Уголовное дело об истязаниях (ст.117 ч.2 п."д" УК РФ) заведено в связи с пытками заключенных колонии №15 Ангарска. Об этом редакции Сибирь.Реалии сообщили правозащитник Петр Курьянов и создатель общественной организации Gulagu.net Владимир Осечкин.
По словам Курьянова, о возбуждении второго дела (первое - превышении полномочий было заведено ранее) следователь сообщил адвокату Светлане Яшиной по телефону. "Завели 1 февраля, но копию документа еще не выслали. О задержании подозреваемых пока информации нет. Некоторых сотрудников изолятора №6 отстранили от работы", - сообщил Курьянов.
По данным Осечкина, подозреваемыми по делу об истязании (ст.117 ч.2 пункты "д" и "е" УК РФ) проходят начальник одного из СИЗО, а также "разработчики" из числа заключенных из СИЗО-1 и СИЗО-6. "Также ещё одно дело возбуждено по пункту "а" ч.3 ст.286 УК РФ по факту превышения полномочий с применением насилия пока в отношении неустановленных сотрудников СИЗО-1 и СИЗО-6 и оперативного управления ГУФСИН", - сообщил Осечкин.
16 февраля стало известно об увольнении из УФСИН начальника иркутского СИЗО №1, известного из-за жалоб заключенных и задержанных на пытки, полковника Игоря Мокеева. На сайте ведомства главой СИЗО-1 указан уже другой сотрудник - врио начальника учреждения подполковник внутренней службы Сергей Шведков.
21 января стало известно о том, что ГУФСИН по Иркутской области отстранил от работы руководителей следственного изолятора №1 Игоря Мокеева вместе с начальником исправительной колонии №6 в Иркутске. В ГУФСИН это объяснили проверкой пыток в учреждениях ведомства, ранее подтвержденных омбудсменом.
Смотри также Иркутск: пострадавший от пыток в СИЗО назвал имена прессовщиков"Проверка подтвердила факт незаконных действий сотрудников СИЗО-1 и ИК-6 и возможных противоправных действий сексуального характера в отношении, минимум, двоих заключённых", - сообщили в ГУФСИН, добавив, что осуждённый "экстренно госпитализирован в областную больницу", но не уточнив дату госпитализации. В ведомстве сообщили, что проверка в учреждениях началась 18 января, и комиссия приняла заявления от подозреваемых, обвиняемых и осуждённых о противоправных действий сотрудников и следственно-арестованных СИЗО-1.
В конце декабря 2020 года редакция опубликовала интервью с сестрой заключенного Кежика Ондара, в котором Азияна Ооржак Ондар сообщила о жестоких пытках брата с использованием кипятильника. В ответ на запрос редакции уполномоченный по правам человека региона после личного посещения заключенного подтвердила, что "преступление действительно совершено" - в результате истязаний у Кежика была разорвана прямая кишка, ему сделали две операции, но он останется инвалидом.
По делу об изнасиловании Ондара обвинение по уголовной статье 132 ч.3 п."б" предъявлено четырём "разработчикам". "Расследование продолжается в отношении еще двух потенциальных подозреваемых. Кежик Ондар стонал, кричал и звал на помощь на протяжении 3(!) суток, но никто из администрации СИЗО-1 не остановил эти пытки и изнасилование. Разработчики, по показаниям Кежика, били его при инспекторе отдела режима СИЗО-1 (сейчас задержан), тот молча закрыл дверь, ухмыльнувшись. Старший оперуполномоченный СИЗО-1, поручивший это, взят под стражу", - прокомментировал Осечкин. По его словам, правозащитники намерены добиться возбуждения еще одного уголовного дела - о принуждении к даче ложных показаний (ст.302 ч.2 УК РФ).
- Бунт в ИК-15 Ангарска произошел в апреле 2020 года. Более 200 заключенных нанесли себе увечья в знак протеста против пыток. Всего пострадали около 300 человек. Тело погибшего заключенного было найдено под завалами после пожара в колонии. Кроме того, сообщалось о смерти заключенного в Воронеже, который в ходе беспорядков в колонии Ангарска получил перелом позвоночника. ФСИН отрицало эти данные.
- После бунта многих заключенных вывезли в другие колонии региона и в СИЗО-1. Там, согласно их заявлениям, из них пытками и истязаниями "выбивали" признания в организации бунта.