"Есть некие доносы". Почему отменили спектакль о войне

Сцена из спектакля Новосибирского театра "Глобус" "Танго морген, танго пли"

В Новосибирском молодежном театре "Глобус" отменили январский и февральский показы спектакля "Танго морген, танго пли". Спектакль основан на документальном материале о жизни новосибирцев в период с 1941 по 1945 год. Изменения в афише остались бы незамеченными, если бы поставившая "Танго морген" московский режиссер Анастасия Патлай не сообщила бы об этом на своей странице в фейсбуке. Она решилась на это не сразу, а лишь после того, как в ходе переговоров с директором "Глобуса" Татьяной Людмилиной узнала, что постановку отменили по цензурным соображениям. Между тем это премьерный спектакль. Он успел пройти всего пять раз:

"После нескольких попыток выяснить, в чем дело, мне повезло поговорить с директором театра, которая довольно обтекаемо сообщила мне, что у неё состоялись разговор или разговоры (лично или по телефону) с какими-то серьезными людьми из серьезных кабинетов (каких – даже произнести было нельзя), которые попросили (или потребовали) не играть спектакль. В разговоре директор несколько раз упомянула, что моё имя фигурирует в каких-то нехороших списках и лично мне надо быть осторожнее (конечно, делала она это из самых добрых чувств). Чем именно спектакль не устроил людей из кабинетов, директор не сказала или не знала, или ей не сказали ничего, кроме моей нехорошей фамилии. В разговоре директор несколько раз упомянула, что Новосибирск имеет свою историю снятия или срывов нескольких культурных событий и что она не хочет повторения "Тангейзера", и поэтому пока ситуация будет представлена внутри театра, а может быть, и вовне таким образом, что всему виной отсутствие продаж".

Как только об отмене стало известно, некий автор телеграм-канала "ПодковЁрка" написал злорадный текст:

"В основе спектакля лежат истории жителей города о ВОВ, которые вызывают у аудитории негативное восприятие вклада СССР в победу над фашизмом, порождают сомнения в правде военного поколения. По нашим данным, по решению Правительства Новосибирской области показ спектаклей отменен. От себя добавим, что есть все-таки умные и грамотные чиновники, способные отличить говно от искусства".

В областном правительстве от сомнительной чести открестились и выступили с опровержением:

"Руководство учреждения культуры (театра) вправе самостоятельно вносить изменения в театральную афишу. Правительство Новосибирской области и министерство культуры региона не имеет отношения к принятию решений о снятии или замене спектаклей".

Десятки театральных деятелей (в основном московских) под постом Анастасии Патлай написали комменты со словами сочувствия и поддержки. О случившемся сообщил профильный журнал "Театр". Не осталась в стороне и региональная пресса. Тон публикаций в новосибирских СМИ – либо нейтральный, либо сочувствующий.

Новосибирский академический молодежный театр "Глобус"

Вскоре последовало официальное заявление пресс-службы театра "Глобус". Как и обещала Анастасии Патлай Татьяна Людмилина, причиной замены спектакля "Танго морген" на другие названия были указаны низкие кассовые сборы. Самое же существенное – в конце текста, где обещано, что спектакль останется в репертуаре. Правда, зрителям нужно запастись терпением. Новый показ намечен лишь на апрель:

Афиша спектакля "Танго морген, танго пли"

"Спектакль масштабная и сложная исследовательская работа постановочной группы, артистов, многочисленных экспертов. Она продлилась более года. Спектакль чрезвычайно важен и дорог для нашего репертуара. Мы благодарны Анастасии Патлай и членам ее постановочной группы за этот уникальный творческий опыт. Ведь спектакль документальный, он основан на личных историях новосибирцев. Более того, на личных историях 11 прекрасных актрис, занятых в постановке.

Спектакль выпускался к 75-летию Великой Победы. Не нужно объяснять, насколько важна тема Великой Отечественной войны для любого человека. Мы с глубочайшим трепетом относимся к памяти родного города, к семейной памяти людей. Мы отлично понимаем, насколько такой спектакль необходим сегодня, ведь именно в годы войны шло становление культуры Новосибирска.

Безусловно, в период пандемии и всех ограничений, связанных с ней, театр столкнулся с тем, что возникают сложные моменты с продажами билетов. Это временные трудности, которые мы обязательно преодолеем. Но пока театр оставляет за собой право замены спектаклей в связи со зрительским спросом.

Театр "Глобус" намерен принять участие в выяснении подлинных причин и мотивов возникновения информации, которая появилась в публичном пространстве. Мы не планируем прощаться с этим спектаклем, несмотря на разные предложения, комментарии и мнения о нем. Следующие показы состоятся 2 апреля и 4 мая".

"Друзья, спасибо огромное за громадную поддержку!" – написала Анастасия Патлай в очередном фейсбучном посте. Она дипломатично уточнила, что не находится в конфликте с театром "Глобус", и поблагодарила театр за оперативное реагирование на ее пост и за намерение продолжить играть спектакль.

"Меня действительно угнетала непрозрачность ситуации. И тогда я решилась на публикацию.

История эта ещё раз доказала мне силу публичности, прозрачности и открытости.

И я надеюсь, она пойдёт на пользу не только спектаклю "Танго морген, танго пли", театру "Глобус" и Министерству культуры Новосибирской области, которое тоже, к его чести, предпочло сохранить лицо, а не поддаваться страху перед окриком (или звонком) от более туманных структур. Я верю, что ситуация эта поможет и другим культурным институциям проводить более независимую художественную политику.

Вся информация, содержащаяся в моём предыдущем посте, является правдой, а не вымыслом или плодом эмоциональности", – написала Анастасия Патлай.

Режиссер Анастасия Патлай


Анастасия Патлай работает в независимом Театре.doc, который не раз подвергался нападкам со стороны властей. Она может только предполагать, кому мог показаться неугодным спектакль "Танго морген, танго пли", но у этих предположений есть веские основания:

Сотрудники  Центра "Э" пришли к нам и попытались воспрепятствовать показу спектакля

– В моей творческой биографии есть и другие спектакли, посвященные теме войны, правда, не впрямую. Это спектакль "Кантград" про послевоенный Кёнигсберг, превратившийся в Калининград. И это спектакль "Выйти из шкафа", посвященный ЛГБТ. Спектакль "Кантград" после гастролей в Калининграде почему-то привлек внимание Центра "Э", и Центр "Э" пытался сорвать показ спектакля в Москве уже после калининградских гастролей. В Калининграде этот спектакль тоже сопровождался трудностями в прокате. Там одна площадка отказывала, мы искали другую, и так далее. Кроме того, поток каких-то пасквилей был опубликован в ряде довольно маргинальных, ультрапатриотически настроенных СМИ, которые использовали риторику про ползучую германизацию и так далее. Ну а в Москве сотрудники Центра "Э" пришли к нам и попытались воспрепятствовать показу спектакля. Мы перенесли его в Сахаровский центр с площадки, чтобы не подставлять площадку. Потом как-то все успокоились, и мы продолжаем играть его в Театре.doc. Со спектаклем "Выйти из шкафа" тоже не все было гладко. Депутаты Госдумы инициировали проверку этой постановки на предмет известно рода пропаганды.

Возможно, есть некая галочка напротив моей фамилии. Возможно, она стоит в каких-то списках того же Центра "Э". Возможно, люди, пишущие доносы на Театр.doc, на мои спектакли, – это какие-то одиночки. Возможно, в их числе – всякие деятели из НОДа и СЕРБа. Наверное, в Новосибирске тоже кто-то написал. В конце концов, это регион со своей историей борьбы со всем независимым и свободным, включая "Тангейзер". Но возможно, что какие-то спецслужбы сказали: что это у вас идет нехороший спектакль? А они его, скорее всего, даже не видели. Я думаю, дело не в том, что посмотрели и что-то нашли, а просто – ага, если про войну, наверняка она там как-то вредит, вредит "генеральной линии партии".

– ​ Скорее всего, это так. Написали же про ваш спектакль, будто он "вызывает у аудитории негативное восприятие вклада СССР в победу над фашизмом и выражает сомнения в правде военного поколения". Это по нынешним временам серьезное обвинение.

– Вы цитируете сообщение некоего маргинального телеграм-канала, который публикует какие-то сливы. Называется он "ПодковЁрка". Как ни странно, это сообщение было опубликовано за два дня до отмены спектакля. На самом деле оно объясняет больше, чем объяснил мне разговор с директором театра. Иными словами, что есть некие доносы и есть некие люди, которые публикуют сливы. Это то, что имеет под собой какую-то почву, но не является официальной информацией.

Сцена из спектакля Новосибирского театра "Глобус" "Танго морген, танго пли"

Я думаю, что никаких оскорбленных жителей не было. Просто сейчас эта формула используется – "оскорбленные зрители", "задели чувства зрителей". Спектакль, безусловно, задевает чувства зрителей, потому что зрители на нем рыдают, вспоминают своих бабушек и выходят благодарными из зала. Это вообще такой исповедальный спектакль. В нем актрисы выступают не только в роли исполнителей, но и в роли, так сказать, свидетелей, рассказчиков историй своих собственных семей.

