В конкурсную комиссию по отбору кандидатов на должность мэра Магадана не поступило ни одного заявления. Об этом журналистам рассказал председатель Магаданской городской думы Сергей Смирнов. Именно дума в Магадане выбирает главу города. Прием документов завершился 20 октября, заявки от претендентов должны были рассмотреть 23 октября, но рассматривать нечего. По словам Смирнова, вопрос о назначении новой даты проведения конкурса решат на ближайшем заседании городской думы. Предварительно новая дата рассмотрения заявок – 14 декабря. Полномочия действующего мэра Магадана Юрия Гришана продлили на этот же срок.
"Надо быть безумцем, чтобы на такое предложение согласиться"
Юрий Гришан занимает пост мэра с 2015 года. Никаких заявлений о том, что он собирается идти на новый срок или, наоборот, покинуть свой пост, он не делал.
– Люди оценивают ситуацию, видят, насколько остры финансовые, демографические проблемы. Чтобы решить их, одного желания стать мэром мало. А приглашать откуда-то человека, не знающего города, специфики территории... Надо быть безумцем, чтобы на такое предложение согласиться, – сказал Гришан, комментируя ситуацию "Коммерсанту".
Жители Магадана между тем активно обсуждают возможные кандидатуры на должность градоначальника. Юрий Мак посвятил этому несколько стихотворений, которые стали распространяться по социальным сетям. Вот одно из них:
"Суровый край. Суровый город Магадан.
Быть мэром здесь не каждому дано.
И кто быть может, если не Гришан?
Ругать Его у нас заведено!
Где тот, который "ходит всё не там"? Ну где?!
Я точно б за тебя голосовал!
Но почему-то ты остался в стороне.
"Мэр Магадана"- для тебя пост мал?
Где коммунисты? Где ЛДПР?
Где тот, кто не доволен Гришаном?!
Подайте голос, я прошу вас, сэр.
Хотя бы расскажите о другом".
В стихотворении упоминается магаданский блогер Антон Афанасьев, ставший известным за пределами родного города после того, как в 2017 году написал в твиттере, что не увидел результатов дорогостоящего городского благоустройства. Глава города Юрий Гришан ответил ему фразой, ставшей мемом: "Не там ходишь, Антон". В сентябре 2020-го Афанасьев участвовал в выборах в гордуму, но не прошел, а на должность мэра, вопреки ожиданиям некоторых горожан, претендовать не стал.
– В Магадане в настоящее время мэра не избирают, его назначает региональная элита в лице депутатов-бизнесменов и аппарата губернатора. Мэр, по моему мнению, в современных реалиях должен быть лоялен именно этим "избирателям". Поэтому ждать чего-то прорывного жителям города не стоит. Ничего кардинально не поменяется, кроме изменения течения денежных потоков фирмам-подрядчикам от местных к "варягам", которые заходят в область с новой областной командой, – считает Антон Афанасьев. – Именно из-за того, что мэра не избирают, а назначают депутаты городской думы, никто не подал заявление. Все люди прекрасно понимают, что с какой бы программой или командой ты ни пришел, все равно на пост мэра назначат того человека, который будет устраивать региональные элиты. С учетом состояния городской инфраструктуры: благоустройства, долгов, мэр в настоящее время должен быть больше управленцем и хозяйственником, чем политиком. То есть, по сути, учитывая то, в каком состоянии находится город, у мэра просто не будет времени заниматься политикой. Ему нужно срочно что-то делать, чтобы привести город в состояние ближе к Якутску или Хабаровску, потому что мы даже рядом с этими городами не стоим. Кроме того, новому мэру нужно менять структуру управления мэрией. Практически все руководящие посты занимают люди, которые там работают по 10–20 и более лет. Ничего прорывного они уже сделать не могут. Нужно приводить других людей. Из этого я делаю вывод, что в настоящее время мэр должен быть управленцем – он должен принимать решения и воплощать их в жизнь путем "нарезания задач" руководителям отделов, департаментов и строго с них спрашивать. По-другому, я думаю, сейчас никак, только ручное управление всем городским хозяйством.
"Будет сильно получать по поводу и без"
В прошлый раз, в 2015 году, на должность мэра претендовали 11 человек. Один из них – известный в городе общественник Артем Ковалев. Он объяснил, почему не стал участвовать в конкурсе в этот раз.
