Вторая волна коронавируса накрыла российские регионы гораздо сильнее, чем первая. Стационары переполнены, в поликлиниках – очереди, а участковых терапевтов, которые приходят на дом, пациенты ждут по несколько дней. Врачи при этом часто вынуждены добираться до больных пешком или на общественном транспорте – своих машин медицинским учреждениям не хватает. В какой-то момент жители Иркутской области и Красноярского края решили взять дело в свои руки – местные предприниматели, журналисты и активисты организовали в своих городах систему развоза врачей до пациентов на личных машинах добровольцев. А в Томске волонтеры организовывают для медиков горячее питание и снабжают дезинфицирующими средствами.
"Могу выехать прямо сейчас"
В воскресенье корреспонденту Сибирь.Реалии в Красноярске Светлане Хустик пришел второй отрицательный результат анализа на коронавирус, и она смогла присоединиться к акции "Довези врача", организованной местной телекомпанией ТВК.
– До этого две недели состояла в чате "Довези врача", но без анализа могла только наблюдать и читать. Хотя с каждым днем все больше и больше хотелось принять участие. Некоторые сообщения прошибали до слез: "Могу выехать прямо сейчас, Тойота спринтер, три посадочных места, Игорь", "Жду врача, ушла к пациенту и 30 минут уже нет, обычно 10-15. Я волнуюсь", "Добрый вечер, я без авто. Но хотела бы помочь хотя бы немного материально. Нахожусь в Зеленой Роще" или "Кому домой, врачи, нахожусь в Октябрьском районе, но приеду в любой район!" – вспоминает Светлана.
Накануне вымыла машину, заправила под завязку. Утром кинула в чат сообщение, что готова в течение часа подъехать к поликлиникам в своем Железнодорожном районе. Переживала, что не смогу быстро находить адреса, если ехать придется на малознакомые окраины. Мне ответили: "Ждем в Северном, врач готов". От меня это далеко. Но остальные пока молчали, где-то уже водители прибыли, у кого-то сегодня был выходной. Раз где-то ждут, надо мчаться. Еду, а сама лихорадочно вспоминаю улицы Северного. С торца поликлиники народ, это вход для температурящих больных. Меня завели с другого, "черного" входа, быстро нарядили в одноразовый костюм, натянули перчатки, спросили, давно ли я меняла маску. – "Только что в машине". Сказали подъехать поближе и ждать доктора.
"А вот и он! Дмитрий, это ваш водитель на сегодня". Молоденький паренек с охапкой карточек зашел в кабинет к заведующей переодеться, я осталась в коридоре. Через 10 минут он был готов. В белом шуршащем костюме с капюшоном, маске – узнаю его только по глазам.
– В такой защите по улицам не походишь, поэтому и просим подъехать поближе, – словно извиняясь, говорит Дмитрий и тут же благодарит за то, что я приехала.
– А как же вы без транспорта по вызовам ходили раньше?
– Ждем машину с другого вызова или идем в обычной одежде.
Первый адрес не знали оба: участок Дмитрия обычно в пределах пешей доступности, а сегодня было дежурство внеплановое. Включаем навигатор, едем. Меня слегка потряхивает: "Вдруг мы долго будем искать адрес, а там человек ждет?!" Но находим с лету. Подвожу как можно ближе к подъезду, чтобы врач не запачкал костюм. Следующий адрес рядом, рукой подать. Но… перед подъездом шлагбаум. Соображаю, что пешком дойти будет быстрее, на машине объезжать огромный двор – дом стоит буквой П. Но нет. Не полезет же он под шлагбаумом, в защитном костюме и с чемоданчиком. И мы едем по двору. В голове проносится: "Может быть, после этой пандемии люди поймут, что блокируют во дворах себя сами, и разберут эти баррикады". По дороге прошу сказать мне следующие адреса, чтобы заранее забить их в навигатор и отыскать на карте. Третий адрес находим быстро. А вот четвертого нет нигде. Спрашиваю у прохожих, колесим то в один двор, то во второй. Находим, но я не успеваю даже развернуться, Дмитрий возвращается.
– Не вызывали!
– Как?!
– Ну, вот так тоже бывает.
– А чаще всего с какими симптомами вызывают?
