"Это просто живодёрня!" Как работает система отлова безнадзорных животных

Кадры из приюта "Пять звёзд"

В ноябре зооволонтёры обнаружили во дворе иркутского приюта для животных "Пять звёзд" десятки мертвых взрослых собак, щенят и кошек. Предприятие отлавливает безнадзорных животных по всей Иркутской области. По условиям муниципальных контрактов сотурдники "приюта" обязаны осуществить после отлова кастрацию, стерилизацию, профилактику инфекционных заболеваний у животного. А затем здоровое и чипированное животное выпустить на улицу. Однако, как выясняется, животные мучительно погибали сразу или жили в "приюте" в ужасных условиях. Зооактивисты написали заявления в прокуратуру. Но "приют" до сих пор работает.

"Всё усеяно костями"

Шокирующее видео – десятки трупов собак и кошек – вызвало такой резонанс, что уже на следующий день после его появления в сетях к приюту "Пять звёзд" в село Карлук (13 километров от Иркутска) съехалось больше сотни человек. Люди пытались спасти из "приюта" оставшихся еще в живых животных.

– Это скандальное видео снято мною 5 ноября, – говорит общественный инспектор Росприроднадзора Елена Прадчук. – Как инспектору они были вынуждены мне открыть двери, перед этим волонтёров несколько дней "футболили". На записи видно, как я распахиваю "Место хранения биологических отходов", а внутри – лари-холодильники, как в магазинах – с мешками. В присутствии полиции мешки вскрывают – из них вываливаются замороженные трупы собак и щенков. По положению лап понятно, что в мешки их запихивали и вот так "морозили" ещё живыми! Еще мешки стоят рядом с ларями, там трупы "не мороженные", даже не окоченевшие, со следами свежей крови, обильного кровотечения из пасти. Очевидцы из числа соседей подтвердили – привозили уже с отлова мертвых собак. По следам на теле понятно, что животных до смерти забили ударами по голове и туловищу. Да, официально эвтаназия в нашей стране запрещена и даже смертельно больных животных, которые мучаются от боли, можно усыплять только (!) после обследования, подтвердившего неизлечимую болезнь. Какие документы! Даже бирок нет! Все мертвые собаки – без бирок, за исключением одной. И даже на ней, на единственной бирке, найденной на трупе, нет ни букв, ни цифр, – говорит Елена Прадчук.

В морозилке "приюта" зооволонтёры нашли два пакета с новорожденными щенками и котятами.

– Очевидно, что их сразу после родов, еще живыми, и положили в этот ларь. Там же лежал труп ощенившейся суки, окотившейся кошки. Получается, 5 ноября мы нашли и изъяли оттуда 25 мертвых животных, – говорит Елена Прадчук. – На следующий день – 6-го – еще 14–15 (вот 4 или 5 подросших щенков мертвыми, не помню с ходу, надо в бумаги смотреть), 7-го – еще два трупа взрослых собак. В тот же день мы обошли этот участок (обычные 7 соток под индивидуальное жилищное строительство, даже не оформлено под зооприют, хотя такое назначение есть), и поняли, что там каждый сантиметр, всё усеяно костями. 100% – собак и кошек, но в основном собачьими. Некоторые тела мы находили с огнестрельными ранами! 8 ноября человек 150, добились своего: часть впустили, они стали забирать больных животных, разбирали по домам, лечить, себе оставлять или пристраивать дальше. Смотреть на это люди уже не могли.

По словам другой иркутской зоозащитницы, журналистки Натальи Ветровой, те собаки, которые еще оставались в живых, были в ужасающем состоянии.

– Их не кормили и не поили. Одна стоит, писает, другая тут же пьет ее мочу. В общей сложности волонтеры вывезли 170 собак и более 30 щенков. Все, абсолютно все животные, без исключения – истощены, обезвожены и поголовно (!) больны различными инфекциями. Часть животных собравшиеся жители забрали к себе домой, часть – развезли по передержкам. Но основную массу принял приют при питомнике собак "К-9". К ним поехали в основном те, что в особенно критическом состоянии. Ещё сутки – и половины бы не было в живых.

Владелец "К-9" Вячеслав Славин подтверждает, что многие животные попали к нему в таком запущенном состоянии, что были обречены.

– Несколько собак из новеньких уже погибли, и, к сожалению, погибнут и еще животные, несмотря на то что сотрудники питомника и волонтеры делают все, что могут, очень уж в плохом состоянии к нам попали эти собаки. Хотя за те деньги, что платят из бюджета этому "приюту" – 20 миллионов рублей им заплатили только за этот год за отлов, лечение и стерилизацию 4000 животных, – каждый пес должен был быть отмыт и буквально вылизан. За эти деньги собак можно было бы держать в идеальном состоянии, – говорит Славин.

