Вчера, 9 июня, в одном из парков Сургута полицейские жестко задержали двух отдыхавших там женщин – преподавателя по вокалу и ведущую городских праздников – и увезли их в отделение за нарушение режима самоизоляции. Одна из них вторые сутки находится фактически под арестом. Вторая, согласно справке травматолога, получила множество ушибов и контузию – кадры видео запечатлели, как сотрудник патрульно-постовой службы ставит подножку, а после наваливается на нее. Столкновение с полицейскими произошло в тот момент, когда дамы уже собирались уходить.
"Его колени были у меня на лице, ноги – на шее"
Эти события произошли в сургутском парке "За Саймой". Полицейские объявили нескольким десяткам отдыхающих о необходимости покинуть парк из-за действующего в Ханты-Мансийском автономном округе режима самоизоляции. Однако затем они преградили путь Снежане Волкановой, собиравшей вещи, и заявили, что ей придется проехать с ними в отделение полиции. Несмотря на отсутствие физического сопротивления, сотрудник ППС скрутил ее, поставил подножку, повалил на землю и несколько минут держал в такой позе, пока та умоляла ее отпустить. О том же самом его просили прохожие, ставшие свидетелями этой сцены, а также подруга Волкановой Лариса Батырева, снимавшая эти действия на телефон. Ларису в итоге тоже задержали. И она вторые сутки находится в отделении полиции.
Позднее в интернете появились видео – снятые как сотрудниками полиции, так и Ларисой.
– Почему-то из видеоверсии полиции вырезали тот момент, когда я спрашиваю сотрудника ППС, можно ли мне закончить упражнения, прописанные моим врачом для спины, и потом удалиться из парка. Его молчание я приняла за согласие, поэтому закончила сет и начала собираться, минут 10–15 прошло после его предупреждения. Еще не все люди собрались и ушли, были заняты другие шезлонги. Однако в этот момент он хватает меня за руку – синяки уже отчетливо видно – и заявляет, что я никуда не пойду, а проеду с ним в отделение, что-то еще о физическом воздействии "предупредил". А, по сути, угрожал. Я растерялась, поскольку он сам же и нарушил пресловутый режим самоизоляции – подошел ко мне, нарушив социальную дистанцию, схватил меня рукой без перчатки и не позволил выполнить свое же требование – покинуть общественное место. Я не сопротивлялась, это видно на видео. Но он меня толкнул по направлению от себя, поставил подножку и повалил на землю, сверху навалился, буквально сев мне на шею. Я не помню, сколько минут точно. Это время мне вечностью показалось. Но дольше, чем они ждали, пока мы соберемся. Его колени были у меня на лице, ноги – на шее. Я просто не могла дышать, давление подскочило, спину скрутило (перед этим я как раз ее лечила, потому и посещала врача), все поплыло. От боли я кричала не своим голосом! Я преподаватель вокала по профессии, поэтому горло всегда берегу, но это такая боль была, я просто себя не контролировала, не узнала потом свой голос на видео, – признается Снежана Волканова.
Согласно заключению травматолога Сургутской клинической травматологической больницы, у Волкановой диагностированы ушиб и растяжение связок позвоночника, ушиб поясницы и лучезапястного сустава, ушиб грудной клетки и контузия пальцевого нерва.
– У меня и так больная спина, МРТ перед этим как раз делала и к врачу ходила – и вот такое. Как вообще с людьми можно так обращаться?! Что за зверство такое?! А если человек чем-то более серьезным болен? Он ведь и убить так мог! Позже скорая зафиксировала скачок давления, проблемы с щитовидкой мои обострились, вторые сутки я буквально ног не чувствую – врач сказал, это как раз контузия нерва: может, пройдет, а может, и нет. Я не понимаю, чем я заслужила такие травмы? Я кого-то пыталась убить, ограбить? Неужели совершила какое-то серьезное преступление? Дистанцию с окружающими я выдерживала, прогулки в этот режим у нас разрешены. Да и вообще чуть ли не с самого ввода режима самоизоляции горожане, если честно, его совсем не соблюдали. Ты выходишь из дома в маске и перчатках, пытаешься держаться ото всех в полутора метрах, но это просто нереально: общественный транспорт забит, больше половины – без масок. Вот через несколько дней будет голосование по поправкам в Конституцию – они как его собираются проводить? Всех на участках будут задерживать? Или только женщин, которые не могут оказать сопротивление? – недоумевает пострадавшая.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Вторые сутки под стражей
По словам адвоката Волкановой и Батыревой Сергея Иванова, на каждую из задержанных 9 июня в МВД по Сургуту составили по два административных протокола – о невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения за нарушение режима самоизоляции (ст. 20.6.1 КоАП) и о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП). Волканову отпустили из отделения в 4 часа утра 10 июня, Батырева находится под стражей до сих пор, то есть вторые сутки.
