"Мы не знаем, что делать". Власти запретили коренным народам Колымы заниматься традиционной рыбалкой

Коренные жители Колымы

Представители малых коренных народов Севера, живущие на Колыме, заявляют, что российские власти лишают их возможности заниматься традиционным промыслом. По их словам, новые приказы Минсельхоза и Регламент Росрыболовства лишат 43% коренных жителей Магаданской области "конституционного права на свои вековые традиции": им запретят вылов рыбы на льготных условиях. В интернете уже создана петиция на имя премьер-министра России Михаила Мишустина.

Автор петиции пишет, что изменившиеся правила подачи заявок на ведение традиционного рыболовства также коснутся и других регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Проблема – в том, что ряд поселков, в которых проживают представители коренных малых народов, не включили в Перечень мест традиционного проживания КМНССиДВ РФ. А значит, льготниками они не считаются. Жители региона говорят, что решение властей носит дискриминационный характер, а также может привести к снижению уровня жизни и волнениям.

"Рыба у нас в крови"

– У нас в общинах есть семьи, где 7 детей, где 9 детей. Понятно, что у них основной рацион – это рыба. Да что говорить, у нас у всех на Колыме основной рацион – это рыба. Мы кормим рыбой себя, кормим рыбой детей. Рыба у нас в крови. Если мы перестанем есть рыбу или, например, оленину, то будем меньше жить.

Ольге Глущенко 44 года, она возглавляет Магаданскую организацию коренных народов Севера. Предки Глущенко родом из Гижигинска – основанного в середине 18-го века города на Колыме, который полностью исчез в 20-е годы прошлого столетия. Ительменка по национальности, Ольга регулярно рыбачит традиционным для народов Севера способом: с лодки закидывает сети, а рыбу заготавливает на зиму. Малочисленные народы Колымы очень привязаны к своим промыслам. Зачастую для них это не только дань традициям, но и возможность выжить.

– И мороженую рыбу делаем, и солим, и коптим, и икру тоже заготавливаем. У меня в роду это идет из поколения в поколение. Кроме этого, я как руководитель общественной организации, да и просто неравнодушный человек, участвую в конкурсах на президентские гранты по обучению косторезному мастерству. Учим также детей изготавливать традиционные вышивки из бисера, представляем национальную культуру на всех площадках Магадана, – говорит Глущенко.

По закону представители коренных малочисленных народов Севера имеют право безвозмездно пользоваться ресурсами водоемов в рамках определённых квот. Для этого родовые общины и граждане подают заявки в Росрыболовство, получая билеты на право рыбачить. С 3 апреля 2021 года вступили в силу приказы Минсельхоза и регламент Росрыболовства, согласно которым правила получения разрешения на рыбалку значительно ужесточились. К примеру, Магадан не попал в перечень "мест традиционного проживания", поэтому представители коренных народов, живущие в городе, теперь не смогут рассчитывать на льготную традиционную рыбалку.

Оленеводство на Колыме

– В Магадане, Ягоднинском, Тенькинском, Сусуманском городских округах, в том числе в поселках Сокол и Уптар, Снежный, Дукча, Хасын, Стекольный, представители коренных малочисленных народов будут лишены возможности вести традиционный образ жизни. Сейчас примерно треть коренного населения (около двух тысяч человек) проживает в Магадане. Конечно, если они теряют возможность заниматься одним из промыслов, это колоссальный урон. Потрясающий урон, – говорит Ольга Глущенко.

Кроме того, из 28 родовых общин, занимающихся традиционной рыбалкой, 13 находятся в Магадане. Единственный способ сохранить право на промысел для горожан – переехать вглубь Колымы, откуда в последние годы жителей, наоборот, активно переселяли в столицу региона.

– Многих просто выселили из их сел. Власти и до сих пор это делают, последнее село, которые выселили, – это Атка (заброшенный поселок, жителей которого расселили. – С.Р.). Там тоже проживало коренное население. Сейчас получается, что власти нам предлагают вернуться обратно в села. В открытую нам чиновники говорят, мол, езжайте в свои родовые имения. А куда ехать-то? Мы написали письмо в некоторые инстанции, что людям, если ничего не исправить, придется переезжать в села, где одни развалюхи. То есть жить там, где стоят развалюхи, прописываться там. Это приведет к ухудшению условий проживания, к возвращению в прошлое.

"Времени уже нет"

Новые правила ведения традиционной рыбалки лишили возможности заниматься этим промыслом представителей нескольких национальностей, проживающих на Колыме.

