Новосибирский государственный краеведческий музей представил выставку-антологию новогодних елочных украшений времен СССР, от самых первых советских игрушек до экземпляров эпохи брежневского застоя. Коллекция, которая насчитывает более 1000 раритетов, считается самой большой среди российских музеев, и по ней можно проследить, как менялась страна и идеологические подходы к самому, казалось бы, далекому от политики и государства празднику.
В коллекции жительницы новосибирского Академгородка около сотни елочных украшений с более чем полувековой историей. Раз в год она достает непривычные для современных детей фигурки на прищепках, потертые шары, стеклянные бусы и только ими наряжает новогоднюю елку. Часть из них досталась от мамы, которой, в свою очередь, передала их бабушка. Часть собрана в буквальном смысле по помойкам, когда новые жильцы освобождали квартиры первых жителей научного центра, приехавших сюда в начале 60-х. Люди зачастую переезжали в Сибирь из Москвы и Ленинграда с минимумом вещей, но обязательно бережно везли с собой елочные новогодние украшения.
– Для меня это как прикосновение к той истории, когда была совсем другая эстетика, определённые краски, фактура. Вот, даже зайца художники сейчас изобразили бы по-другому, – говорит Анастасия, показывая корреспонденту Сибирь.Реалии свою елку. – Возможно, это что-то кармическое, но я чувствую энергетику вещи через ее потертости, такие морщины времени. Поэтому я ничего не реставрирую, оставляю все как есть. И когда я их беру в руки, вспоминаю свое детство, бабушку, которая еще в войну в эвакуации сберегла игрушки, а потом мои родители привезли их сюда, в место, где создавался совершенно новый, непривычный для Союза социум свободных людей науки.
Игрушки из подобных частных коллекций составляют значительную часть выставки "Когда елки были большими", которую накануне Нового года развернули в городском краеведческом музее. Первые фабричные советские елочные игрушки были выпущены только в 1936 году. Гонения на рождественские праздники и на один из главных символов, наряженную елку, начались уже в первые годы после Октябрьской революции. Апогея борьба с "пережитком прошлого" достигла в 1928–29 годах: была выпущена серия агитплакатов, призывавших заниматься физкультурой вместо старорежимного празднования. В рамках "антирождественской" кампании елочные игрушки повсеместно уничтожали, а за установку дома елки можно было положить на стол партийный или комсомольский билет.
Но накануне 1936 года секретарь киевского обкома ВКП(б) Павел Постышев публикует в газете "Правда" статью, в которой призвал "положить конец этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей". По мнению ряда историков, в реальности это было личное решение Сталина, который решил чем-то подкрепить выдвинутый в 30-х годах партийным руководством страны лозунг "Жить стало лучше, жить стало веселей".
– Елка должна была показать радость и веселье Советского государства. Поэтому абсолютно меняется концепция и, собственно, полностью меняются украшения. Никаких рождественских ангелочков. Одна из первых серий, которая появляется в этот период, была связана с посудой. Как вы сами понимаете, не много всего было в достатке у людей, а на елочке очень красиво смотрелись чайники, самовары, кружки", – говорит заместитель директора Новосибирского государственного краеведческого музея по научной работе Юлия Шуклина.
Стоили елочные украшения относительно недорого, однако были в большом дефиците. На всю страну их выпускали только несколько фабрик в Москве и Ленинграде. Стеклянные игрушки тех лет раскрашивали вручную, валяные фигурки из ваты и войлока тоже требовали кропотливой работы мастера. Приобрести их было непросто, поэтому зачастую одно-два фабричных украшения в центре елки соседствовали с самодельными гирляндами из разноцветных флажков. Традиция их делать всей семьей сохранилась вплоть до 80-х годов, несмотря на то что к тому времени гирлянды фабричного производства можно было свободно купить.
Но очень быстро, с началом военных действий на Дальнем Востоке и финской кампании, тренд меняется: на первый план выходят самолеты, дирижабли, танки. Все то, что должно символизировать мощь советского государства и, главное, привить эту мысль детям, которые вместе с родителями наряжают елку. Один из самых ценных экспонатов – вот такой аэроплан из тонких трубочек, эксперты называют этот тип игрушек "монтированными украшениями". Это один из самых старых типов украшений, популярный в Европе еще в 19-м веке. Но их хрупкость привела к тому, что до наших дней дошло очень немного оригинальных образцов.
