Заместитель министра природных ресурсов Бурятии Наталья Тумуреева заявила об угрозе потери популяции омуля и краснокнижных птиц из-за повышения уровня воды на Байкале. По её словам, если не увеличить сброс воды на Иркутской ГЭС, то на восстановление экосистемы озера понадобятся "долгие годы". Иркутские власти заявляют об угрозе подтопления домов при увеличении сброса, однако экологи считают, что это коснется только незаконной застройки на побережье Ангары.
"Дальнейшее поднятие воды в Байкале недопустимо, озеро уже столкнулось с опасностью исчезновения некоторых биологических видов животных и птиц. За август уровень воды в Байкале поднялся на 22 сантиметра и продолжил прибавлять по сантиметру в день в сентябре. Из-за этого уже размывает песчаную коcу на Святом Носе, сильно поднялось озеро Арангатуй, очень сильно затопило дельту Селенги, а это единственная пресноводная дельта — это достаточно серьёзный фильтр и уникальная экосистема", -цитирует Тумурееву "Эхо Москвы". По словам замминистра природы, на Селенге гнездится очень много птиц, и после серьёзного подъёма воды Байкальский заповедник забил тревогу – в 2020 году одна из краснокнижных птиц вообще не гнездилась на привычных местах.
Чиновница привела слова местных жителей и специалистов Росрыболовства, отметивших, что при таком высоком уровне Байкала омуль не выходит на нерест. "Если в ближайшее время не увеличить сбросы с Иркутской ГЭС, то Байкал может потерять две расы омуля и гнездовья краснокнижных птиц. Средний уровень озера, который Росгидромет оценивает в 456−457 метров, уже превышен, поэтому необходимо сбрасывать больше воды. Сейчас это 2,7 тысяч кубических метров воды в секунду, а проектная мощность Иркутской ГЭС - 6 тысяч кубических метров в секунду. В 2003 году исследования максимальный сброс все же снизили до 3350 кубометров в секунду, чтобы не нанести ущерб Иркутску, который очень сильно разросся. И сейчас стоит дилемма — что мы будем делать - топить первым Иркутск или Бурятию?" – резюмирует Тумуреева.
Иркутские экоактивисты сообщили редакции Сибирь.Реалии, что Иркутск "разросся" в первую очередь за счет незаконного строительства на побережье Ангары, в водозащитной зоне которой в принципе запрещено капитальное строительство. "Уровень Байкала растет, его береговая линия, водно-болотные угодья и байкальские поселения от этого все более страдают. Тем временем Иркутская ГЭС не только не увеличивает сброс, но и немного его сократила. Понастроенные в пойме Ангары курятники для энергетиков дороже Байкала?" - комментирует председатель Иркутского отделения российского социально-экологического союза, экс-замдиректора Прибайкальского национального парка по науке, кандидат биологических наук Виталий Рябцев.
Ранее власти Приангарья сообщали, что при увеличении водосброса с Иркутской ГЭС в зоне подтопления окажется четыре населенных пункта и несколько дачных поселков, где проживает свыше 1,3 тысячи человек.
Смотри также Как чиновники управляют Байкалом