– Во время прошлых выборов я считал, что стоит попробовать, и видел в этом необходимость. Тогда мне казалось, что все совсем плохо, а сейчас я вижу 3–4 человека, которые потенциально могли бы стать мэром города, которые способны этим заниматься. Честно говоря, я думал, что несколько из них подадут документы. Для меня было сюрпризом, что никто не сделал этого. Я думаю, что людей недостаточно проинформировали. В комментариях, которые я видел в социальных сетях, многие писали, что хотели попробовать, но не знали о том, что уже можно подать документы. Мне кажется, в этом причина для случайных кандидатов. А вот для остальных – не знаю, может быть, ссориться не хотят, может быть, просто не хотят, потому что это очень сложно. Работа крайне стрессовая, всегда будут недовольные. У тебя нет столько ресурсов, чтобы закрыть все проблемы. Тот, кто пойдет в мэры, должен очень сильно этого хотеть, но это практически невероятно: разумный человек понимает, что будет очень сильно получать по каждому поводу и без повода.
После того как новость о том, что никто не захотел стать мэром Магадана, попала в федеральные СМИ, желающие действительно появились. Александр Шарабаев – директор томской фирмы, оказывающей ритуальные услуги, попал минувшим летом в новостные сюжеты благодаря организованному им в Томске конкурсу на скоростную копку могил. А теперь он выложил видеообращение, в котором заявил о том, что разрабатывает предвыборную программу для участия в выборах мэра Магадана.
– Я увидел в СМИ публикацию о том, что мэр не найден, что никто не подал заявку. Как я уже говорил в видеообращении, я знаю эти края, я бывал здесь, мне нравится этот регион. По многим причинам мне непонятно, почему не может мэр найтись, почему там какие-то внутренние проблемы, почему оттуда люди бегут. В связи с этим решил подать заявку, – пояснил Александр Шарабаев. – Моего знакомства с городом, конечно, мало, лучше было бы, чтобы я там пожил, но на данный момент нет такой возможности. Изучаю дистанционно регион. В инстаграм мне пишут местные жители из различных отраслей, в том числе муниципальных, мы с ними общаемся, пишут, задают вопросы, подбадривают, поддерживают. Поэтому есть представление непосредственно от местных жителей. Если получится выиграть, я перееду в Магадан. Мне придется отказаться от бизнеса, но есть люди, которые смогут развивать его дальше.
Жители города отреагировали на появление нового кандидата неоднозначно. Самое бурное обсуждение вызвал род деятельности Шарабаева.
В Магадане уже несколько лет обсуждается вопрос строительства крематория. Этот проект принадлежит врачу-анестезиологу Дмитрию Вечу. Ему активно противостоят представители и сторонники РПЦ, которые традиционно осуждают подобные ритуальные традиции.
Александр Шарабаев в свою очередь заявил, что поддержит этот проект.
– Это новое направление. У нас в России это плохо развивается, медленно, не так, как хотелось бы. Об этом мало говорят, это табуированная тема. Нужно вводить эти ноу-хау, для большинства непонятные. Крематории многие отвергают, люди против этого, потому что не понимают, для чего это делается. Надо объяснить, что в законодательстве прописано, что человек вправе выбирать либо стандартное захоронение в землю, либо крематорий. Это немного чуждо для наших широт, как для Сибири, так и для Дальнего Востока. Но на все нужно время, нужно просто людям все объяснять.
Впрочем, многие пользователи соцсетей полагают, что для томского бизнесмена участие в подобных выборах всего лишь своеобразный пиар его бизнеса. А мэром Магадана в любом случае останется Юрий Гришан.
"Это, по сути, завхоз"
Кандидат социологических наук Олег Дудник работал в мэрии Магадана и входил в комиссию по отбору кандидатов на должность градоначальника на прошлых выборах. Он считает, что должность сегодня, по сути, свелась к работе завхоза, располагающего нищим бюджетом.
– За последние 10–15 лет местное самоуправление в стране очень серьезно потеряло свои полномочия, права и ресурсы в управлении местной жизнью, потому что значительная их часть была передана, точнее – изъята (потому что передача подразумевает добровольность, а тут добровольности никакой нет, это все принималось федеральными законами) либо на уровень субъекта Федерации, либо выше, – рассказывает Олег Дудник. – При этом в некоторых сферах жизни происходило наоборот – например, с бродячими собаками. Строить приюты, изыскивать под них деньги, отлавливать бродячих собак, стерилизовать, лечить, содержать, заботиться о них, при необходимости усыплять, должна была региональная власть. Но на тот момент губернатору Владимиру Печеному это показалось, может, как-то не по статусу и было передано в мэрию без учета мнения самих органов местного самоуправления. И все бы ничего, если бы за этими полномочиями были переданы ресурсы для их исполнения. Но как обычно бывает у нас в стране – мы идем в атаку на немецкие танки с саперной лопаткой в руке – никто ничего ресурсами не обеспечил. Проблема эта очень насущная, дети постоянно попадают в трагические ситуации. И как с этим быть, если у тебя три копейки на год выделяется?