Удивительно, но в годы войны выпускать елочные игрушки в СССР не прекратили. Только в качестве материала использовали отходы производства. В ход пошли проволока и даже металлическая стружка, из которой делали аналог привычного сегодня лавсанового "дождика".
Электрические лампочки тоже тогда служили основой для украшений. Конечный результат ограничивался только фантазией художника. Сейчас можно подумать, что это самодельная игрушка, однако перед нами изделие фабричного производства.
Настоящего расцвета выпуск отечественных елочных игрушек достиг к 50-м годам. Тогда особенно популярны были украшения на прищепках: персонажи сказок, детей, животных и птиц. Все выпускаемые фабриками украшения должны были быть одобрены экспертизой художественно-технического совета НИИ игрушки, где работала отдельная лаборатория елочных украшений.
– Эскиз рассматривали на предмет, не отображалось ли там что-то, отражающее вражескую символику, на соответствие с линией партии, какое воспитательное воздействие игрушка окажет на подрастающее поколение, – рассказывает Юлия Шуклина.
Основной темой были персонажи сказок, которые легко вписывались в советский воспитательный контекст. Особенно яркими и детально проработанными были герои Пушкина: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о Золотом петушке". Любимым для многих советских людей стал набор по мотивам сказки Джанни Родари "Чиполлино". Полностью эта серия практически нигде не сохранилась, поэтому все фабричные фигурки служат особой гордостью новосибирского музея.
Тогда же ограниченной серией Пушкинской фабрикой елочных украшений была выпущена серия фигурок "Национальности СССР". Предполагалось, что эти сувениры нужно было ставить хороводом в основание новогодней елки. Их делали из ваты и бумаги путем намотки на станке-веретене. Сейчас эти артефакты пользуются большим спросом у коллекционеров.
Примета 60-х – невероятный спрос на миниатюрные наборы искусственных елочек. Такие настольные украшения появились еще 20 лет назад, но массовым спросом стали пользоваться, когда по всей стране стали строить знаменитые панельные пятиэтажные "хрущевки". Решение жилищного вопроса в СССР не подразумевало больших площадей в новостройках. Несмотря на маленькие размеры, игрушки для крохотных настольных елочек были весьма разнообразны и хорошо проработаны. Московский завод стеклянных елочных украшений и оптических изделий выпускал наборы "Малютка" вплоть до 90-х годов.
Отдельная тема – елочные игрушки производства Чехословакии и ГДР. После войны изысканные трофейные немецкие фигурки поражали воображение советских людей, не привыкших к тому, чтобы елочные украшения были похожи на произведения искусства. Со временем привезенные солдатами игрушки стали естественным образом убывать, а с открытием в Москве магазинов "Прага" и "Лейпциг", где были представлены товары стран соцлагеря, наборы зарубежных игрушек стали предметом вожделения.
Тонкость проработок деталей этих игрушек удивляет до сих пор, их заказывали командированным в столицу со всего Союза, наряду с финскими сапогами, "Фантой" и шоколадом.
В 80-е годы массовое производство новогодних игрушек в СССР скатилось в область разнообразных шаров, не отличавшихся оригинальностью. Застой коснулся и этой области: не было свежих идей, которыми уже можно было вдохновить людей.
– На сегодняшний день у нас одна из самых больших в стране коллекций елочных игрушек – больше тысячи. Причем коллекция важна не количеством, а качеством. У нас есть по хронологии все типы и виды выпускаемых серий, материалов. Это научное комплектование, – говорит Юлия Шуклина. – Эта выставка третья, очень откликаются жители Новосибирска. После выставки начинается счастливый караван людей, которые несут к нам елочные игрушки. Люди даже приносят сохранившиеся коробки. Были случаи, когда люди приходят в музей, приводят детей и говорят: "Вот с этой скрипкой я ходил на елку". Потом эти выросшие дети через 20 лет придут на выставку со своими детьми и скажут: "Вот, мой папа приводил меня сюда". Это история про время, которое в музеях сохраняется в идеальных условиях.