– Я по национальности чукчанка, а чукчи, согласно постановлению правительства, здесь в Магаданской области, оказывается, не обитают, – говорит жительница Магадана Ольга Молчанова. – Не указали чукчей, камчадалов, эскимосов, хотя они тоже проживают на территории Магаданской области. И получается, что Росрыболовство не может нам выдать разрешения, потому что регламент не позволяет. Мы не знаем, что делать и как это все решится. Друг друга спрашиваем, но ясности пока нет. Все очень сильно обеспокоены. Времени уже нет. Сейчас апрель, в июне уже должна начаться рыбалка. Что они сейчас сделают, мы в полном замешательстве... Мы испокон веков занимались этим, а теперь они сказали, что все, нам больше не дадут. На дверях местного территориального управления Росрыболовства висит объявление об этом. Все ходят, его фотографируют, а что сделать-то? Куда пойти и попросить помощи? Много семей, у которых рыба – это основной рацион.

Колыма

В апреле в Салехарде проходит форум коренных народов, в ходе которого глава Росрыболовства Илья Шестаков заявил, что ведомство собирается максимально упростить порядок предоставления квот на вылов рыбы для представителей коренных малочисленных народов. Для получения льготы достаточно будет попасть в соответствующий реестр, а впоследствии не подавать заявок.

– Я, с одной стороны, однозначно за такие изменения, чтобы мы ловили рыбу без заявок. Но сама процедура попадания в этот реестр – это отдельная история… Я еще как человек, знакомый с компьютером, смогу это сделать: электронную подпись отправить или по почте. А наши старики из сел, что они будут делать? В общем, все друг на друга растерянно смотрят и не понимают, что делать. Ладно, мы в следующем году попадем, возможно, в этот реестр. А в этом году как? Никто не знает, – говорит Молчанова.

"Волнения будут нарастать"

По словам председателя Магаданской областной ассоциации коренных малочисленных народов Севера и этнических групп Севера Станислава Маниги, новые правила существенно осложнили жизнь всем коренным жителям Колымы. Он уверен, что изменения в регламенте о рыбалке носят дискриминационный характер.

– Да, я считаю это дискриминацией. Если внимательно ознакомиться с этими, так сказать, новеллами и сравнить их с предыдущим регламентом, то можно заметить, что каких-либо других категорий пользователей (промышленное рыболовство или любительское) изменения вообще почти не коснулись. Только коренные малочисленные народы и их общины. Сейчас община обязана предоставить нотариально заверенные копии документов всех своих членов, выписки из протоколов о принятии их в члены общины, заверенные заявления этих граждан о вступлении в общину, правоустанавливающие документы общины. А заверить одну страницу документа стоит минимум 300 рублей, по уставным документам – от 500 рублей. Нам предельно усложнили доступ к биоресурсам этой избыточной документацией. Чтобы получить доступ к рыбалке, общине, например, из 20 человек нужно несколько десятков тысяч рублей, – говорит Манига.

По его словам, отказ от традиционного промысла поставит многие семьи на грань выживания, поскольку цены на Колыме существенно выше, чем в среднем по России.

Коренные жители Колымы

– Есть даже такой анекдот: "Что у вас в Магадане посмотреть, чтобы прямо "вау"? – "Цены посмотри". То, что мы вылавливаем, а потом заготавливаем – большое подспорье для многих семей. У нас ведь выехал за Магадан, а там начинаются экстремально большие расстояния между населенными пунктами, бездорожье. Представляете, какие там цены? Поэтому с советских времен промысел и закрепляли за коренным населением. Включен Магадан в этот перечень или нет, все равно все понимают, что это территория традиционного проживания и хозяйственной деятельности.

Помимо петиции на имя Михаила Мишустина, которую уже подписали более тысячи человек, жители Магадана намерены обратиться во все заинтересованные структуры, попросить помощи у сенаторов, представляющих интересы региона. Активисты надеются, что до лета, когда начнется лососевая путина, им удастся что-то изменить.

– Честно говоря, пока даже осторожного оптимизма не наблюдается, глядя на действия федеральных властей. Хотя со стороны региональных властей мы поддержку ощущаем довольно значимую. Ну, и в Совете Федерации наши представители уже включились. Эти документы должны прекратить свое действие. Их нужно отправить на доработку с учетом реалий, истории региона, традиций. Дискриминационные пункты должны быть исключены, такие, как эта нагрузка в виде бесчисленных документов, – говорит Станислав Манига.

Колыма

– Народ, конечно, в шоке от такого регламента и всего, что за этим может последовать. Люди говорят, что надо сделать все, чтобы чиновники обратили на этот вопиющий факт внимание. Составили петицию. Не знаю, сработает ли она, но, возможно, обратят внимание благодаря ей. И естественно, звучат призывы, чтобы выходить на санкционированные пикеты. Сейчас ситуация в городе более-менее спокойная, но к лету, если все это не разрешится, волнения будут нарастать. Это приведет к нарастанию социальной напряженности и утрате доверия к власти, – говорит Ольга Глущенко.