"Сибирь революционирует к новой жизни"

Константин Голодяев

До того, как Новосибирск обрёл свое сегодняшнее имя, поселение сменило его 4 раза: село Кривощеково, поселок Александровский, потом Ново-Николаевский, наконец-то одноименный город, и вот в 1926 году Ново-Сибирск (через дефис). В этом году 12 февраля исполняется 95 лет с того дня, как Новосибирск получил свое сегодняшнее имя.

Это без учёта несостоявшихся попыток переименовать город имени царя в Обск в 1917 году, в Смирновск, Краснообск и Ульянов в начале 1920-х. Но самый большой шлейф обсуждения нового названия, не утихнувший до сих пор, случился в конце 1925 года. На тот момент город уже был столицей огромного Сибирского края с территорией от Омска до Забайкалья. А это ни много ни мало больше 4 млн кв. км, и на этой территории жило почти 10 миллионов человек. Кстати, границы края почти совпадали с границами нынешнего Сибирского федерального округа.

Предложение переименовать город к 10-й годовщине революции и вместо имени царя-тирана назвать его "хотя бы Новосибирск" было озвучено 17 ноября 1925 года на Первом окружного съезда Советов. Это сделал тогдашний секретарь окружного комитета партии т. Филатов. Было составлено и "ходатайство перед Сибревкомом и предстоящим Первым Сибирским краевым съездом Советов и ВЦИКом".

Страницы газеты "Советская Сибирь", декабрь 1925 г.

После съезда началось обсуждение названия. Оно приняло действительно широкий, демократичный характер. Новые имена города предлагались на собраниях, в прессе, и не только в Ново-Николаевске, но и в других городах. Отсюда и такой обширный спектр вариантов названия. Они были зачастую удивительными от прямой лести партийным и советским руководителям: Лашевичград, Петуховск до чисто национальных, даже "сепаратистских": Курултай, Ново-Искер.

В газете "Советская Сибирь" каждый день печатались предложения жителей края. "Какое дать новое название городу – областному центру Сибири с громадным будущим". Многие предлагали сразу по нескольку названий, выражали свои чувства стихами:

"Весь пролетариат обновился жизнью Новой,

Радости нет конца рабочим и крестьянам Сибири,

Всюду взывают Новой, Новой, Новой".

Страницы газеты "Советская Сибирь", декабрь 1925 г.

В результате были предложены: Краснообск, Ленинознаменск-на-Оби, Старосибирск, Сибирск, Сибград, Коммунград, Обск, Красносибирск, Ревкрайсиб, Яковлевск, Сибревком, Октябрьград, Владимиро-Сибирск, Красно-Обск, Обьгород, Курултай, Кооператорск, Смирновск, Сибкрайград, Ленинскзнаменск-на-Оби, Центросибирск, Советград, Лашевич, Сибсовград, Калининск, Краснооктябрьск, Калининград-на-Оби, Партизанопль, Краснополь, Советск, Сибновгород, Ново-Искер, Будивосток, Первенец, Большевик, Пионерград, Сибленинск, Сибцентроград, Новореспубликанск, Лашевичград, Сибленинград, Новоленинск, Владлен, Петухов, Ревкрайград, Красноград, Краснокузнецк, Пионер, Новокузнецк, Совлавры, Петуховск, Ленинсиб, Новый луч Сибири.

Художник Григорий Чорос-Гуркин, на страницах "Советской Сибири" предлагая назвать город "Курултаем", объяснял, почему название "Новосибирск", с его точки зрения, будет звучать оскорбительно для коренных народов Сибири: "слово "Курултай" означает всенародный съезд для разрешения всех политических, хозяйственных, экономических, бытовых и других вопросов всех народностей Азии. Это слово, как символ Интернационала, понятно каждому туземцу.

Красный проспект, Новосибирск, конец 1920-х

Что же касается названий "Новосибирск", "Сибград" и т.п., все они связаны с колонизацией, каторгой, угнетением туземных народностей. "Сибирь" по своему словопроизводству от "Себерь" (глагол нести) характеризует степную полосу Сибири с ее ветрами, бурями и метелями и не дает ни девиза, ни символа", утверждал Гуркин.

