В Нью-Йорке и Берлине в конце зимы прошли выставки антивоенных работ российских и украинских художников. Приуроченные к
началу полномасштабного военного вторжения в Украину картины рассказывают не только о реалиях военного времени – мобилизации и массовом отъезде из России, но и о том, как высмеивали художников, предупреждающих, что "дубинопись ОМОНа – начало конца".
"Дубинопись – это предупреждение о конце"
В Штатах выставку организовал бывший сибиряк, методично скупающий работы земляков и других российских художников, "за чью позицию не стыдно". Василий Даниленко уехал из Братска очень давно, а 13 лет назад переехал из Москвы в Лос-Анжелес, бросив хорошую работу в рекламном агентстве.
– Я собрал в конце февраля работы художников, работы которых актуальны и за позицию которых мне не стыдно в контексте всех событий. Оказалось, что здесь это было единственное такое мероприятие после начала войны. С работами российских художников, – говорит Даниленко.
Интерес был такой, что выставку пришлось стихийно продлить до марта.
– Я хотел сделать формат квартирника и просто собрать друзей. Но в итоге продлил еще на один день, и потом еще на один день, потому что желающих было больше, чем вмещало помещение, – вспоминает Даниленко.
Одна из картин волгоградского художника, известного острой арт-сатирой под псевдонимом Philippenzo (например, стрит-арт "Изроссилование"), была создана еще до войны, но со временем – из-за мобилизации и массового отъезда мужчин из России – оказалась даже более актуальной.
– Картина "Чешите, пока чешется" была создана за пять лет до начала войны – к групповой выставке "Монстрация. С новым 17-м!". Выполнена в формате гротескного двусмысленного лозунга с политическим подтекстом, затрагивающим тему эмиграции из России. Однако по-настоящему актуальной она стала сегодня, когда идёт война, после того как была объявлена мобилизация и границы РФ, казалось, вот-вот закроются. Холст как бы является последним предупреждением всем тем, кто хочет и еще пока может уехать, – говорит Philippenzo. – Немцова убили в 2015 году. Крым отжали в 2014-м. Путин пожизненно взошел на трон в 2012-м. Мне лично все уже было понятно. Однако большинство жителей нас, тех, кто еще тогда предупреждал о том, что страна катится в п**ду, называли демшизой, хихикая. Но после сентября 22-го даже таким стало все очевидно.
Сам художник из России уехал в октябре 2023 года, когда на него уже завели уголовное дело.
– Успел запрыгнуть в последний вагон. Так что картина актуальна и для моей личной истории. Этот призыв – "чешите" – он и сейчас справедлив. Пока не закрыли страну (а ее так или иначе закроют), у оставшихся еще есть возможность уехать.
О другой работе "Большой красный флаг" ее создатель и один из организаторов "Монстрации" Артем Лоскутов рассказывает так: это живопись, в которой инструментом для работы с краской служит полицейская дубинка.
– Все лето перед глазами – полицейские дубинки, которыми с удивительным остервенением *** [бьют] моих сограждан. Появилось желание отразить, зафиксировать ее в подходящем образе. Я искал подходящий инструмент для фиксации этих впечатлений в формате холста. Нашел в военторге – правда, без документов мне этот инструмент продавать отказались. Пришлось проявить смекалку и купить тонфу напрямую у росгвардейца. Он с легкостью мне ее продал, оценив в 800 рублей, – объясняет художник.
Под картиной, написанной в 2023 году, поясняющая надпись: "Холст, акрил, дубинопись".
– В твиттере сейчас в ходу мем "красный флаг" 🚩 — в значении тревожного звоночка, предупреждения об опасности, которое нельзя игнорировать. Так вышло, что красный флаг – это еще и флаг страны, где я родился. Страны трезвонящих тревожных звоночков. страны, которая вроде как была и закончилась, но теперь очевидно, что никуда не делась, – говорит Лоскутов. – Дубинопись – это предупреждение о конце. Рисование закончилось. Русская культура закончилась дубинописью. Таков мой artist's statement (заявление художника).