При этом владельцы других питомников отмечают, что не участвует в торгах, потому что их к ним не допускают. А кто-то говорит, что и не стал бы участвовать в таком конкурсе: останавливают крупные объемы, немногие могут позволить себе содержать сотни животных одновременно, даже на ограниченный срок лечения и стерилизации с последующим выпуском.

– Как мы видим, на самом деле животных и не содержат там. На том участке и пятидесяти животным нормально не разместиться. Даже если опустить тот факт, что старые прогнившие вольеры не ремонтировались там с момента их постройки, их просто недостаточно. Возьмем "карантинное отделение": вольеры выполнены из оцинкованного железа без будок, без доступа дневного света, без отхожих мест. Животные сидят в мучениях, не могут укрыться в сырости от собственных фекалий, вольеры не просыхают без дневного света, а уборка не производится – собаки буквально примерзают к ледяному железу. Ветеринарную помощь никакую не оказывают. На самих вольерах нет никакой информации – в каком муниципалитете и когда отловлено животное. Учетных документов на собак просто нет, это просто живодёрня, – рассказывает Елена Прадчук.

Наталья Ветрова утверждает, что до приюта "Пять звезд" животные часто даже не успевают доехать после отлова.

– Мы видим, что собаки не доезжают до приюта: им делают во время отлова передозировку снотворного либо прибегают к более жестоким и изощренным способам убийства. Или собаки погибают в приюте от инфекций, – говорит Наталья.

"Больше 50 тысяч животных уже убиты"

По данным зооактивистов, обнаруживших на специализированных сайтах муниципальные контракты ООО "Пять звезд" (руководитель Александр Солдатов), предприятие отлавливает безнадзорных животных по всей Иркутской области с 2008 года.

– Если учесть задания этих контрактов, за все время работы "приюта" в области убито более 50 000 собак и кошек, – приводит цифры Елена Прадчук.

Согласно информации, опубликованной на сайте ООО "Пять звезд", приют является структурным подразделением зооветеринарного центра "Байкалвет". На портале выложен впечатляющий перечень наград и благодарностей: "За участие в научно-практической конференции по проблемам ветеринарной медицины домашних животных", "За помощь в проведении празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности" и многие другие. Если верить этому ресурсу, отлов безнадзорных животных "Пять звезд" производит "с использованием метода иммобилизации (временной парализации)", когда отловщик дует в трубку, в которой находится шприц. Шприц втыкается в собаку, которая убегает, но через 20–30 минут "расслабляется". Тогда отловщики переносят ее в машину, отвозят в питомник, где проводят кастрацию, стерилизацию, профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний. А после здоровое и чипированное животное выпускают на улицу. Если разделить все суммы, полученные предприятием по госконтрактам на "план отлова", за каждое беспризорное животное компания получила от 5000 до 7500 рублей.

В 2020 году "Пять звезд" заключили муниципальные контракты на 20 миллионов рублей, подрядившись отловить 3400 безнадзорных собак.

– Живыми их никто не видел, получается, муниципалитеты оплачивают работу по фиктивным актам отлова. Сами чиновники посещать приют не хотят. Больше 10 лет мы "бомбим" региональное управление ветеринарии, прокуратуру Иркутска и области заявлениями с просьбами разобраться с деятельностью "Пяти звезд", прикладываем фото и показания очевидцев – без толку! Ветеринария, которая, по сути, и должна была контролировать "приют", все эти годы присылает нам формальные отписки: "Нарушений не выявлено", – говорит Елена Прадчук.

Получить комментарий у самого владельца "Пяти звезд" Александра Солдатова редакции Сибирь.Реалии не удалось, однако ранее он заявлял, что животных у него якобы украли волонтеры, которые "сами убили собак на миллион рублей", а также повредили клетки и вольеры. При этом Солдатов настаивал, что все животные в приюте были здоровы, прошли обследование.

"Сотрудники приюта "К9" удушили собак мне, пинали их ногами, у нас все это зафиксировано на видео – вольеры у нас в крови, нанесли животным травмы, несовместимые с жизнью. Украли у нас переноски, и это уголовное дело, вчера был грабеж. У нас вынесли забор. Я докажу жестокое обращение "К-9" с нашими собаками – у них начали умирать собаки, которых они тащили после операции, собак, у которых были владельцы", – заявил Солдатов.

Ветеринарные врачи ОГБУ "Иркутская городская станция по борьбе с болезнями животных", однако утверждают , что все животные, которых удалось спасти из "Пяти звёзд", живы и проходят реабилитацию в питомнике "К9".

Зооактивисты составили петицию, адресованную президенту РФ, в Следственный комитет, Генпрокуратуру РФ и главе комитета Госдумы по экологии Владимиру Бурматову с просьбой не только проверить факты жестокого обращения с животными, но и оценить нецелевое расходование и присвоение бюджетных средств: "Ни одно условие муниципальных контрактов не выполняется, ни одну из собак невозможно идентифицировать и отнести к какому-либо контракту, чтобы за нее произвести оплату". Также авторы петиции просят ведомства прояснить бездействие региональных управлений ветеринарии, Роспотребнадзора Россельхознадзора в течение многих лет. На данный момент под петицией подписались свыше 42 тысяч человек.

