"ОМОНа не боимся". Из-за чего подняли бунт работники Амурского ГПЗ

На Амурском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ), находящемся недалеко от города Свободный, рабочие устроили бунт. В Сети в опубликованы видеозаписи, на которых люди в строительной униформе ломают технику, на территорию завода был введён ОМОН, а Следственный комитет возбудил дело о массовых беспорядках. Корреспонденту Сибирь.Реалии удалось попасть на территорию заводских общежитий и поговорить с рабочими о том, почему они взбунтовались.

Офис "Газпрома" рядом с разрушенным зданием. Центр Свободного

Город Свободный, что в 150 километрах от Благовещенска, называют "городом президентского внимания". Три года назад здесь постановлением правительства была учреждена так называемая Территория опережающего развития, в рамках которой планируется строительство ряда крупных промышленных объектов – в частности, Амурского ГПЗ, принадлежащего "Газпрому".

Амурский ГПЗ должен стать ключевой частью цепочки поставок природного газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири". Строительство завода ведет турецкая компания "Ренейссанс Хэви Индастриз", которая занимается строительством, инвестициями в недвижимость, здравоохранением и энергетикой и представлена в России, Туркменистане, Турции, Ираке и Мозамбике. На стройплощадке Амурского ГПЗ работают преимущественно граждане Узбекистана – вахтовики. Вахта длится в среднем 2–3 месяца, потом некоторые из них уезжают домой, некоторые устраиваются к другому подрядчику, затем возвращаются. Этой весной привычный распорядок нарушил введенный из-за коронавируса карантин.

Стройплощадка завода находится в нескольких километрах от Свободного. Центральный въезд на территорию ГПЗ перекрыт сотрудниками Минтранса, внутрь можно попасть только по пропуску. Еще один возможный вход, через поселок Юхта, заблокирован сотрудниками ДПС. Полицейские кордоны выставлены даже на просёлочных дорогах и тропах. На вопрос, почему дорога перекрыта, полицейские ссылаются на введённый план "Вулкан". Для перекрытия въездов в Свободный стянуты помимо местных полицейских сотрудники из других районов.

На подъезде к городу Свободный навстречу попалось несколько автобусов с логотипом Renaissance – компании, на объекте которой и произошел бунт. Как выяснилось позже, на этих автобусах эвакуировалось руководство Renaissance, а также те из рабочих, кто не присоединился к протесту.

На площадке, где стоят здания заводских общежитий, полицейских автомобилей не видно. Рабочие согласны общаться с журналистом, но все просят не называть фамилии и поменьше фотографировать. Говорят, на протест их толкнула задержка в течение двух месяцев почти половины зарплаты. В среднем каждый недополучил около 20 000 рублей.

– Мы начали возмущаться, двое работников пошли к руководству, и их сразу уволили. Они рассказали нам, и мы, разумеется, начали тоже возмущаться и пошли все к руководству. Мы хотели задать вопрос про зарплаты и почему уволили двоих сотрудников, за что? Мы же имеем такое право? Охрана "послала" нас, начался конфликт, кто-то кого-то толкнул и понеслось, руководство просто сбежало. Ну а все, что потом – эмоции. Неудивительно, что вас (прессу) не хотели сюда пускать, – говорит один из работников Тахир. – Видимо, наше руководство не хочет, чтобы вы узнали правду о том, что здесь происходит. Кстати, мобильную связь и интернет включили только что, в 22.00. До этого все глушили, похоже, боялись, что мы загрузим какие-то видео или фотографии в Интернет. Мы не какие-то там бандиты, мы обычные рабочие, работяги. Мы не враги. Но, надо сказать, есть несколько хулиганов. Но мы сами с ними разбираемся, словесно. Сколько можно терпеть, когда начальство на все твои жалобы лишь угрожает тебе увольнением? Почему все думают, что если мы не русской национальности, значит, с нами можно так обращаться? Мы приехали сюда на законных основаниях, по патенту (разрешение на работу. – СР). И условия, мягко говоря, отличаются от предложенных – нас заставляют работать без выходных и праздников. У других подрядных организаций, например "Велесстрой", есть и то, и другое. А у нас, если пропустишь один рабочий день, из табеля убирают два! У нас дома, на родине, семьи и дети, родители. Когда была волна коронавируса, нас закрыли на территории городка на 4 месяца и запрещали выходить, и еще 15 дней после снятия ограничений запрещали выходить! Хотя начальство выезжало, ездило отдыхать на озера и в город, а мы чем хуже? Мы работники, а не рабы! А еще нам не платят "за вредность", за переработки, хотя другие подрядчики своим рабочим платят. А нам даже не называют эту сумму! На все попытки разобраться, уточнить ответ один – уволим.

Бунт рабочих на Амурском газоперерабатывающем заводе в Свободном

Слова Тахира подтверждают и другие работники. По их словам, для бунта было множество предпосылок.

– Вы посмотрите, как мы живем! Эта комната где-то 18 квадратов, и здесь живет 8 человек, – рассказывает другой работник, Раджу. Он показывает маленькую комнату, в которой стоят четыре двухъярусные кровати, шкаф, стол и стулья. В самом здании тяжело дышать из-за большого скопления людей.