– Кашель, температура, потеря обоняния. Многие просто напуганы. Вызывают даже молодые, с одной лишь потерей обоняния, без температуры. Говорят, что, мол, не хотят идти в поликлинику и заражаться.
До следующего адреса успеваем поговорить. Оказывается, мой доктор только два года назад окончил медицинский институт. Сразу пришел в поликлинику, и его поставили на участок. О медицине мечтал всю жизнь.
– Сложно в таком темпе работать?
– Когда не было пандемии, все более-менее справлялись. Сейчас, конечно, сложно.
– А чего не хватает в первую очередь? Машин, лекарств?
– Врачей! Хоть десять машин выпусти на линию, кого они возить-то будут? Нужны врачи, это главное.
Пятый адрес, и мы уже полтора часа на линии. Народ лениво идет домой с покупками. На маленького доктора, который как снеговичок в своем белом костюме звонит в домофоны, почти не обращают внимания. На шестом адресе опять не задерживаемся. Сначала не могли его найти, пришлось позвонить самому пациенту. А когда Дмитрий зашел в квартиру, оказалось, что до него уже здесь побывал другой доктор. Накладка. Почему сразу не предупредили, когда им звонили, и доктору пришлось подниматься – непонятно. Я уже два часа за рулем. Робко спрашиваю, делают ли врачи перерыв. Хотя бы в туалет.
– Нет, я работаю дежурство подряд, без перерыва, чтобы успеть ко всем, – отвечает Дмитрий.
На следующий адрес навигатор повел нас мимо нашей же поликлиники. Я предлагаю заехать на минутку. Дмитрий соглашается.
Следующий час мы колесим по дворам, встречаемся с другой волонтерской машиной – их можно узнать издалека по табличке "Везу врача", которые на авто клеят постоянные участники акции. Смеемся и разъезжаемся.
До старта я была готова ездить до 15 часов. Но уже четвертый час, а у нас впереди еще три адреса. Пишу заведующей, что врача не брошу, буду ездить, пока не объедем всех. На линии мы провели еще полтора часа. В 16.30 возвращаемся. Итог – 9 адресов за 4 часа.
– Реально насколько проще сегодня ваше дежурство со мной?
– Примерно в три раза. Расстояния большие, пешком их было бы не осилить за такое время.
– А что делать?
– Ходить до последнего. К сожалению, в наших инструкциях и нормах не учитывается время, которое врач добирается до пациента. Только время приема и количество вызовов. Врачи, видимо, телепортироваться должны.
Переодеваемся, обрабатываем руки. Предлагаю довезти Дмитрия до дома.
– Нет, вы что, мне еще все мазки описать, часа на два работы!
В свой отпуск доктора волонтёрят
В чате "Довези врача" волонтёры делятся, что в рабочие дни накатывают и по 30, 40 вызовов. Были рекорды и в 92 вызова за смену с одним водителем, правда, бригада врачей менялась. Нередко читаешь: "Катаемся с 8 утра, кто может подменить, район такой-то?", "Ребята, машина сломалась, перехватите доктора!".
Кто-то решает, что врачей во время дежурства можно кормить. Первой начала подкармливать "своих" Ольга Солодилова.
– Я обязательно беру кофе для врача, но часто они отказываются. Потому что ездим с утра до вечера, извините, в туалет сходить некуда. Брала как-то запеканку на завтрак, вечером просто завозила в KFC и оплачивала заказ. Но чтобы готовить, надо время, и я решила, что важнее подольше повозить, чем это время тратить на кулинарные изыски. Однажды меня очень удивил доктор, которого я возила. Он месяц отработал без выходных, рабочий день у него начинался в восемь утра, а заканчивался в час ночи. Говорит: "Утром уезжаю – дети ещё спят, приезжаю – они уже спят". И вот с понедельника у него отпуск, и он уже сам планирует возить своих коллег-врачей волонтёром, – рассказывает Солодилова.
Роман Энгельгардт подключился к чату недавно. И теперь старается всегда подвезти врачей, если планирует длинный маршрут. О своих поездках Роман отчитывается на страничке в фейсбуке.