– Во все ведомства я направила и официальные заявления. Но ответа пока нет, – говорит Елена Прадчук.

"Ведётся проверка"

После федерального резонанса случившегося в "приюте" историю прокомментировали областные чиновники: глава ветеринарной службы Иркутской области Сергей Шевченко сообщил о том, что направил представление в прокуратуру о проведении внеплановой проверки "Пяти звезд" и письмо в ГУ МВД с просьбой проверить факты жестокого обращения с животными. 9 ноября ветслужба отчиталась о первых результатах: "Выявлены нарушения правил содержания животных, ненадлежащее оказание им лечебной помощи, отсутствие необходимых условий для проведения учета бездомных собак и кошек". С тех пор прошел почти месяц – новых заявлений управление не делало.

Зоозащитники отмечают, что ещё перед губернаторскими выборами (в сентябре 2020 года) шесть разных питомников региона обратились к врио главы области, а ныне ее губернатору Игорю Кобзеву с заявлением об особо крупном мошенничестве "Пяти звезд", сообщив, что компания "освоила" 126 миллионов рублей бюджетных средств, не выполнив ни одно требование федерального закона при отлове безнадзорных животных, а условия госконтрактов подменив жестоким умерщвлением животных или их вывозом в соседние муниципалитеты. На свое обращение они не получили ответ.

Зато в прокуратуре Иркутской области в ноябре отрапортовали, что "согласовали проведение выездной внеплановой проверки службы ветеринарии Иркутской области".

"Служба оперативно приступила к проведению проверки, в рамках которой будет исследован порядок деятельности приюта по обращению животными без владельцев и норм содержания в них бездомных собак и кошек. Кроме того, прокуратура Иркутского района проводит проверку исполнения законодательства при реализации муниципального контракта по отлову и содержанию бездомных животных, заключённого с ООО "Пять звёзд". Результаты проверочных мероприятий находятся на контроле региональной прокуратуры", – заявили в ведомстве.

Карлукский приют между тем продолжает работу – накануне туда привезли новую партию животных.

– Вчера был новый завоз, – говорит Елена Прадчук. – Местные жители не смогли пробраться внутрь, поэтому мы пока не знаем, сколько живых животных. Завтра поедем туда. Но посмотрите на факты – убийства собак и кошек подтвердили сотни людей, трупы доставали на глазах полицейских. А им все нипочем. Живодёрня продолжает работать!

Система

О подобных случаях время от времени сообщают зоозащитники и из других российских регионов. Так, волонтеры Якутии в этом году выявили убийство более 200 собак и кошек в муниципальном пункте передержки животных. Сотрудники приюта массовую бойню животных объяснили вирусом бешенства, обнаруженным у одной собаки. Жители потребовали расследовать жестокое умерщвление животных. Выяснилось, что вместо уколов им перерезали горла. Позже подсчитали, что в приюте в один день умертвили 153 собаки и 48 кошек.

В ноябре в южносахалинском приюте "Помощь животным" зоозащитники сняли видео ужасных условий, в которых содержали больных щенков. Руководительница приюта объяснила ситуацию массовым отловом, который им пришлось организовать по распоряжению областных властей – приют был не готов работать. с таким количеством животных.

Между тем зоозащитники предупреждали о том, что новый закон "Об ответственном обращении с животными", вступивший в силу в 2020 году, работать не будет.

– Умерщвление животных теперь запрещено, вместо этого новый закон предусматривает отлов, стерилизацию и вакцинацию безнадзорных животных. Де-юре регулирование численности бездомных животных отдано на усмотрение региональных властей, но по факту работает система, подразумевающая содержание животных в приютах. При этом правительство на несколько месяцев затянуло с утверждением такого документа, как "Методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев". Этот документ, в частности, устанавливает требования к процессу отлова животных, их транспортировке в приют, порядку осмотра ветеринаром, а также к вакцинации, стерилизации, чипированию и учету. Он был принят всего за три месяца до вступления самого закона в силу. При этом самое важное, что требования к приютам, где животные должны находиться после отлова, в нем так и не были прописаны, – объясняет юрист Альянса зоозащитников Анастасия Макеева.

В итоге региональные власти должны были срочно наладить необходимую инфраструктуру для работы приютов и организовать систему отлова. Без дополнительного бюджетного финансирования и даже без четких законодательных правил деятельности приютов. В большинстве регионов они даже не приступили к этому, говорят зоозащитники.

Региональные власти просили перенести вступление в силу закона об организации деятельности приютов для животных на более поздний срок и признавались, что они "в прострации и не знают, что делать": во многих городах приютов просто нет или они "располагаются на садовых участках, в частных квартирах, и по факту не узаконены", а в региональных бюджетах нет средств на цивилизованный отлов безнадзорных животных и создание для них достойных условий.