"Ненавижу нынешний политический режим в России"
Художник из Омска (имя не публикуем из соображений безопасности) на выставке был представлен сразу четырьмя работами. На одной из них два Ленина с котиками на руках пьют водку. На другой под названием "Никуда" милицейский воронок едет по разбитой деревенской улице.
Сам художник-примитивист, один из основателей галереи "Левая нога" в Омске, о своих работах говорить отказывается – мол, если надо объяснять, то не надо объяснять.
Год назад художника пригласили на беседу в Центр "Э", где ему задавали вопросы о его произведениях на религиозные темы, а также на военную тему, созданных им после начала вторжения России в Украину
Другой сибиряк (имя не называем также из соображений безопасности) – представитель течения "Сибирский иронический концептуализм" из Барнаула делом своей жизни называет "закрепление юмористического искусства в истории искусств". И сетует, что часто к юмористическому искусству относятся предвзято.
Его картина – оммаж на творчество Эрика Булатова, только на тему "СВО".
– Обожаю оммажи: если есть возможность в картине сделать отсылку на картину другого, более известного художника, я это делаю. Не люблю понятие экспертности в искусстве, поэтому никогда не участвую в премиях и прочих таких движухах, зато сам организую премии и аукционы с максимально низким входным порогом. Ненавижу нынешний политический режим в России, иногда делаю произведения на эту тему, но аккуратно, чтоб за жопу не взяли, – описал свое творчество художник.
"Прекрасная Россия прошлого"
В течение трех недель в берлинской галерее Iceberg шла выставка антивоенных работ молодых российских и украинских художников "2024.02", приуроченная к началу полномасштабного военного вторжения в Украину.
В лофте в самом центре города развешаны 24 работы. На стену проецируется видеоинсталляция – сменяющиеся картины и видео из не вошедших в непосредственную экспозицию.
Публики довольно много: в основном молодые люди 25–30 лет – айтишники, журналисты, художники. Выставку монтировали в спешке, и картины не аннотированы.
Авторство, название и замысел приходится выяснять у самих участников выставки. Куратор и организатор арт-события Владимир Шаламов говорит, что идея и, соответственно, название отсылают ко вполне очевидным цифрам: 24 февраля Россия начала полномасштабную войну в Украине. Военные действия продолжаются уже 24 месяца. А кроме прочего, уже 24 года Путин находится у власти.
– И еще один важный момент, – говорит Владимир, – я хотел сделать непосредственно художественную выставку. Для меня, скорее, важны были чувства и переживания художников в связи с этой трагедией, чем прямое воздействие – антивоенная агитация, плакат, лозунг, акция. В экспозиции есть и работы с вполне очевидным месседжем – жуткая действительность в окарикатуренном виде представлена на картине украинца Алексея Ковальчука "Груз 200".
В силу возраста участников (многие из них выросли в эпоху путинского правления) значимый мотив на выставке – потерянное или исковерканное детство.
– Важная игрушка моего младенчества – это неваляшка, – рассказывает художница под псевдонимом Izvoldar. – И нынешняя действительность ее исковеркала, обезобразила. И нынешняя игра, на которую смотрит ребенок, – это игра кровавая. Отсюда и надпись DOYOUWANNAPLAY (хочешь поиграть). Ребенка с младых ногтей приучают к этой безобразной игре.
Художница Лиза Пушкина ныне живет в Лейпциге. Она одна из немногих, кто выступает под своим именем и разрешает себя фотографировать. Ее работа называется The Sun.
– Мальчик на качелях – вроде бы символ беспечного детства. Но, обратите внимание, где должна быть динамика, движение, там статика. Он пойман в этот черный круг, обрамленный кремлевскими зубцами. Никакое солнце, кроме этого черного, ему не светит.
Яна Тараканова, живущая в Словакии, говорит, что ее картина "Мир прекрасной России прошлого" – это оммаж американскому художнику Энди Уайту, отсылка к его известной работе "Мир Кристины". Мир для нас, как для персонажа этой картины, распался на части. Но, при всей
фантасмагоричности нынешнего времени, прошлое – это тоже мираж. Но и в прошлом, если у кого и была надежда, то это тоже фантасмагория, ложь, игра воображения, Кремль посреди чистого поля.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.