Во время карантина из-за пандемии коронавируса власти использовали административные статьи, чтобы подавить протестную активность - участников акций штрафовали на более крупные суммы. К такому выводу пришли правозащитники проекта "Апология протеста", их доклад опубликовал РБК.
Акции во время пандемии
Юрист проекта Анна Бочило проанализировала сообщения СМИ и соцсетей о штрафах для активистов, данные системы "Правосудие" и дела, которые вели юристы "Апологии протеста".
Она пришла к выводу, что введенная в апреле административная статья 20.6.1 привела к тому, что протест стал рассматриваться как угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. На карантин ссылались сотрудники силовых структур, которые заводили уголовные и административные дела из-за протестов во Владикавказе и акций солидарности с жителями Хабаровска.
Статья 20.6.1 предусматривает штраф от 1 до 30 тысяч рублей. Обычных граждан штрафовали по нижней планке, а активистов, выходивших на пикеты - от 10 до 20 тысяч рублей.
Одиночные пикеты
С марта 2020 года по всей России прошло не менее 775 пикетов, одиночных пикетов и пикетных "очередей". Это в том числе акции против поправок в Конституцию. В апреле - мае, когда во многих регионах действовал режим самоизоляции, протестных акций было многократно меньше, чем в предыдущие или последующие периоды (30 акций в апреле против 180 в марте или 240 в июне). По данным "ОВД-Инфо", только за первое полугодие 2020 года в Москве на одиночных пикетах задержали 269 человек. "Это больше, чем за два предыдущих года вместе взятых", - сказано в докладе.
Одиночные пикеты не требуют согласования с властями. Но на активистов часто составляли протоколы за нарушение режима самоизоляции, а в Москве к нему чаще всего добавлялся протокол онарушении правил проведения публичного мероприятия одновременно. Соблюдение защитных мер вроде ношения маски и перчаток во время акции для полиции значения не имело, пришли к выводу в "Апологии протеста".