"Пачками людей хватали". Преследования за протесты 31 января

Хабаровск, 31 января

В Сибири и на Дальнем Востоке после всероссийских акций протеста 31 января продолжаются суды над задержанными. Правозащитники отмечают, что задержания стали массовыми и рекордными в истории современной России, а преследованиям подвергаются не только опытные активисты (их задерживали часто еще накануне акции), но и те, кто вышел на протестную акцию впервые.

По подсчетам правозащитного проекта "ОВД-Инфо", в городах Сибири и Дальнего Востока сотрудники полиции задержали более 300 участников акций 31 января. Самое большое число задержанных – во Владивостоке, Новосибирске и Красноярске.

Аресты

Активиста из Иркутска Павла Харитоненко суд арестовал на 20 суток, признав его виновным в повторном нарушении при организации протестных акций. В качестве доказательства в суде фигурировал пост Харитоненко с анонсом протестной акции в инстаграме.

– К 31 января в Иркутске на свободе из штаба Навального оставался всего один сотрудник. Остальных все задержали, арестовали после 23-го, я сам вышел только сегодня, отсидев 7 суток, – говорит сотрудник иркутского штаба Захар Сарапулов. – Павел хоть и не состоит в штабе, является активным участником протестов против политических приговоров. Кроме него, дела, насколько мне известно, завели еще на троих участников протеста: коммуниста Андрея Калинкина, сотрудника штаба Марка Лемона и неизвестного активиста по имени Никита. Остальных, вроде бы, пока отпустили, но задержано было очень много, больше, чем 23-го.

По словам иркутского журналиста Андрея Темнова, на протестную акцию 31 января, несмотря на мороз, вышло не меньше 500 жителей Иркутска. Около 50–70 из них были задержаны. Сам он также был задержан полицией, несмотря на наличие пресс-карты.

– Мой "любимый" момент: люди на площади кричат "Мы без оружия", "Мирный митинг", и сразу после этого их окружают бойцы с дубинками и щитами. На меня составили протокол о нарушении правил участия (20.2 ч. 5 КоАП РФ). Многих выпускали с такими же. Я говорил полиейским, что журналист, на полицейских это вообще никакого впечатления не произвело. По моим ощущениям, а я присутствовал на всех крупных митингах в Иркутске, так жестко силовики еще не действовали, это явная демонстрация новых порядков, – говорит Темнов.

По словам Темнова, 31 января в центре Иркутска еще за час до митинга все прилегающие улицы (Фурье, Литвинова, Карла Маркса) были заполнены силовиками. Повсюду стояли колонны автозаков, патрульные машины и автобусы Росгвардии. Здания мэрии и правительства области оцепили еще с ночи.

– Было жёстко и немотивированно. Люди вели себя мирно, никого не провоцировали и по такому морозу неизбежно бы разошлись минут через 20–30. Винтилово было целиком и полностью инициативой силовиков: они специально заперли людей в кольцо, тем самым делая задержания неизбежными. Видимо, был соответственный приказ, – говорит журналист. – Когда ОМОН начал теснить людей, я увидел, что под ноги бойцов упала бабушка (одна из самых активных протестующих, к слову). Ей явно стало плохо, она не могла даже ползти. Просто лежала под наступающей цепью. Я и ещё несколько ребят, включая журналистов, подбежали к ней и попытались оттащить, чтобы ее не затоптали. В этот момент цепь упёрлась в нас, меня задержали. Дальнейшего не видел – вроде бы ее госпитализировали с сердечным кризом. Вместе со мной в ОП 8 доставили ещё двух ребят, которые тоже помогали этой женщине.

По подсчетам депутата горсовета Новосибирска Светланы Каверзиной, 31 января в городе задержали от 103 до 156 человек.

– Отличие от 23 января – на этот раз их держали в спецприемнике не дольше часа. Все поставили на поток. Только освобождалось РОВД – привезли автозак с 15 задержанными. Пачками людей хватали. Прямо очередь из задержанных была – после подписания протокола о задержании и протокола о досмотре их отпускали. Точно оставили в спецприемнике на ночь Тимура Ханова и Светомира Юна, у которых есть задержания и суды за 23 января, – говорит Каверзина.

В Новосибирске суд также назначил арест на 7 суток местному блогеру Тимуру Ханову, который вел стрим с акции 31 января. Его признали виновным в организации несанкционированного митинга. Доказательством его статуса организатора суд принял видеоролик об акции 31 января продолжительностью в 3,5 минуты, который активист разместил у себя на Facebook. На видео Ханов призывает "не ходить на протест". "Не ходи на протест, не меняй ничего. От тебя ничего не зависит. Сиди дома, а не ходи на протест", – заявил Ханов.

Куйбышевский районный суд Омска арестовал на 7 суток сотрудника регионального штаба Навального Даниила Чебыкина. Его признали виновным в организации несанкционированного митинга. Как сообщили в штабе, единственным доказательством того, что Чебыкин был именно организатором акции, стал тот факт, что лозунги на протесте активист произносил в мегафон.

В Кемерове сотрудницу местного штаба Навального Елизавету Славинскую признали виновной в организации несогласованной акции в поддержку политзаключенных за видео в "ТикТоке", где она сообщает о времени проведения митинга. Ее арестовали на шесть суток. На квартире у активистки, по словам координатора штаба Станислава Калиниченко, прошли обыски – всю ее технику, включая телефон, полиция изъяла. Елизавету задержали еще до того, как жители Кемерова вышли на протестную акцию.

