Как в Югре похищают нефть - расследование Радио Свобода

Нефть

Ежегодно в России расхищаются миллионы тонн нефти: примерно половина - при перевозке, остальное - через врезки в трубопроводы. Нефтяные компании получают искажённые данные по добыче, а бюджет недосчитывается миллиардов рублей. Об этом говорится в расследовании Радио Свобода о системе хищений нефти в Ханты-Мансийском автономном округе.

Бороться с расхитителями нефти в регионе, где добывается 40% российской нефти, особенно сложно, так как им, по словам собеседников издания, покровительствуют правоохранительные органы. Эту информацию подтвердили все опрошенные РС источники - бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, сотрудники служб безопасности нефтяных компаний в Нижневартовске, Сургуте и Москве и люди, близкие к ОПГ, а также ряд внутренних документов МВД и материалы уголовных дел, которые возбуждали против тех, кто оказывался на пути нефтяной мафии.

"Мы также изучили архив "Общественного телевидения Югры" – СМИ, уничтоженного ФСБ и МВД после ареста его главного редактора Эдуарда Шмонина. Материалы были изъяты при обысках и впоследствии потерялись во время следствия, но мы их нашли. На основании полученной информации можно с уверенностью утверждать: за последние годы основной структурой, которая контролирует хищения нефти, стала ФСБ. Впрочем, МВД, ГИБДД, ОМОН и даже Следственный комитет и судьи тоже в доле, так же как и службы безопасности нефтяных компаний и ЧОПы, охраняющие месторождения. Меняются начальники и сотрудники, некоторые даже садятся на скамью подсудимых, но система промышленного воровства продолжает функционировать. При попытках бороться с хищениями нефтяные компании встречают сопротивление в правоохранительных органах – дела против расхитителей возбуждаются с трудом, а если их и удаётся довести до суда, большинство обвиняемых получает небольшие или вовсе условные сроки", - сообщают авторы расследования.

Согласно полученной информации, при автомобильных перевозках расхищается до половины добытой в Югре нефти: операторы на "кустах" входят в сговор с преступными группами, которые покупают часть добытой нефти, а владельцам нефтекомпаний отправляют заниженную статистику по добыче.

Вторая половина похищенного "теряется" через "врезки" в трубопроводы. Газовый конденсат, или газолин, который образуется в газопроводах, похитители обычно перемешивают с бензином и продают на заправках в регионе.

Коррупционные выплаты со стороны похитителей тем, кто "курирует" ОПГ составляют, по данным издания, порядка двух миллионов рублей в неделю: 300 тысяч рублей - местным сотрудникам ФСБ, 300 тысяч рублей - в ФСБ в Тюмени, остальное в равных долях - начальнику ОВД города или района, УМВД в Ханты-Мансийске и службе безопасности нефтекомпании, на лицензионном участке которой находится врезка. Плюс оплата ГИБДД и сотрудникам ЧОПа.

На сотрудников МВД и журналистов, пытавшихся пресечь нелегальный бизнес, заведены уголовные дела. К примеру, глава нижневартовского РОВД Сергей Зинченко, рапортовавший о 18 врезках в нефтепроводы "Лукойла" и "Транснефти", уволен из ведомства.