"Вот сегодня удалось подключиться и помочь детской поликлинике. С врачом Олесей покатались немного по красноярским Черемушкам. И по традиции вам, друзья, также предлагаю! Задача не сложная – поездить с врачом на своей машинке по адресам вызовов. Уважаемая администрация города Красноярска, обратите внимание на "убитую" дорогу перед этой поликлиникой – ее не ремонтировали лет 10-12, а то и больше, судя по всему, "дыра" на "дыре", – пишет Роман.
Он признается, что сам не переболел коронавирусом, но заразиться не боится, надеется на сильный иммунитет и здоровый организм – Роман круглый год купается в Енисее.
– Меры безопасности во время поездок соблюдаются очень тщательно. Врачи регулярно тестируются, полностью защищены, водителей также одевают, выдают маски и перчатки. В магазине шансов подцепить вирус куда больше, поверьте.
– Почему вы решили присоединиться к чату и начать помогать?
– Это нормальное дело для любого человека. На западе давно принято помогать, волонтёрить. В России не очень сильны эти традиции, и надо это менять. Буду выходить на линию по мере возможностей столько, сколько это будет нужно.
"Врачи стали просить о помощи"
Через неделю работы чата люди начали писать, что тоже готовы помогать, но ездить не могут: кто-то сам болеет, у кого-то просто нет машины, а хотели бы перевести деньги на бензин. Стало понятно, что движение помощи растет.
Журналист ТВК Мария Бухтуева говорит, что акция основана на полном доверии.
– Саму идею возить врачей до пациентов мы увидели у иркутян. И подумали, почему бы не организовать такое в Красноярске? Медики к тому моменту уже просто задыхались. Но как это получится и получится ли, честно, не представляли. Долго думали, какую площадку выбрать, решили, что вайбер – в Красноярске он более популярен. Сделали чат и написали, что водители могут писать, когда они могли бы повозить врачей, а врачи – где и в какое время нужна машина. Постепенно желающие и с той, и с другой стороны начали добавляться. Сначала заваливали предложениями водители: "Виктория, Хонда, могу в выходные и по вечерам", "Ольга, Тойота, Октябрьский района, после 16.00", "Игорь, Веста, могу в любое время ближайшие две недели, врачи, отзовитесь". Но врачи, как партизаны, молчали сутки. Потом сообщения пошли. Чтобы было легче состыковаться, мы списком указали контакты заведующих поликлиник и водителей, – рассказывает Мария Бухтуева.
– Были ли сомнения в том, что получится?
– Переживали, что врачи не станут открыто говорить о проблеме. Они же все-таки люди подневольные. Мы сообщили в Министерство здравоохранения, попросили помочь в оповещении докторов. Но помощи не было, это приняли как данность. Изначально, конечно, в чате было много водителей, но мало врачей. Но постепенно ситуация начала меняться. Врачи стали просить помощи! И это, на мой взгляд, одно из самых важных достижений.
– Что вас больше всего удивило, когда начал работать чат?
– Я не знала, что участковые работают в выходные и до 9 часов вечера, что называется, до последнего клиента. А сейчас, по сообщениям в чате, вижу, что последний пациент может быть и в 8, и в 9 вечера. Кто-то из водителей даже спрашивал: "Удобно ли так поздно приезжать к людям?"
– Сколько человек сегодня постоянно на линии?
– Активно работают в чате около 50 водителей. Всего в чате больше 2000 человек. Это и врачи, и водители, постоянно сотрудничают 19 поликлиник. Сейчас врачей, которым нужна помощь, конечно, больше, чем машин. Мы не стремимся как-то участвовать в работе чата. Это все-таки не журналистская работа. Главное, что благодаря чату мы можем рассказывать о проблеме, напрямую общаться с врачами, а люди – реально помогать им делать их работу быстрее, – объясняет Бухтуева.
"Сибиряки привыкли самоорганизовываться"
Иркутяне, которые первыми стали развозить врачей силами волонтёров, признаются, что доверия медиков им поначалу удалось добиться в основном из-за того, что они лично знали некоторых из них. Эти врачи и рассказали, что в борьбе с коронавирусом самым полезным станет помощь с транспортом.
– Ну и безупречная репутация двух первых организаторов акции – Вадима Костюченко и Павла Петрова – сыграла роль. Иркутск – город маленький, многие друг друга знают. Тем более мы [жители Иркутской области] уже не первый год самоорганизуемся, чтобы защитить себя то от наводнения, то от лесных пожаров. Привыкли. Кинул клич в сети – если заявка здравая, люди подключатся, – поясняет один из первых подключившихся к акции волонтеров Сергей Беспалов.
