"Чтоб самому стало лучше на душе". Как люди помогают друг другу во время эпидемии

Доставка на дом волонтерами продуктов питания и товаров первой необходимости в Сочи

Пандемия коронавируса и введенный в связи с ней режим самоизоляции многих поставили в сложное положение. Сайт Сибирь.Реалии собрал несколько историй о добре, отзывчивости и бескорыстной взаимопомощи – всего этого, как оказалось, не так уж мало вокруг даже в столь непростое время.

"Они ночуют на работе, чтобы помочь другим"

Халид Гейдаров из Азербайджана живет в России уже около 10 лет. В Улан-Удэ у него небольшой фруктовый магазин. Вот уже третью неделю он возит пакеты с фруктами нуждающимся. А начал с того, что отвез целую машину подарков врачам местной инфекционной больницы.

– Сидел на работе, листал инстаграм, увидел, что врачи уже круглосуточно на работе, – рассказывает Халид. – Мне плохо стало от мысли о том, что у них дети, семьи, а они ночуют на работе ради помощи другим. Думаю, надо им фруктов отвезти, чтобы самому стало как-то лучше на душе. И решил через инстаграм пригласить коллег присоединиться ко мне, у меня 21 тысяча подписчиков, и коллеги среди них есть, я точно знаю. Записал видео: обратился к торговцам фруктами, к владельцам ресторанов. Собрали машину, и отвез врачам в инфекционную больницу, уже дважды отвозил туда. Потом мне стали писать, благодарить. Многодетная семья обратилась, мол, очень трудно живется, я отвез фрукты и им, потом пенсионерам одиноким стал возить. Так и вожу уже третью неделю.

Халид

– Многие коллеги откликнулись на ваш призыв?

– Очень мало. Я вот думаю: вы приехали в Россию, столько уже здесь живете, зарабатываете деньги, когда все хорошо. А когда плохое время, чего сидеть дома? Надо помочь! У моего брата ресторан, он мне дал шашлыков, друг дал овощей, еще один друг из Таджикистана позвонил, сказал, что хочет дать сухофруктов. Три-четыре человека, в общем. Потом мне пришло около 5000 сообщений с благодарностью. Душе от этого тепло, мне хочется продолжать это делать. Честно говоря, торговля сейчас идет не очень, много убытков, но все равно хочется помогать. Мне самому уже это нравится, когда приезжаешь к бабушке, у нее родственников никого, она лежит дома, привозишь, а она так молится за тебя… В общем, то, что я делаю, мне очень нравится.

"Если животных хотя бы день не навестить, начнется дурдом​"

В Иркутской области COVID-19 подтвержден у 45 человек. Местные зооволонтеры уже придумали, чем помочь владельцам домашних собак в случае массовых госпитализаций.

– Мы уже разослали по соцсетям и СМИ сообщения о том, что волонтеры будут приходить и выгуливать, подкармливать питомцев, чьи хозяева в больнице. Пока с такой просьбой к нам обращались только в частном порядке – друзья, знакомые. Конечно, как правило, это не коронавирусная госпитализация, но в будущем, возможно, примет потоковый характер именно из-за пандемии этой инфекции, – сообщила Елена Прадчук, зооволонтер, организовавшая спасение животных из затопленных районов Приангарья летом 2019 года. – Из-за коронавируса мы, к примеру, уже приютили несколько кошечек в своей гостинице. Их хозяева вынуждены оставаться в санатории "Электра" под Братском (хотя, казалось бы, там нет ни подтвержденных случаев заражения, ни пунктов для приема больных коронавирусом; тем не менее, уехать оттуда в Иркутск они с прошлой недели уже не могут из-за режима самоизоляции). Мы, конечно, своих постояльцев совершенно бесплатно под своим присмотром оставим.

Кошки в приюте

По наблюдениям Прадчук, режим самоизоляции в Приангарье уже привел к тому, что голодать начали бездомные животные, которых ранее подкармливали местные жители.

– Люди стараются вообще не выходить на улицу (и правильно делают), и места привычного прикорма для бездомных пустуют – волонтеры стараются обойти их во время выхода в магазин или аптеку. Вот сегодня мы с мужем проезжали мимо иркутского кладбища, где обычно всегда есть народ, – совершенно пусто, и кошки и собаки, прикормленные блинчиками и другой едой, которую оставляют на могилах, ходят голодными. Что делать, часть припасов раздали. Есть и еще одна проблема с ограничением передвижения: мы же не только дома за животными ухаживаем, в квартире держим только несколько кошек, основная масса живет на так называемой передержке в частном доме. И приюты так часто организуют. Где брать волонтерам разрешение на проезд до места передержки? Это ведь не место работы из списка жизненно необходимых. Но если животных хотя бы один день не навестить, там начнется дурдом. Нет, пока наши волонтеры не сталкивались с полицейскими запретами, но ведь посты только недавно выставили, а в Роспотребнадзоре по Иркутской области, куда я звонила, признались, что совершенно не знают, как нам в этом случае действовать и где эти спецпропуска брать.

