"Пробить лося", "ловя бабочек". Суд оставил на свободе солдата, издевавшегося над Шамсутдиновым

Сегодня Читинский гарнизонный военный суд вынес приговор солдату срочной службы Руслану Мухатову. Именно его Рамиль Шамсутдинов, прошлой осенью застреливший восьмерых сослуживцев и ранивший еще двух, обвинил в издевательствах. Прения сторон и оглашение приговора выслушал корреспондент сайта Сибирь.Реалии.

Мухатов в военной форме. Перед заседанием

"Они сами просили!"

Уголовное дело в отношении Мухатова в Читинский гарнизонный военный суд поступило 24 января 2020 года. Срочнику из воинской части №54160 предъявили обвинение в издевательствах над другими солдатами, в том числе Рамилем Шамсутдиновым, который осенью прошлого года во время смены караула застрелил восьмерых сослуживцев, заявив в дальнейшем, что был вынужден схватиться за оружие из-за неуставных отношений в части. Рядовой Руслан Мухатов не пострадал, когда Шамсутдинов открыл огонь – его не было в дежурной смене в тот момент, он находился в казарме.

Заседание по делу по разным причинам переносилось несколько раз. 3 марта на входе в здание суда Руслана Мухатова встречали журналисты: вероятнее всего, это объясняется тем, что в самом зале заседания какая-либо съемка была запрещена. Подсудимый, явившийся в суд с адвокатом, пытался закрыться от объективов фото- и видеокамер.

По данным следствия, Руслан Мухатов, будучи старослужащим, применял физическое наказание в отношении сослуживцев во время занятий физподготовкой. Так, обвиняемый "пробивал лося" служащим" – заставлял их скрестить руки перед лицом и сильно бил по ним. Делал это Мухатов в боксерской перчатке. Также он заставлял солдат "ловить бабочек" – часто приседать и прыгать по команде, хлопая в ладоши, и выполнять упражнение "морская пехота" – сидя на корточках, выбрасывать перед собой ноги. Ни того, ни другого упражнения в армейской программе физподготовки нет.

Руслан Мухатов


– Остановимся на тех событиях, которые произошли 15 сентября 2019 года, – начал свое выступление на сегодняшнем заседании адвокат Шамсутдинова Равиль Тугушев. – Выходной день. В части должен был находиться дежурный офицер, но его не было. Был сержант Ковалев. Но непонятно, с каких пор ответственным по части стали назначать сержанта? Может быть, он был дежурным по роте? Опять возникает вопрос – с каких пор дежурный по роте у нас отдает приказы на проведение каких-либо мероприятий, в том числе спортивных? Со слов рядового Мухатова, поступила команда от сержанта Ковалева, и тут же поясняет, что была команда от дневального. Опять вопрос, с каких пор дневальный назначает спортивные мероприятия? Занятие для молодых бойцов проводит Мухатов. Но почему? А все очень просто: потому что он возомнил, что он имеет право. Кто упражнения выполнить не может – Мухатов наносит им удар кулаком.

Как следует из материалов дела, перед "ловлей бабочек" и "морской пехотой" Мухатов заставлял бойцов подтягиваться и отжиматься, причем делать это без перерыва. Во время упражнений у одного из солдат свело ногу, и он, скорчившись, упал на плацу. Мухатова стали просить об отдыхе, но он отказал и пробил трем сослуживцам "лося" – в том числе и Шамсутдинову.

В свою очередь сторона защиты, адвокат Андрей Глазков на заседании предоставил суду характеристику обвиняемого Руслана Мухатова. Проживает он вместе с отцом и матерью, глава семьи – инвалид второй группы. Руслан – единственный ребенок.

Андрей Глазков


– Дело разбираем про упражнения, но ничего не было выяснено, что это за упражнения? – продолжил свое выступление адвокат обвиняемого Андрей Глазков, – "морская пехота" и "ловля бабочек". В интернете на первых двух попавшихся сайтах читаем, что это довольно распространенные упражнения, и никакого вреда здоровью они не несут. Я опросил кандидата педагогических наук кафедры физвоспитания ЗабГУ, которая заявляет, что это классические упражнения лёгкой атлетики, использующиеся при разминке в любом возрасте, и они не могут никого унижать.

Однако суд ходатайство адвоката Андрея Глазкова о приобщении к делу этих материалов удовлетворил лишь частично, приняв только характеристику Руслана Мухатова. Сам же обвиняемый во время показаний на суде утверждал, что призывники сами просили его "пробить им лося". Получив от Мухатова компенсацию в размере 500 рублей и извинения, четверо солдат от своих претензий к нему отказались.

– Однако доказательств того, что он каждому потерпевшему оплатил 500 рублей, не представлено, – заявляет адвокат Равиль Тугушев. – Есть только заявления от потерпевших о том, что они не имеют к нему каких-либо претензий. Но в ходе ознакомления с материалами дела у меня возникли сомнения, насколько искренни были эти заявления? Все они написаны как под копирку. Я не эксперт, но это был один и тот же почерк.

"Старослужащие помогают офицерам наводить порядок в части"

Еще одним потерпевшим по делу был признан рядовой Евгений Графов – один из тех, кто выжил после стрельбы, устроенной Рамилем Шамсутдиновым и пострадавший, по словам Шамсутдинова, случайно. Однако сам Евгений находится в тяжелом состоянии и проходит лечение, а его мать сообщила, что ничего не знает об издевательствах над сыном, так как тот ей ничего на эту тему не говорил. Поэтому представителей семьи Графовых на суде не было. Единственный, кто отказался идти на мировую с Мухатовым, – потерпевший Шамсутдинов.