Штрафы на 150–300 тысяч

Сотрудницу штаба Навального в Красноярске Наталью Петеримову суд оштрафовал на 300 тысяч рублей, признав ее виновной в повторном нарушении правил митинга (ст. 20.2 ч. 8 КоАП РФ) за участие в акции 31 января в поддержку Навального. Ее адвокат Татьяна Галеева намерена подать апелляцию на решение суда, отмечая недостаточность доказательств того, что Наталья является организатором акции.

– В качестве единственного доказательства полиция предоставила скриншот одного поста Натальи с сообщением о мирном митинге. Никаких подтверждений того, что это страница Петеримовой, никакой экспертизы, подтверждающей, что публикация нарушает закон, ничего, – комментирует Галеева.

Ранее за акцию от 23 января Петеримову уже оштрафовали на 200 тысяч – в сумме ее штрафы достигли уже полумиллиона рублей. Кроме того, она получила из отдела по борьбе с экстремизмом МВД по краю (Центр "Э") документ, в котором сказано, что МВД якобы располагает информацией о том, что Петеримова планирует на территории Красноярска организацию протестных акций, на которых "будут осуществляться попытки провокаций участников на совершение противоправных действий, перекрытие дорожно-транспортной инфраструктуры краевого центра, оказание сопротивления сотрудникам правоохранительных органов, совершение массовых беспорядков, в т. ч. с использованием подручных средств в качестве оружия". Сейчас по этому поводу МВД ведет доследственную проверку, но решения о возбуждении дела пока нет, уточнила адвокат Татьяна Галеева.

Еще один крупный штраф – 150 тысяч рублей – суд Красноярска назначил известному медиаменеджеру Владимиру Перекотию. Его признали виновным в повторном нарушении правил участия в несогласованной акции от 31 января. В тот же день за участие в акции от 23 января ему присудили 100 часов обязательных работ по административной статье о нарушении правил участия в несогласованной акции. С 31 января по 2 февраля Владимир Перекотий в ожидании суда отсидел в спецприемнике двое суток.

Координатор красноярского штаба Навального Анастасия Корсакова, сама освободившаяся из-под ареста накануне акции 31 января, рассказала, что, по предварительным оценкам штаба, в Красноярске административные дела, судя по количеству выданных протоколов, грозят примерно сотне жителей.

– Большинству вменяют часть вторую статьи 20.2, то есть нарушение правил участия. Но крайне много и тех, кому выдали протокол по организации несогласованного митинга, хотя человек явно не опытный активист, а чуть ли не в первый раз на митинг-то пришел. Со мной рядом сидел такой молодой человек – Алексей. Он репостнул видео нашего штаба, а на митинге не был. Его схватили, когда по улице шел. Вменяют организацию.

"Задержанного полицейские повалили, побили, а потом один из них прошелся по нему ногами"

– Во Владивостоке задержано, по данным "ОВД-Инфо", 122 человека. Только со мной в отделе полиции №1 было примерно 40 человек, – говорит адвокат правозащитного проекта Полина Сидельникова. – На людей составляли в основном протоколы по административной статье 20.2 часть 5 (нарушение установленного порядка митинга) за участие в несогласованном митинге и шествии. Люди находились в отделе по 7–8 часов. После составления протоколов их отпускали домой только после допроса по уголовному делу, возбужденному еще 23 января по статье 267 УК РФ – они подписывали обязательства о явке в полицию и предостережения о ненарушении закона о митингах. В отделе полиции на ночь остался минимум один задержанный на 48 часов по арестной статье за повторное нарушение участия в митинге. Речь об активисте Андрее Мякотине, он задержан до суда, ранее ему присуждали обязательные работы за участие в летних митингах в поддержку Фургала.

Журналист Sota.Vision Екатерина Ищенко, задержанная 31 января сотрудниками полиции во Владивостоке, говорит, что из толпы полицейские "хватали всех подряд, в том числе случайных прохожих". При этом прицельно полицейские "охотились" за представителями СМИ, которые не только пришли на акцию с пресс-картами, но и в специальных светоотражающих жилетах с надписью "Пресса".

– На мне была такая жилетка, на моих коллегах – хватали, несмотря на это. Протокол, правда, не составляли, поскольку мы явно не участники, но снимать не давали, выпускали через несколько часов, когда акции уже заканчивались. Второй раз полицейский преградил мне дорогу со словами: "Тебе что, одного раза мало было?" То есть они знали, кого задерживать. Также уводили в автозаки стримеров, людей, ведущих прямые эфиры с протеста, – говорит Ищенко.

Одному из задержанных во Владивостоке силовики выстрелили из травматического оружия в ногу.

– Видела, как второго задержанного полицейские повалили, побили, а потом один из них прошелся по нему ногами. Я не знаю, был ли он участником протеста, или просто случайным прохожим, но, по ощущениям, из толпы "выдергивали" случайных людей. Для того чтобы тебя задержали, не надо было стоять с плакатом или кричать лозунги. К примеру, на площади "повязали" двух слесарей, которые пришли туда сфотографироваться с ёлочкой. Не знаю, составили ли в итоге на них протоколы, но в автозаке от елочки увезли точно, – говорит координатор штаба Навального во Владивостоке Екатерина Остапенко.

Позже "ОВД-Инфо" сообщил о третьем пострадавшем при задержании: по словам очевидцев, задержанного били электрошокером, заставляли стоять "звездой" и били по рукам, не давая опустить руки.