Зооволонтеров также беспокоят участившиеся случаи агрессии к животным на фоне паники из-за коронавируса. По данным сотрудников частного питомника собак в Иркутске К-9, в районе поселка Славный и садоводства "Пилот" завёлся настоящий живодер, который ставит петли и капканы на собак. За два дня они спасли только в одном этом районе двух собак: щенок-подросток просидел в петле несколько дней, пока о нем не сообщили в К-9, а вторая собака больше двух недель бегала с огромным капканом на лапе, пока ее не отловили кинологи.

"Каждую минуту звонят пожилые с просьбой о помощи"

В Новосибирске волонтеры благотворительного проекта "Добродомик" начали доставку продуктовых наборов на дом пожилым людям. Проект был задуман как столовая, где пенсионеров кормили бесплатными обедами. В день приходило около 350 человек, однако во второй половине марта из-за угрозы распространения коронавируса заведение общепита пришлось закрыть. Но активисты говорят, что потребность в их помощи никуда не исчезла.

Волонтеры благотворительного проекта "Добродомик"


– Каждую минуту звонят пожилые люди с просьбой о помощи, наша база нуждающихся увеличилась в разы, и большинство из них одинокие бабушки и дедушки в сложной ситуации. "Добродомик" превратился в горячую линию для помощи пожилым людям, которые не знают, куда обратиться. Обычно разговор начинается со слов: "Извините, никогда бы не обратилась за помощью, но сейчас не знаю, что делать". И мы рады, что вместе можем оказать поддержку", – рассказывает руководитель благотворительного проекта Александр Савельев.

80-летняя Валентина Деева фактически оказалась заперта в четырех стенах: дети умерли, внуки живут далеко и не особо интересуются жизнью пенсионерки. После травмы позвоночника женщина с трудом может спуститься только к выходу из подъезда, поход в магазин – практически неосуществимое дело. Она обращалась в социальную службу районной администрации, но там сказали, что пока ничем помочь не могут.


– Огромное спасибо, что есть такое дело, которое так выручает людей. Ведь много у нас и стариков, и нищих, которые не могут спросить и которые стесняются… Стыдно было звонить, потому что я раньше всегда сама, ветеран труда, 40 с лишним лет отработала, – говорит Валентина Деева.

Пенсионерке вручают пакет с продуктами: крупы, масло, курица, хлеб, чай, печенье. В машине у добровольцев еще несколько десятков таких пакетов и длинный список адресов, где их ждут. Стоимость набора около 600 рублей, деньги переводят неравнодушные новосибирцы, за счет горожан проект существовал с самого начала. Кто-то просто приносит продукты в помещение временно закрытой столовой.

– Осуждать государство не готов. Есть желание это делать – и мы это делаем. Если у государства будет такое же желание, это будет прекрасно. А у меня есть возможность потратить свой выходной день на то, чтобы пенсионеры могли покушать, так что, почему бы и нет? Тем более сейчас им вообще опасно на улицу выходить, из-за вируса этого непонятного, – говорит волонтер Павел Лавренчук.

Заявок с каждым днем становится все больше, активисты говорят, что им нужны еще помощники, чтобы успевать помочь всем нуждающимся, особенно в отдаленных районах города.

"Салат из капустки и печеночка с картошечкой"

В Новокузнецке ресторан "Шинок" запустил благотворительную акцию. Люди, которым нечего есть, могут попросить помощи, и на дом им привезут горячие блюда. Также сотрудники предприятия могут сходить в аптеку или магазин и приобрести продукты, лекарства и доставить их до квартиры. Поскольку у ресторана нет отдельной службы доставки и вся помощь оказывается силами нескольких сотрудников, рассчитывать на нее могут жители домов, расположенных неподалеку.

С 28 марта все предприятия общественного питания работают только на вынос, в самих ресторанах никого не принимают. Но и для немногочисленных покупателей, и для тех, кто попросит о помощи, меню одинаковое: пюре, тефтели, печень по-строгановски, вермишель, сельдь под шубой, винегрет, салат овощной с брынзой.