Пост мэра давно уже перестал быть наделенным хоть какой-то политической составляющей, это, по сути, завхоз. Но и хозяйство, на самом деле, скукожилось за счет этих реформ. Возьмем мусорную реформу – проблема, которая волнует людей. Она уже очевидно провалилась в масштабах страны. В Магадане многие еще по инерции в соцсетях костерят в первую очередь мэра. Но на самом деле мэр не отвечает за помойки с первого января 2019 года. Дальше пойдем по реформам последних лет – людей часто тревожит внешний вид зданий в городе. Это тоже давно не мэрия, потому что есть Фонд капитального ремонта Магаданской области. Мэр не может повлиять на областную структуру. Она даже губернатору напрямую не подчиняется, конечно, там есть влияние наблюдательного совета, но оно косвенное.
– За что тогда в нашем городе отвечает мэрия, кроме бродячих собак?
– Мэрия отвечает за школы: среднее образование во всей России – это муниципальная тема, частично за сферу культуры, за содержание дорог, тротуары – это основные сферы. Как говорили раньше: раз ты мэр, значит, отвечаешь за все, что происходит в этом городе. К сожалению, сейчас так сказать нельзя. Это в равной степени и к губернатору относится, потому что он тоже не несет полной ответственности за все, что происходит. Часто бывают пропагандистские заявления от первых лиц: раз я сел в это кресло, я несу полную ответственность. Так можно условно говорить, для красивого словца. Юридически, конечно, это не так, потому что многие вещи в регионе осуществляют федеральные органы власти, которые плевать хотели на мнение какого-то губернатора. Мы живем в федеральной стране, но федерализм у нас корявый, потому что процессы, которые идут, – это все, на самом деле, централизация. Бюджетный федерализм давно стал фикцией.
Самая больная проблема мэра любого города – это бюджет. Город Магадан вообще не может влиять на свой бюджет. Он его не создает, не формирует. Если ты не зарабатываешь столько, сколько тебе нужно потратить, чтобы штаны хотя бы не падали, то ты оказываешься в полной зависимости – в первую очередь от правительства региона и от федерального центра. Парк "Маяк" – прекрасный объект, единственное светлое, что действительно востребовано людьми за последние несколько лет, что сделано только для людей. Это федеральный конкурс и федеральные деньги – ни губернатор, ни мэр не изыскивали этих ресурсов. Последние два года мы видим, что в городе дороги делаются большими участками. Раньше такой возможности у города не было и делались какие-то заплатки. Но опять же, это федеральные деньги. Почему так произошло? Потому что НДФЛ, налоги, которые собираются в Магадане от бизнеса, единый сельхозналог, половина УСН – формируют налоговую часть местного поступления в бюджет, но остальные, например налог на прибыль организаций, транспортный налог, уходят наверх. А уже там сидит барин и думает, кому дать, а кому не дать денег. Так невозможно развиваться. В конце 80-х я был юношей, родители выписывали газеты. Я запомнил один из тезисов: почему мы построили такую страну, что принять решение о том, нужно ремонтировать крышу в школе в Тахтоямске (село в Магаданской области. – Прим. С.Р.) или не нужно, принимается в Министерстве образования Советского Союза в Москве? Что это за страна? Где здесь логика? Но ведь так было. Но сейчас мы опять приходим к этому же. Надо здесь сделать парк "Маяк" или не надо, за 7 тысяч километров от Москвы, решается там. Людьми, которые в Магадане никогда не были. Сколько выделить денег на дороги – от магаданцев здесь ничего не зависит. Мы сели, помолились, нам подали сколько-то миллионов на этот парк, ну и хорошо. А на здравоохранение не подали, вот мы и пожинаем плоды оптимизации.
Бюджетная тема принципиальна, потому что любой федерализм базируется на деньгах. Если у тебя есть источник доходов, он закреплен законом, и никто не может его отобрать, то ты можешь на эти деньги что-то планировать и отвечать перед людьми. А если этого нет, но есть полномочия, то тебя просто методично закидывают камнями. Любого мэра закидают. Нам остается жить и осознавать свою ущербность по сравнению, например, с москвичами. Это вообще судьба периферии – жизнь с ощущением своей ущербности. Эти процессы были запущены федеральным центром давно, а Магадан, тот же мэр, кто бы им ни стал, от него почти ничего не зависит. Более того, он становится мальчиком для битья. В итоге, когда конкурс объявляется, возникает вопрос, почему у нас нет нормальной конкуренции между кандидатами.
– В Магадане вообще кандидатов нет. Почему?