Решение как всё-таки назвать столицу Сибири, должен был принять Сибирский Краевой съезд Советов. В его адрес посыпались приветствия и новые предложения. 3 декабря депутаты со всех концов края собрались в Ново-Николаевске, в доме Ленина.

Делегаты 1-го Краевого съезда у Дома Ленина. Новосибирск. 1925 г.

На съезде прения продолжились. Так, депутат от "всех неорганизованных крестьян и батраков Сибири" предложил ещё одно название Оревсиб: "Я ничтожная пылинка на этом грандиозном съезде совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов, имею счастье и честь быть представителем от низов глухой, сибирской деревни".

Ну и, конечно же, был предложен Новосибирск. Ещё за день до начала съезда, 2 декабря газета "Советская Сибирь" обнародует полученное по почте письмо, в адресе которого значится уже именно Новосибирск.

Кстати, если говорить об авторе этого названия, то заодно мы здесь развеем один давно существующий миф, повторяемый в литературе до сих пор. Любят у нас литераторов назначать в первооткрыватели. Писатель Гарин-Михайловский город основал, писатель-фантаст Вивиан Азарьевич Итин дал ему название…

Константин Тульчинский

На самом деле, в архиве Новосибирской области, в фонде Р-47 хранятся документы с предложениями по новому имени города, и среди них письмо Константина Николаевича Тульчинского к председателю Сибпромпро А.М. Тамарину. Оно датировано 11 ноября 1925 года, ещё ранее, чем было озвучено т. Филатовым на Первом окружном съезде Советов. В нём и прозвучало впервые слово "Новосибирск": "Принимая во внимание, что вся Сибирь революционирует к новой жизни, строит действительно новую жизнь, – столице её наиболее подошло бы наименование "Ново-Сибирск".

Поэтому автором имени нашего города по праву можно считать горного инженера Константина Николаевича Тульчинского. Когда-то он сказал: "Через 100 лет Сибирь разовьется сильнее Североамериканских Штатов. Ее общее число, занятых в городах, на заводах, в рудниках, копях и шахтах, составит двести миллионов". Слова эти, к сожалению, не сбылись. В 1930-м инженер Тульчинский будет впервые арестован, в 1937-м – вторично, как пособник царского режима. Скончался во Владимирской тюрьме.

В.А. Итин же в своем письме, наоборот, писал, что Ново-Сибирск "вызывает прежде всего представление о полярных ново-сибирских островах", и предлагал имя Ново-Ленинск: "Новая Сибирь идёт и пойдет от каторги к рассвету путём ленинизма. В этом названии и знамя, одинаково понятное всем народам, и бодрость Ново".

5 декабря новое название было утверждено краевым съездом, а 9 декабря принято официальное решение: "1-й Сибирский съезд Советов одобряет постановление 1-го Новониколаевского окружного съезда о переименовании города Новониколаевска в Новосибирск и поручает Крайисполкому поддержать соответствующее ходатайство перед ВЦИК". Газета "Советская Сибирь" от 10 декабря 1925 года, уже во всю "трубит" о переименовании Новониколаевска в Новосибирск.

Но при утверждении в Москве возникли трудности: "Наименование "Новосибирск" Административная комиссия находит неудачным, имея в виду, что иных названий "Сибирск" не существует, а потому присвоение слова "ново" логически не оправдывается". Но сибиряки настояли на своём.

Тем не менее, бюрократичный ВЦИК подошел к вопросу весьма тщательно и, исправив орфографическую ошибку делегатов съезда, 12 февраля 1926 года переименовывал наш город из Ново-Николаевска в Ново-Сибирск (с дефисом).

Собрание Законов и Распоряжений РКП СССР, №9 от 02.03.1926, параграф №73.

Но мы опять торопимся. И вот ещё 10 февраля 1926 года газета "Советская Сибирь" вышла с новым адресом, и на её первой странице было сообщено: "Президиум ЦИК СССР, заслушав доклад административной комиссии, постановил: город Новониколаевск переименовать в Новосибирск". В газете были и стихи о новом названии города, и рассказы, и мечты о его будущем. А через два дня все газеты стали выходить под новосибирскими заголовками. И даже телеграмма из Москвы, которая разъясняла новое название города, уже не помогла. Наш город стал Новосибирском.

Константин Голодяев – сотрудник музея Новосибирска

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции