На правозащитника из Иркутска завели дело об экстремизме

Святослав Хроменков

На представителя правозащитного фонда "Общественный вердикт" в Иркутске Святослава Хроменкова завели уголовное дело об экстремизме. Об этом редакции Сибирь.Реалии сообщила мать правозащитника Наталья Хроменкова.

Об уголовном преследовании Хроменкова стало известно от сотрудника МВД области, попросившего сохранить анонимность. В декабре у правозащитника прошли сразу два обыска за неделю в рамках другого уголовного дела (статус Хроменкова в нем официально не подтвержден, предположительно в мошенничестве подозревается адвокат по фамилии Носков). В тот момент Хроменков находился не в России и принял решение не возвращаться до тех пор, "пока власти не обеспечат тщательное объективное расследование". "Очевидно, что возвращаться на родину сейчас для него просто опасно", - сообщила Наталья Хроменкова. Свидетели обысков сообщили сразу о нескольких нарушениях во время следственных действий: 17 декабря 2019 года в квартиру жены Хроменкова, психолога "Общественного вердикта" Натальи Варшней, следователи отказались впустить адвоката правозащитника.

Во время предыдущего обыска 12 декабря Наталье Хроменковой следователи угрожали уголовным преследованием, обвиняя ее в нападении на полицейского, хотя есть видео, где травмы одному из сотрудников МВД во время взлома квартиры правозащитника наносит другой полицейский. Во время первого обыска у матери юриста пропал личный телефон и деньги из сейфа. Никаких протоколов об изъятии денег и вещей полицейские не предоставили. Правозащитники считают обыск незаконным, так как постановление на него было выдано для нежилого помещения, а квартира Хроменкова – жилое. "Эти действия направлены на то, чтобы воспрепятствовать правозащитной деятельности Святослава, который занимается расследованием пыток и жестокого обращения полицейских с жителями", - считает очевидец обыска активистка Евгения Иванченко.

В пресс-службе МВД по Иркутской области на просьбу редакции прокомментировать информацию об уголовном преследовании Святослава Хроменкова по статье об экстремизме не ответили. Правозащитник Павел Глущенко считает, что настоящая причина "следственных действий" в отношении Хроменкова заключается в том, что ранее юристу удалось добиться передачи дела о пытках Рузаевой в полиции из Следственного комитета Усолья-Сибирского в СК по СФО.

  • Марина Рузаева уже три года пытается привлечь к ответственности полицейских, которые пытали её в участке. Она утверждает, что её пять с половиной часов избивали в усольском отделении полиции с применением электрошокера, заставляя признаться в убийстве соседа. Правозащитникам Иркутска с большим трудом удалось добиться возбуждения уголовного дела на майора Дениса Самойлова и оперативников Александра Корбута и Станислава Гольченко из УМВД Усолья-Сибирского. Двое из них до сих пор работают в местной полиции, а майор Самойлов "с почестями" ушел на пенсию.