– ​Почему ваш спектакль называется "Танго морген, танго пли"? Какая из историй связана с этой загадочной фразой?

– Это цитата из одного из первых монологов в начале спектакля. В основе – документальный монолог, записанный нами у жительницы Новосибирска Екатерины Гилевой. Она – известный филолог и поэт, преподаватель в университетах города. Екатерина рассказала нам про свою бабушку. Про то, как бабушка учила ее танцевать танго, которое было популярным на довоенных танцплощадках. Про то, какие движения выполняла бабушка и как она напевала мелодию довоенного немецкого танго. Там были слова "танго морген, танго пли…". Катя призналась: "Остальное я уже точно не помню, но вот эту строчку она все время повторяла". Знаете, для нас эта строчка – про утекающую сквозь пальцы память, потому что ни бабушка в свои 85 лет уже в точности не помнила слова, мелодию и движения этого танго. Потому что Катя уж тем более спустя годы после смерти бабушки не может воспроизвести все это в точности. Тем не менее, она хранит живую эмоцию, живую память про свою бабушку, которая в годы войны работала на самом знаменитом заводе Новосибирска "Сибсельмаш", где изготавливались снаряды для фронта. Там молодые девушки в возрасте 17–18 лет подчас вынуждены были оставаться после смены и спать буквально рядом со станками. Для нас в этом монологе, в этом "танго морген, танго пли…" и есть метафора ускользающей памяти.

После разразившегося в связи с отменой вашего спектакля скандала многие уже высказались в том духе, что весной уж точно нужно сходить и посмотреть. Не кажется ли вам, что произошла парадоксальная история? Что теперь спектакль, объявленный некассовым, станет хорошо посещаемым?

– Конечно, мне бы не хотелось всего этого скандала и бессонных ночей, которые у меня были, но хорошо, если одним из эффектов будет увеличение зрительского интереса. Надеюсь, никто из зрителей не будет разочарован. Это спектакль, созданный современными художниками, он очень красивый и терапевтичный. Так что тяжелой темы пугаться не стоит.

Не  было так, что вот я приезжаю в чужой город и говорю: дайте-ка я забабахаю всю правду про ваш город

Между прочим, идея сделать такой спектакль принадлежит театру "Глобус". Идея пригласить меня и всю команду, которая создала этот спектакль, принадлежит именно театру "Глобус". Именно они хотели в год 75-летия Победы создать спектакль, посвященный повседневности тыла и страданиям тех людей, которые оставались в тылу в Новосибирске. После премьеры руководство Новосибирского театра "Глобус" выражало удовлетворение тем, что спектакль оказался именно о том, о чем они хотели получить спектакль. То есть это не моя инициатива. Не было так, что вот мне пришло в голову, я приезжаю в чужой город и говорю: дайте-ка я тут сейчас забабахаю всю правду про ваш город. Нет, сотрудники "Глобуса" тоже принимали участие в этом проекте. Это они придумали, что такой спектакль должен быть в их репертуаре. Они обеспечили мне возможности максимально полного исследования: возили меня и драматурга в местные музеи, организовывали встречу в театре с жителями города Новосибирска и так далее. Это все делал театр. То есть спектакль – это такой же плод деятельности театра, как и плод деятельности меня как режиссера, драматурга, сценографа, композитора и хореографа. Это результат большого коллективного труда. И за это огромная благодарность театру "Глобус". Я желаю этому театру мужества, чтобы он не отступал от своих собственных принципов и своей творческой и художественной стратегии, ориентируясь на какие-то непонятные звонки непонятных людей непонятно откуда, – говорит Анастасия Патлай.

Сцена из спектакля Новосибирского театра "Глобус" "Танго морген, танго пли"

Новосибирский социолог и краевед Андрей Поздняков видел "Танго морген, танго пли" и теперь хочет, чтобы этот спектакль посмотрели его родители. Лишь бы только апрельскому показу не помешали какие-то новые обстоятельства:

– Мы имеем дело с битвой нарративов. Сейчас в стране торжествует один большой, какой-то великий нарратив. Я не хочу его даже обсуждать: он есть и есть – великая Победа и все такое прочее. А история, которую рассказала Анастасия Патлай, – это история маленьких людей. Людей, которые жили в Новосибирске в самые тяжелые годы войны и которые ковали эту самую пресловутую Победу. Я 100 процентов поведу туда родителей. Они как раз из этой маленькой истории. Если не они сами, то мои дедушки и бабушки как раз в этих маленьких историях жили.

