"Мы его отправляли Родину защищать, а не умирать". Родные погибшего солдата считают, что его убили и уволили задним числом

Тело 21-летнего Андрея Михайлова нашли 6 января возле железнодорожных путей в Бикине Хабаровского края. Михайлов проходил службу по контракту в местной воинской части 46102. Семья погибшего уверена, что Михайлова убили из-за долгов. Кроме того, родные и сослуживцы Андрея утверждают, что солдата уволили из армии задним числом после смерти.

"Он денег задолжал, но зачем убивать-то?"

– Он же мне звонил 4 января. Говорит: "Мама, все у меня хорошо, я на службе". Как раз в караул собирался тогда. Дежурство у них там, или как оно называется…

Нина Михайлова несколько минут по телефону перечисляет, в каких соревнованиях участвовал ее сын, в каких – завоевал медали: Андрей увлекался военными дисциплинами, поэтому в армию пошел без раздумий. Михайлова призвали из родного поселка Раевский в Башкирии 11 ноября 2017 года. Парень попал в Бикин Хабаровского края, где располагается часть с нехорошей репутацией: в 46102 периодически гибнут солдаты, в том числе при странных обстоятельствах. Тем не менее, служить Михайлову понравилось, поэтому он остался на контракт.

– Вы знаете, самое интересное, что ему нравилось служить. Он хотел на повышение идти, отучиться на офицера, звание получить, – говорит Нина Михайлова.

6 января 2020 года тело Андрея Михайлова обнаружили возле железнодорожных путей в Бикине. Как сообщают родные, накануне он пошел провожать домой свою девушку, но обратно в часть не вернулся. Солдат получил серьезные травмы, поэтому опознать его родственникам удалось только по татуировке на спине. Сперва появилась версия, что контрактник покончил с собой, затем – что погиб в результате несчастного случая. Как сообщили близким солдата, в ходе доследственной проверки было установлено, что парень получил серьезную травму головы и у него были сломаны кисти рук.

Родные уверены, что Андрея убили из-за денежного долга: Михайлов рассказывал по телефону матери и сестре, что ему угрожают. Уже после смерти сына Нина Михайлова узнала, что Андрей якобы уволен из вооруженных сил почти за месяц до смерти.

– Он денег задолжал, но зачем убивать-то человека? Собрались домой вести его, а нам говорят, что он был уволен 12 декабря 2019 года. Как он мог быть уволен, если он служил в это время? Я не знаю, кто виноват в этом, командиры или еще кто-то, но вот такое там творится. Это же не первый случай там, когда солдат гибнет…

"Попасть на деньги можно на ровном месте"

Девушка Андрея Михайлова Каролина говорит, что контрактник разочаровался в армии. Осенью он даже хотел уволиться, чтобы найти другую работу и начать отдавать долги. Андрей задолжал 24 тысячи рублей своему бывшему сослуживцу, но в срок не отдал, поэтому "накапали" проценты, и сумма превысила 75 тысяч. Михайлову начали звонить неизвестные, чтобы заставить его вернуть деньги. В ночь с 5 на 6 января Андрей был в наряде, но покинул пределы части, чтобы проводить до дома нетрезвого сослуживца. Контрактник взял с собой штык-нож, что запрещено. Затем Михайлов встретился с девушкой и проводил ее до дома. После 2 часов ночи у него была назначена встреча, как теперь предполагает подруга, с кредиторами – когда он провожал ее, ему несколько раз звонили, и он говорил собеседнику, что "скоро будет". Проводив девушку, солдат пришел в квартиру бабушки Каролины, где некоторое время жил, и оставил записку, а также штык-нож, который вынес из расположения части.

– Как с части он вышел, я не понимаю. Выпускать с наряда так просто нельзя, тем более со штык-ножом. Там в части вообще беспредел, я сама туда заходила без пропуска. У бабушки он на коробку с подарком, который я подарила ему на Новый год, положил телефон, мои ключи от бабушкиной квартиры, штык-нож и записки. Было две записки, в одной написано, кому отдать нож, а в другой для меня. Он написал, что любит меня, и извинился. Мог ли он с собой покончить? Он говорил, что для этого нужно много смелости. Еще так странно говорил, вроде "не сегодня, так завтра я умру". В подробности не вдавался, но я думаю, он знал, что его убьют, – говорит Каролина.

