, сколько у меня настоящих друзей.

Как бы ни закончилось следствие, я точно знаю, что больше никогда не возьму на себя обязанности руководителя какого-либо учреждения. Сейчас я хочу посвятить себя научной и преподавательской и общественной деятельности.

Приговор Сергею Масликову будет оглашен 10 декабря.