Не знаю, личность самой Анастасии или просто непринятие этого нарратива маленьких людей сыграло свою роль, но спектакль подвергся такой обструкции, что сняли аж целых два показа.

Упреки в искажении истории страны здесь безосновательны. Эпизоды личных биографий задокументированы в виде интервью и в виде дневников людей

Упреки в искажении истории страны здесь безосновательны. Эпизоды личных биографий задокументированы в виде интервью и в виде дневников людей. Это все живые конкретные люди. Сейчас вся гуманитарная наука живет вокруг этих маленьких историй. Это такой общепризнанный мировой тренд, что помимо большой истории должна быть маленькая история. Вот вам рассказали кучу маленьких историй. Можно, конечно, сказать, что это все нетипично или статистически незначимо. Но авторы постановки и не претендовали на статистическую значимость.

– ​ И все же что могло показаться крамольным? Какие линии сюжета?

– Там не было какого-то опорочивания страны. Боже упаси! Но отдельные истории действительно звучат страшно. К примеру, о том, что были женщины, которые бросали своих грудных детей ради того, чтобы идти работать на завод. Когда они возвращались домой, то не понимали – ребенок жив или нет, что с ним во время отсутствия мамы происходило? Они их оставляли одних дома! На меня это очень сильное впечатление произвело. У меня у самого не очень взрослый ребенок, 7 лет, но я понимаю, что такое бросить одного ребенка. Предположить, что это неправда? Я почему-то думаю, что это правда. Мне сложно представить, что именно задело наших чиновников или кто уж там был с этими их замечательными рекомендациями снять спектакль.

Население Новосибирска сильно выросло в годы войны. Сюда были эвакуированы заводы. Соответственно, вместе с персоналом. Были и другие категории эвакуированных людей. Отражена ли эта линия в спектакле?

– Очень серьезно отражена. Новосибирск совершенно не похож на Ленинград, однако у этих двух городов особые отношения. У нас, например, бордюры называют "поребриками" – так же, как в Питере, потому что к нам прислали больше 100 тысяч ленинградцев. При этом в довоенном Новосибирске насчитывалось 400 тысяч жителей. Как раз эта линия в спектакле представлена. Опять же из дневников, из воспоминаний известно, что были конфликты между эвакуированными и местными. Бывало такое, что ленинградцы вели себя несколько заносчиво. Бывало такое, что новосибирцы говорили, что, дескать, самим ничего не хватает, а к нам еще тут приехали. Это не красит людей ни с одной, ни с другой стороны, но, кстати, в спектакле нет никакого авторского отношения. Этот факт просто представлен. Опять же я очень сомневаюсь, что это было вранье. Если об этом люди смело писали в своих дневниках и говорили в своих интервью, то значит, все-таки эти конфликты были.

А город вырос практически в два раза. Вырос по количеству людей. Здесь был страшный дефицит жилья, здесь был страшный дефицит помещений. Поскольку Новосибирск – это удобный транспортный узел с большой железнодорожной станцией, то сюда привозили не только упомянутые вами заводы. Еще – вузы, музеи и все такое прочее. Третьяковка у нас была в эвакуации и многие другие музеи – "Царское Село", "Петергоф". Оркестр Мравинского был Ленинградской филармонии, джаз-оркестр Утесова и так далее. Безусловно, это на город оказало влияние.

–​ Но только до сих пор делался акцент на том, что облагородили город, такую высокую культуру привезли. А то, что при этом Новосибирск испытал и своего рода стресс, оставалось как бы за скобками.

– Опять же, что значит – облагородился? Да, люди побыли в эвакуации, но как только все закончилось, отсюда уехали в основной массе. Кто остался, так это питерские пацаны, которых эвакуировали в начале войны, когда это было еще возможно. Их всех приписывали к здешним заводам. Я нашел родственников этих людей, которые сейчас уже в преклонном возрасте. Истории-то жуткие, потому что когда им разрешили съездить домой в Ленинград, они приезжали, а там ни мамы, ни папы, а жилье другими занято, возвращались в свои новосибирские землянки и бараки, потому что здесь была хоть какая-то определенность. Собственно, это они нас научили бордюры поребриками называть. Очень много питерских словечек в обиходе у новосибирцев, – говорит Андрей Поздняков.