– Я не могу даже прокомментировать дело, потому что до сих пор мне не выдали его материалы. Говорю: "Вот же материалы перед вами лежат – передайте их мне, законному представителю". "Пишите официальное заявление!" – а суд уже закрыт. В итоге завтра с заявлением опять туда. Копии протоколов ни о чем не скажут – нужно смотреть рапорты сотрудников ППС, – пояснил Иванов.
По словам юриста правозащитной организации "Агора" Владимира Васина, обвинение в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции позволяет держат задержанного под административным арестом до 2 суток. Но не дольше.
– Так как по статье предусмотрено наказание в виде административного ареста (до 15 суток), то задержать на 48 часов девушку могут. Но есть нюанс, если судья назначит наказание мягче ареста – только штраф, то задержанная сможет требовать сатисфакции за эти двое суток под стражей. Но надо признаться, что судьи, помня об этом, крайне редко назначают обвиняемым штраф – в подавляющем большинстве случаев это означает, что будет присужден срок, – поясняет Васин.
По словам Волкановой, с подругой Ларисой ей не удается поговорить уже больше полутора суток.
– У нее дома остались пожилые родители – 75-летняя мама и отчим, у которого 4-я стадия рака – она за ними ухаживает. Перенесут ли они ее арест, я не знаю. Все друзья наши, конечно, в шоке: Лариса – известная в городе ведущая праздников. Наши знакомые и коллеги поверить в ее задержание и арест не могут. А сейчас я увидела на одном из федеральных каналов, как извернули эту историю, и показали нас с Ларисой в таком свете... Просто не знаю, как дальше жить, – говорит Снежана. – Самое страшное, что это еще не конец – начались угрозы: в полиции мне заявили, что с работы в музыкальном колледже меня теперь уволят, так как это государственное заведение, а у меня "репутация опорочена". После этого они потребовали от меня подписать согласие, что я, мол, нарушила режим самоизоляции. Я его подписывать отказалась – я себя нарушителем не считаю.
В пресс-службе УМВД по Сургуту на следующий день после задержаний заявили о том, что устанавливают "обстоятельства инцидента, произошедшего 9 июня в городском парке "За Саймой".
– Предварительно установлено, что две жительницы Сургута 1968 и 1979 годов рождения, в нарушение действующих на территории ХМАО – Югры ограничительных мер, отдыхали на берегу реки в городском парке. Отдыхающие были замечены нарядом патрульно-постовой службы. Им были разъяснены меры административной ответственности, предусмотренные за нарушение правил ответственного поведения, и предложено добровольно покинуть территорию парка, для чего было предоставлено достаточное время на сборы. Однако гражданки не отреагировали на требования сотрудников полиции и продолжили отдых. После чего полицейские предложили нарушителям проследовать в ОП-2 УМВД по Сургуту для разбирательства и составления протоколов об административном правонарушении. Женщины ответили категорическим отказом. Одна из горожанок стала снимать происходящее на камеру своего телефона, при этом умышленно сбила с груди полицейского носимый служебный видеорегистратор, пытаясь повредить его ногами. Полицейский предупредил правонарушительницу, что если она не прекратит агрессивные действия в его адрес, то к ней будет применена физическая сила, после чего гражданка предприняла попытку скрыться с места происшествия, но была задержана и в дальнейшем доставлена в отдел полиции, – заявили в ведомстве, отметив, что если служебная проверка установит, что сотрудники полиции превысили полномочия, применяя физическую силу, то они понесут соответствующее наказание.
Больничный Снежане Волкановой выдан на 21 день. И она, и Лариса собираются жаловаться на действия полицейских в прокуратуру и в местное управление собственной безопасности МВД. В Следственном комитете по Ханты-Мансийскому автономному округу объявили о проверке действий сотрудников полиции.
- 9 июня режим самоизоляции в Ханты-Мансийском автономном округе губернатор региона продлила до 23 июня включительно. С 12 мая в регионе действует обязательный масочный режим, в том числе в общественном транспорте, такси и закрытых помещениях общественного пользования. При этом утром и вечером жителям разрешены прогулки с детьми, а также индивидуальные занятия физкультурой и спортом на улице.