Равиль Тугушев

– Обстоятельства, которые произошли с Шамсутдиновым в курилке, – продолжает его адвокат Равиль Тугушев, рассказывая о случившемся неделей ранее инцидента со стрельбой. – Мухатов, который опять-таки возомнил, что он может контролировать других военнослужащих, делает ему замечание. Между нами происходит словесная перепалка. Мухатов наносит удар Шамсутдинову в голень. Да, тяжелого вреда здоровью данный удар не нанесет, но он причиняет резкую физическую боль и направлен на унижение. На мой вопрос в ходе судебного следствия, для чего Мухатов это сделал? Не знаю, оговорился или нет, но он четко произнес о том, что "старослужащие помогают офицерам наводить порядок в части". Получается, что офицеры, сержанты знали о том, что проходит в воинской части. Исходя из показаний моего доверителя Шамсутдинова, он говорит о том, что данные издевательства проходили периодически с сентября – по октябрь. Мы судим рядового Мухатова, но в его лице мы в первую очередь судим и то позорное явление, которое, к сожалению, есть в российской армии. Сухим языком Уголовного кодекса оно называется "неуставные взаимоотношения". Но фактически в среде военнослужащих это позорное явление называется "дедовщина".

Руслан Мухатов во время всего судебного заседания вел себя очень сдержанно и отвечал только на адресованные ему вопросы. Свою вину в содеянном он полностью признал.

– Я полностью согласен с предъявленным мне обвинением, – заключил Руслан Мухатов. – Тем не менее, я прошу снисхождения, потому что мои родители пенсионеры, и кроме как мне, за ними ухаживать некому. Прошу суд не наказывать меня слишком строго, потому что ранее к уголовной ответственности я не привлекался, раскаялся и в дальнейшем нарушать закон не намереваюсь. Уважаемый суд, прошу назначить мне наказание, не связанное с лишением свободы.

На оглашении приговора не было ни представителей Комитета солдатских матерей, ни родственников обвиняемого. Судья приговорила обвиняемого к двум годам условно и штрафу в 30 тысяч рублей.

Адвокаты Шамсутдинова пока не уверены, будут ли обжаловать этот приговор: окончательное решение должен был принять их подзащитный, но его в данный момент этапируют в Читу, и связи с ним не будет ориентировочно до 20-х чисел марта. А решение об обжаловании, согласно закону, нужно принять до 14-го. Поэтому сейчас все будет зависеть от отца Рамиля – ему придется принять решение за сына.

– В целом мы удовлетворены приговором, у нас не было цели непременно отправить Мухатова в места лишения свободы. Мы думаем, что он и так сделает для себя соответствующие выводы. Главное для нас было – доказать факт издевательств. На суде он был доказан, – говорит Равиль Тугушев.

"Концлагерь там или что?!"

Между тем, как известно, рядовой Мухатов был далеко не единственным, кого Шамсутдинов обвинял в издевательствах. В частности, его отец рассказал Радио Свобода о том, что его сына прессовали офицеры, заставляя вставать среди ночи и выполнять в костюме химзащиты физические упражнения.

– Последнюю неделю перед этим происшествием ему четыре дня не давали спать, – говорит Салимжан Шамсутдинов. – Во время караула, когда сдавать его надо было, он на пол упал и уснул, сил не было у него уже. Кормили очень плохо, как он мне в СИЗО рассказал. "Папа, нас очень плохо кормили, только зайдем в столовую, сядем – уже все, закончили прием пищи, а хлеб с собой в карман не положишь, потому что это западло, с хлебом потом поймают в казарме, нехорошо будет". Поэтому он такой худой. Слабый был. Его до такой степени мучили, что он уже не мог ни отпора давать, ничего. Концлагерь там, извините, или что?

По словам Равиля Тугушева, один из старослужащих вымогал деньги у Рамиля Шамсутдинова "на дембель" – тот вынужден был просить отца сделать денежный перевод, после чего карту у Рамиля отобрали. Однако следователи отказались возбуждать уголовное дело по данному факту: старослужащий заявил, что брал деньги взаймы. К слову, эта сумма до сих пор не возвращена. Отказ в возбуждении дела по случаю вымогательства адвокаты Шамсутдинова собираются обжаловать в ближайшее время.

Второй адвокат Рамиля Шамсутдинова Ренат Нагиев опроверг информацию, растиражированную накануне рядом федеральных СМИ о том, что психолого-психиатрическая экспертиза его подзащитного готова, и он признан вменяемым.

"Мы, адвокаты Рамиля Шамсутдинова, не подтверждаем, что психолого-психиатрическая экспертиза готова. Считаем что это информационный "вброс" либо, что более вероятно, несанкционированное вмешательство в ход расследования. Это что за "источник, знакомый с материалами дела" такой? Еще даже следователь и мы не знаем ответы на поставленные нами перед экспертами вопросы, а кто-то, не имеющий официального доступа к делу, уже знает", – написал адвокат в своем инстаграме.

Уголовное дело, обвиняемым по которому проходит сам Рамиль Шамсутдинов, пока только расследуется. Когда его материалы будут переданы в суд, неизвестно. Неясно, и где пройдет судебный процесс, но вероятнее всего – в Хабаровске или в Чите.

В начале января в Сети было опубликовано письмо Шамсутдинова, в котором он просит прощения у родственников тех, в кого он стрелял.

"Я не скрывался от армии, хотел защищать Родину, после службы хотел связать свою жизнь с армией, – пишет, в частности, Рамиль Шамсутдинов. – Не ожидал, что попаду в такой ад. Бежать и жаловаться было некуда. Видимо, сработал инстинкт самосохранения. Только сейчас я начинаю осознавать, сколько горя я принес людям и сломал свою жизнь".