Бывший заключенный ИК №15 Евгений Юрченко рассказал о пытках в СИЗО, куда его перевели вместе с другими заключенными после бунта в колонии в апреле 2020. Отрывок интервью Юрченко опубликовала правозащитная организация "За права человека".
По его словам, в СИЗО над заключенными издевались и выбивали показания об участии в бунте. "Когда водили на прогулку, нас за водили на второй этаж в каптерку. В каптерке меня лично привязали рукой к вешалке, и привязали к нижним частям тела ток, 220. Первоначально намотали тряпку, намочили ее и начали бить током. Перед этим я видел, как одного заключенного просто изнасиловали вчетвером", - рассказал Юрченко.
Ранее родные заключенного Кежика Ондара заявили о пытках в СИЗО с использованием кипятильника. По словам сестры Азианы Ондар, Кежика перевели в ИК-6 в апреле 2020 года, после бунта в ИК-15, где он находился ранее.
- 10 апреля 2020 года бунт в ИК-15, по словам осужденных, начался с избиения одного из заключенных сотрудником колонии. После чего он вскрыл себе вены и опубликовал видеообращение. Как утверждает пострадавший, из-за появления ролика сотрудники ФСИН его избили вновь. После этого в знак протеста раны себе нанесли все заключенные, находящиеся в бараке, – 17 человек.
- В результате бунта пострадали около 300 человек, из которых 200 нанесли себе увечья в знак протеста против пыток. Заключённые и их родные утверждают, что двое человек погибли, ФСИН это отрицает. По официальным данным, с травмами в медицинский изолятор колонии поступили девять заключённых. Тело еще одного было найдено позже под завалами после пожара.
- На 22 мая было неизвестно местонахождение и состояние 54 заключённых, участвовавших в бунте. Родственники и адвокаты считают, что во ФСИН "тянут время и ждут, пока у них заживут все травмы". Сообщалось, что бунтовщиков распределили по другим колониям, но по каким именно – официальной информации нет.
- ГУФСИН России по Иркутской области официально отверг сообщения о смерти заключенного с переломом позвоночника в больнице Воронежа после бунта в ангарской колонии №15. В ведомстве заявили, что в другие регионы России осужденных из ИК-15 не этапировали. Также ни у одного из участников бунта, как утверждают во ФСИН, не был диагностирован компрессионный перелом позвоночника. Правозащитники сообщили, что пострадавшего осужденного Антона К. родственникам выдали в Иркутской области после бунта и операции на позвоночник еще живым - после транспортировки в Воронеж он умер.
- 15 апреля министр юстиции России Константин Чуйченко заявил, что бунт был устроен некими "внешними силами". По его мнению, условия в колонии были приличными, и предпосылок для возмущения со стороны осуждённых не было.