По его словам, если в первую неделю участковые, которых он возил по вызовам, посещали в основном нековидных пациентов, то сейчас почти все вызовы – на симптомы коронавируса, врачи отправляются "в полной амуниции".
– Развожу врачей по 12 часов дважды в неделю (работать же тоже надо), но бывают и экстремальные случаи. К примеру, накануне к системе, организованной жителями, подключились власти – направили около десятка машин с водителями. Что логично – вообще-то это обязанность чиновников организовать доставку врача до пациента в нормальные сроки, а не спустя неделю. Плюс за месяц работы добровольцы многие откровенно выдохлись, кто-то стал реальнее оценивать силы, кто-то заболел (хотя большая часть подключившихся коронавирусом ранее переболели). Но рано мы обрадовались – вчера внезапно 14 машин от администрации на линию не вышли. Мы быстро кинули очередной SOS в сети, мобилизовались ещё волонтёры. Но надо осознавать, что это экстренный случай, ненадолго – долго в таком режиме не протянуть, – считает активист.
Павел Петров, один из организаторов волонтерской акции, отмечает, что полностью решить проблему и обеспечить всех медиков транспортом им не удалось до сих пор ни разу. Хотя в целом "на линию" в разное время выходит 261 доброволец, а единовременно – от 20 до 30 водителей, в зависимости от дня недели.
– Примерная оценка – 50–70% потребности закрываем, не больше. Но это длится уже больше месяца! А ведь мы рассчитывали, что в таком режиме волонтёры протянут недели две, ну три – максимум. Хотели пик хотя бы прикрыть. Но он все не спадает, – сетует Петров.
Другой организатор акции Вадим Костюченко говорит, что второй месяц подряд пытается выйти на контакт с чиновниками области, чтобы передать рабочую схему волонтёров, но, к сожалению, безуспешно.
Накормить врача
В другом сибирском регионе – Томской области – жители решили помогать медикам, организовав горячее питание для врачей. К идее подключились самые разные волонтёры – от работников местного общепита до участников межкультурных сообществ.
Гендиректор томского кафе Оксана Березина говорит, что если в первую волну коронавируса – весной 2020 года – помогали в основном волонтёрам: компания четыре месяца бесплатно кормила студентов-медиков, пришедших на помощь врачам, то сейчас горячим питанием нужно обеспечить врачей.
– Мы перед тем, как предложить идею главврачу больницы, реально оценили свои силы – сколько сможем готовить и как часто, чтобы сам бизнес уцелел. В итоге горячие обеды медикам поставляем три раза в неделю. Получается около 25 порций за раз – за ними специально приезжают из больницы, потому что у нас и специальных сумок для горячего, и транспорта нет, – поясняет Березина.
Узнав об инициативе томских кафе, угощение для медиков решили готовить и волонтёры узбекского общества "Дружба". Первую порцию плова они приготовили 2 ноября, за четыре дня развезли 1600 контейнеров с едой. Дальше планируют готовить для 11 разных больниц, по графику – ещё две тысячи порций плова, столько же овощных салатов и 600 пшеничных лепешек.
При этом плов волонтёры готовят не в кафе, а на открытом огне. Казан "на 50 килограммов плова" разместили на заднем дворе цветочного магазина "Азалия". А поварами по очереди выступают самые разные люди, обязанности между собой они распределяют сами. Единовременно на готовке и развозе работает до 40 человек, часть из них каждый день меняется, говорит инициатор акции Уктам Махмудов. Его поддержали другие члены диаспоры и ее глава Саматулла Рузиев. Вслед за томскими узбеками угощать медиков обедами начали в Омске и Кемерове.
– Из уважения угощаем людей, которые не покладая рук отдают свои жизни, силы и здоровье для человечества. Зарплата – это одно, это плата за труд. А когда вот так благодарят, это другое совсем. Врачам приятно, они радуются, нам тоже приятно, что добро сделали. Важно друг другу помогать, тем более в такое тяжелое время, – говорит Рузиев.
Смотри также "Мы просто уже не в силах это тянуть". Медики о кризисе системы