– Бесплатную доставку продуктов мы делаем не для рекламы предприятия. Дело в том, что у ресторана есть запасы продуктов, и мы отдаем их людям. Это не просроченные продукты, а действительно хорошие, качественные, которыми мы пытаемся кому-то помочь. Желающих много, мы делаем не менее 10 доставок в день. Поскольку у ресторана нет своего транспорта, то доставляем людям, проживающим в шаговой доступности. К нам также приезжают волонтеры из церкви, они забирают необходимые продукты – горячее и салаты. Еще мы по просьбам жителей покупаем продукты питания для тех, кто сам не может сходить в магазин, – говорит сотрудник администрации ресторана "Шинок".

В основном с просьбой принести еду и продукты обращаются пенсионеры. 82-летняя Анна Алексеевна живет неподалеку. Узнав о том, что из ресторана ей могут принести свежие блюда, она позвонила и попросила о помощи.

– Принесли мне поесть салат из капустки с огурчиком и печеночку с картошечкой. Все очень хорошее, вкусное. Спасибо им! Мне 82 года. Со мной живет дочь, инвалид I группы. Мы сами не можем выйти за продуктами – ноги болят… Конечно, будем еще обращаться, но не только за едой – надо лекарства купить в аптеке. Нам помогает соцработник, но мы уже замучили ее, каждый день за лекарствами гоняем. Раз есть такая возможность, решили ей воспользоваться.

"Шьем себе, почему бы и другим не сшить?"

Учителя школ в Красноярском крае развернули в школьных классах цеха по пошиву масок: сдвинули парты, принесли из дома машинки. Масок в аптеках давно не купишь, но они необходимы тем, кто продолжает работать в условиях карантина: продавцам, работникам соцзащиты, почты, водителям и кондукторам на транспорте, полицейским.

Наталья Косова, учитель русского языка и литературы из села Шалинское Манского района, последний раз садилась за швейную машинку школьницей. Но процесс изготовления масок освоила быстро.

– Первой идею шить маски для пенсионеров нам подала воспитатель детского сада Евгения Цегельная. Потом решили подключиться школы. Учителя откликнулись с радостью, люди устали сидеть по домам без дела. Без работы скучно, а так хоть какое-то общение. В школах есть швейные машинки для уроков технологии. За них и посадили педагогов. Кто-то принес свои машинки. С материалами нам помогают спонсоры. Сейчас пошивом занимаются три школы и один детский сад. В день отшиваем по 700 масок. Работаем с 10 до 17.00 с одной переменкой. Организовали конвейер: один режет, второй шьет, третий резиночки вставляет. Так намного быстрее. Цвета разные, смотря какой материал привезут: сиреневый, мятный, розовый. Но сейчас, говорят, на складах остался только черный и желтый, – рассказывает Наталья.

Учителя шьют маски


Готовые маски педагоги отдают на почту, в полицию и социальным работникам. Те пользуются ими сами и раздают населению. Почтальоны вместе с пенсией, соцработники, когда приходят на дом к своим подопечным.

Жителей поддерживает глава района Артем Черных, он же стал первым спонсором:

– Пока эти закупки организуют. А нам людей надо защищать. И еще: важно, что люди почувствовали необходимость оказания помощи друг другу в сложной ситуации. Они впервые за много лет учатся взаимодействовать и сообща искать решение проблем, – говорит Черных.

Борются с дефицитом масок, как могут, и в Кузбассе. Здесь их не хватает даже в медицинских учреждениях. Врачам, в том числе скорой помощи, их приходится делать самим из подручных средств. Помочь медикам в Междуреченске решили школьники и портные. Они сшили более тысячи марлевых повязок и передали их в городскую больницу. А в Кемерове пять пенсионерок бесплатно шьют маски для своих сверстников.

– Искала маски для себя в аптеках: в одной, второй, третьей – нет. Потом разговаривала с девочками по телефону, решили сшить себе. А раз себе, почему бы и не сшить другим людям, которые также нуждаются в этих масках? Сшили активистам совета ветеранов. Чем дальше – тем больше, – рассказала Ольга Марченко.

Ателье в учительской

Пенсионерки четко разделили обязанности: кто-то кроит, кто-то прострачивает, кто-то отпаривает готовую продукцию. Шьют маски из медицинских пеленок, а вовнутрь помещают медицинские дезинфицированные салфетки. Потом обрабатывают их спиртом и отглаживают. В день иногда удается сделать до 50 таких многоразовых повязок.

– Я с 15 лет работала в цеху маспошива. Мы шили все: брюки ватные, телогрейки, пододеяльники. Все что угодно. А тут что шить? – делится Надежда Лёвочкина.

Несколько раз в неделю к пенсионеркам приходят волонтеры и забирают готовую продукцию. Маски раздают на улицах пенсионерам и пожилым людям, которые, несмотря на карантин, все-таки предпочитают сами ходить в магазины и аптеки.