– На мой взгляд, по одной причине – все ждут одобрения свыше, а такого одобрения пока нет ни для одного из кандидатов. Раз нет одобрения, никто не берет на себя смелость даже заявиться. Это тоже показатель деградации системы управления, даже не политической системы. Кстати, политический момент мог бы присутствовать на выборах мэра, потому что выбирает городская дума, а там есть фракции политических партий. И почему бы фракциям не выдвигать своих людей? Даже они молчат. Где все эти лидеры, которые только в сентябре махали флагами? Никого нет. По одной простой причине – нет команды, нет одобрения, нет согласованной фигуры. Поэтому и выборов никаких не будет. Не надо уже даже это слово – выборы – использовать по отношению к этой процедуре. Уже даже и просто конкурс не удаётся устроить.
– В соцсетях многие высказывают мнение, что Юрий Гришан останется.
– Да, наша система, к сожалению, стала такой, что невозможно даже допустить существование фигур, которые могут всерьез рассматриваться как альтернативные в этой вертикали. Их оттуда выкинут – система их перемелет, останется один лидер и какие-то заместители, которые всю дорогу должны показывать свою 100-процентную лояльность, управляемость, командный дух, как это сейчас принято называть, но не иметь каких-то своих принципиальных точек зрения, которые могут отличаться от мнения руководителя.
Гришан с 2004 года является заместителем мэра, причем он прошел разные сферы: курировал социальное направление, был первым заместителем мэра, оставался исполняющим обязанности и последние 5 лет был первым лицом с полным грузом этой ответственности. Конечно, сложно представить себе более готовую кандидатуру в плане сохранности сложившейся уже системы. Другой вопрос, что конкурс на то и конкурс, чтобы хотя бы на этом этапе люди, элиты, аналитики, журналисты, инициировали дискуссию о том, куда мы идем, чтобы появился кто-то, кто сказал, что нужно делать иначе. И чтобы тот мэр, который победит, даже тот же Юрий Гришан, почерпнул бы для себя многие вещи, потому что увидел, что за его конкурентом стоят чаяния людей, мнение которых он, может быть, не учитывал, или они отходили на второй план.
– На ваш взгляд, возвращение прямых выборов помогло бы оживить политическую жизнь в регионе?
– Это могло бы вдохнуть новую жизнь в эту систему управления, которая, на мой взгляд, задыхается без свежего воздуха. Важна еще сейчас позиция областной власти, потому что всегда есть какое-то противостояние интересов между городом и областью. Магадан – это 2/3 области. Многие жители Магадана очень редко выезжают дальше аэропорта, они не знают, что такое Колыма. И у них свои интересы – им нужно, чтобы поликлиники работали здесь, чтобы было достаточно врачей здесь. Им неинтересно, что там в условном Тахтоямске. В городе-то 2/3 людей живет. И ощущение несправедливости распределения финансирования между городом и областью чувствовалось в городской администрации, когда я там работал.
Вот недавно вице-губернатор Андрей Колядин сказал, что городу нужен человек, который сможет менять город к лучшему. Это высказывание выглядит очень цинично. Все деньги у нас, все решения принимаем мы, ты здесь, по большому счету, решить ничего не можешь, но где же тот человек, который изменит жизнь в этом городе к лучшему? Это в некоторой степени издевательство. Можно сказать, что это у вас все деньги, чтобы изменить жизнь в этом городе к лучшему. Тогда ставьте уже своего человека, берите за него ответственность, давайте ему деньги и меняйте уже скорее нашу жизнь к лучшему.
Если вы считаете, что нужен человек, который будет менять жизнь к лучшему, и это не Юрий Фёдорович Гришан, тогда не могли бы вы сказать, кого вы там видите? Кто этот волшебник? Дайте на него посмотреть заранее, а то вдруг это окажется Пупкин из Тагила. Чтобы этого не произошло за день до окончания срока подачи заявок, вы не могли бы его презентовать пораньше? Это тоже отношение к людям. Если власть считает, что она может назначить мэром кого угодно, то мы тогда кто? Люди, которые тут родились, выросли, всю свою жизнь прожили. Нас даже не надо ставить в известность, кто это? Прямые выборы мэра отменили в 2013 году. На прямых выборах в 2004 и 2008 годах была открытая конкуренция. Да, губернатор (на тот момент это был Николай Дудов) имел свою точку зрения и поддерживал какого-то своего кандидата. Но при этом выбирали мэра люди, и они выбрали того, кто достучался до их сердец.
Почему вообще нужна сменяемость власти как принцип системы? Потому что если эта власть на любом уровне бессменна, возникает много проблем, которые власть не замечает уже, она просто становится в каком-то смысле слепой и глухой, – говорит Олег Дудник.
Полномочия действующего мэра Магадана Юрия Гришана продлены до окончания нового конкурса. Документы от желающих в нем участвовать конкурсная комиссия принимает до 11 декабря 2020 года. Конкурс на должность мэра пройдет 14 декабря.