Жилой городок компании "Ренессанс" состоит из нескольких трёхэтажных общежитий "быстровозводимого" типа и находится в нескольких километрах от Свободного. Рядом располагаются общежития других организаций-подрядчиков "Газпрома". На завод рабочих отсюда доставляют автобусами.

– Это вы здесь всего полчаса, а мы здесь живем, – продолжает Раджу. – И вот представьте, когда после смены множество людей возвращается в свои комнаты, в поту. Никакой вентиляции нет – только маленькое окошко! Никаких кондиционеров. Обычно в комнатах живет по 6 человек, но всегда стоит 4-я двухъярусная кровать на всякий случай. Душ и другие удобства есть, но огромные очереди и еще и в 21.00 воду отключают. А мы работаем с 8 утра и до 7, а то и до 9 вечера! Приходится мыться очень быстро, и не все успевают. В комнатах из-за этого всего неприятный запах постоянно, особенно в жару. Постельное белье нам меняют один раз в месяц, раз в 3 дня уборка комнат. Рабочая одежда, каски, обувь – все хранится прямо в комнате. Я уже полтора года живу в таких условиях. Чтобы сюда приехать из Узбекистана, нужно около 400 долларов, стоимость билета на самолёт нам не возмещают. У других подрядчиков такого нет, они оплачивают своим работникам билеты туда и обратно.

Следы погрома на КПП

На одном из появившихся в сети видео рабочие громят магазин "Авоська", расположенный на территории завода.

– Магазин разнесли из-за того, что в нем очень высокие цены. Когда нас закрыли здесь на 4 месяца на карантин, цены подскочили в разы. Они специально пользовались тем, что у нас нет возможности купить товар в другом месте, что все равно мы вынуждены будем покупать у них. А до карантина цены были нормальные, как везде, – говорит один из рабочих. Он, как и многие его товарищи, просит не указывать свое имя: "Боюсь неприятностей с руководством".

Столовая

– Кормят здесь плохо, – продолжает он. – Притом что у нас физически тяжелый труд, на жаре, мы устаём. Если завтрак и обед ещё более-менее, то ужин напоминает "баланду", я не могу это есть. А еще приходится по полчаса ждать своей очереди в столовую, а на обед даётся всего час. Порции совсем маленькие. У нас несколько подрядчиков, и питание везде разное, есть "Ренессанс", "Ямата", "Велесстрой" и другие. У других подрядчиков проблем с питанием нет. Раньше приезжала комиссия, они проверяли кухню, комнаты, но сейчас почему-то перестала приезжать.

Раздевалка

– В акции участвовало больше двух тысяч человек. А сегодня мне сказали, что приехала армия. Кто-то уехал, боится возможных столкновений с ОМОНом, их можно понять. Мы не боимся, мы просто требуем свои деньги, нас около 8000 человек здесь. Тем, кто уехал, все равно ничего не заплатили, и даже уезжали они за свой счёт. Они просто убегают, каких-то знакомых в ближайших городах у них нет. Губернатор приезжал и обещал во всем разобраться, обещал, что все выплатят, но на данный момент мы ничего не получили. Здесь, на территории общежитий сейчас спокойно. ОМОН только немного нас потрепал, но нас больше, и они отступили в сторону завода. А сегодня над общежитиями летал дрон, возможно, омоновский. Наверное, контролируют, чтобы мы не собирались толпой. Некоторые рабочие, наоборот, возвращаются, чтобы помочь в случае чего, – рассказал еще один рабочий, также попросивший не называть его имени.

Один из очевидцев рассказывает, как конфликт между рабочими и сотрудниками офиса компании, в котором работают как турки, так и россияне, перешёл в драку.

– Офис "Ренессанса" разнесли, кого-то из офисных работников избили, кого-то полиция вытащила. На служебных автобусах начальство сбежало, фактически оставив ситуацию на самотёк. Я тоже работаю на ГПЗ, но с другим подрядчиком, у нас проблем с оплатой нет. ОМОН старался не лезть в конфликт, когда узбеки начали "наступать", надели маски, кидали звуковые шашки, стреляли в воздух. Но их мало. Все ждут решения "Газпрома".

На момент написания материала один из рабочих, попросивший не называть его имени, сообщил, что рабочие приступили к своим обязанностям, хотя задержанные зарплаты к этому моменту выплатили немногим. В распоряжении редакции Сибирь.Реалии имеется документ, в соответствии с которым компания Renaissance гарантирует до 15 июля возврат оплаты за патент (разрешение на работу в России), а также ряд дополнительных выплат и премий работникам.

В пресс-службе завода подтвердили, что 13 июля на территории подрядной организации Renaissance "произошёл инцидент, в результате которого офисным помещениям компании был причинен ущерб". "Участники задержаны правоохранительными органами, проводится расследование. Инцидент произошел вследствие финансовых претензий ряда сотрудников к руководству подрядной организации", – заявили в пресс-центре Амурского газоперерабатывающего завода.

Рабочие подтверждают: задержания были, но сколько человек задержаны, надолго ли и куда их увезли – этой информации у них нет.