Она не верит в то, что Андрей мог покончить с собой – именно потому, что знает о встрече, назначенной в ту ночь, когда он погиб, а также из-за угроз, которые он получал и к которым, по всей видимости, относился довольно серьезно. Именно поэтому, по мнению Каролины, он и оставил записку – на тот случай, если уже не вернется домой.

Военная часть в Бикине печально известна в России благодаря череде солдатских смертей. В 2003 году там погиб солдат-срочник. Когда тело привезли домой в Омск, родные обнаружили следы побоев, а также отсутствие внутренних органов. В 2009 году сержант до смерти избил солдата, в 2010-м – погиб еще один срочник. Сейчас солдаты характеризуют атмосферу в части сдержанно: неуставные отношения есть, но вытерпеть год можно. Те, кто служил непосредственно вместе с Андреем, рассказывают, что в последние годы появилась другая проблема: у контрактников вымогают деньги гражданские лица, не имеющие отношения к части.

– Дедовщины особой не было. В основном жители Кавказа всем заведовали. Во время службы я слышал про городскую мафию, которая забирала зарплатные карты у контрактников и "ставили" на деньги. Честно говоря, я думаю, его смерть именно с этим и связана. Скорее всего, конфликт и возник, там попасть на деньги можно было на ровном месте, – говорит молодой человек, призывавшийся вместе с Михайловым.

Сослуживцы Андрея говорят, что у Андрея могло быть несколько кредиторов. Мыслей о самоубийстве парень не высказывал, однако внешне казался напряженным.

– Он улыбался, но моментами был тревожен. Что его уволили задним числом – это правда. Если на момент смерти он бы официально служил, то уголовка повисла бы на части. А так он типа уволенный, к части вообще не имеет отношения, – говорит другой сослуживец Михайлова.

"Если сын просит денег, нужно поднимать тревогу"

По словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой, в середине "нулевых" у военнослужащих дальневосточных частей вымогали деньги люди с "гражданки": местные бандиты заезжали на территорию части и открыто отбирали ценное как у солдат, так и офицеров. Сейчас, по словам Мельниковой, таких инцидентов меньше. Чаще к правозащитникам обращаются матери солдат-срочников, у которых вымогают деньги офицеры или старослужащие.

– Мы 32-й год работаем, и первое, что мы всегда говорили с самого начала, с 1989 года родителям: если сын просит денег, тут же нужно поднимать тревогу, потому что никто не может у солдата по призыву денег требовать, никто. А народ сидит и еще и деньги посылает, как у Шамсутдинова (Рамиль Шамсутдинов в октябре 2019 года убил восьмерых и ранил двоих сослуживцев в части под Читой. – С.Р.) папенька ему еще деньги посылал, потому что парень просил. Обычно это кончается очень плохо: либо человек делает что-то со своими обидчиками, либо лезет в петлю, как было в конце 90-х в президентском полку. Там была целая серия самоубийств, потому что появились засранцы, которые вымогали деньги, – говорит Валентина Мельникова.

По ее словам, увольнять солдат задним числом – любимая "фишка" командиров российской армии. Обычно таким образом они хотят избавить себя от волокиты. При этом случай Андрея Михайлова отличается от обычной практики, поскольку погибший служил по контракту. Контрактники имеют право жить вне военной части, получают зарплату, поэтому командование не контролирует их так, как срочников. Так или иначе, смерть солдата можно было предотвратить при условии, что родственники знали о его проблемах с долгами.

– Понимаете, если бы родственники обратились, например, ко мне или в органы, как только он сказал, что у него деньги вымогают, ничего бы этого не было. Никаких вопросов. Меня в последнее время это сильно раздражает. Все сидят на жопе и ничего не делают. Если у человека вымогают деньги, чего вы ждете? Чего вы сидите? Но одно дело, когда что-то произошло в части, как с Шамсутдиновым или на полигоне, когда парень пропал в Нижегородской области и звонил в службу спасения, но его никто не искал. Тут история другая: человек погибает вне воинской части, поэтому необходимо расследование.

В военной прокуратуре Хабаровского гарнизона отказались отвечать на вопросы о деле Андрея Михайлова. В пресс-службе Восточного военного округа на запрос редакции Сибирь.Реалии не ответили. Андрея Михайлова похоронили 16 января в родном Раевском, куда его тело доставили из Бикина. По словам Нины Максимовой, их семья намерена добиться полноценного расследования инцидента.

– Не мог он с собой покончить… Мы этого так не оставим. Получается, мы сына отправили на смерть туда в армию. Мы же не за этим его туда отправляли. Мы отдали его служить, Родину защищать.