На ряде российских трасс аварийность в прошлом году выросла почти на 80%. Эксперты Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России в своем отчете винят в этом международные санкции – пока, на их взгляд, дело в перераспределении транспортных потоков. Но в будущем, считают специалисты, ситуация усугубится из-за старения автопарка – опять же в результате санкций. Сайт Сибирь.Реалии разбирался в подробностях.
- В 2022-м было крупнейшее падение российского авторынка за всю его историю
- За год каждая пятая модель автомобиля исчезла с российского рынка
- Иран – единственная страна, которая делает машины хуже, чем Россия
- Почему разрешение на параллельный импорт не уменьшило дефицит авто
- Поставки в Россию подержанных машин из Японии выросли в 2022 году почти на 32%, цены на них достигли исторического максимума
- Купить машину сможет не каждый
Из-за того, что интенсивность деловых связей с Западом в первые же недели после начала войны стала резко снижаться, а со странами Востока – напротив, выросла, объем автоперевозок, преимущественно грузовых, стал смещаться в восточном направлении. Местные трассы оказались к этому не готовы. В результате на федеральной трассе А-320 (Омск – граница с Казахстаном) аварийность выросла в 2022 году на 76%, на Р-297 "Амур" (Чита – Хабаровск) – на 25%, А-321 (Барнаул – граница с Казахстаном) – на 20,8%, на Р-256 "Чуйский тракт" (Новосибирск – граница с Монголией) – на 9%, пишет "Коммерсант", ссылаясь на отчет НЦ БДД МВД.
Эксперты Научного центра безопасности дорожного движения также сообщают, что уже сейчас в России 25,6% (13 миллионов) легковых автомобилей, 41,1% (2,7 миллиона) грузовиков, 22,9% (0,2 миллиона) автобусов и 80,6% (1,9 миллиона) мотоциклов эксплуатируются свыше 15 лет. А чем старше машина, тем выше тяжесть последствий при ДТП с ее участием.
В первом квартале 2023 года в России продажи подержанных автомобилей выросли на 18%. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам прошлого года сократились на 58,8%, до 680 тысяч штук. Это стало крупнейшим падением российского авторынка за всю его историю.
Несмотря на бодрые заявления властей об открывшемся окне возможностей для импортозамещения, производство автомобилей ни разу за всю историю России не переживало такого кризиса, как в 2022 году. Даже во время мирового финансового кризиса в 2009-м в России было произведено 729 тысяч автомобилей – на 50 тысяч больше, чем за прошлый год. В остальные годы российским производителям всегда удавалось достигать планки в миллион автомобилей.
Какие марки ушли из России и чем их заменяют
За год каждая пятая модель автомобиля исчезла с российского рынка: по данным "Автостата", в 2021 году автодилеры в России продавали в общей сложности 618 моделей, а к началу текущего года их число сократилось до 486. Это произошло из-за массового ухода из страны иностранных компаний – так поступили большинство европейских, американских и японских производителей. Одни напрямую связывали это с войной против Украины, другие ссылались на связанные с ней логистические проблемы и санкции.
– Автомобильная промышленность в России объективно умерла, – отмечает журналист и автомобильный эксперт Сергей Асланян. – Так же, как и любая другая промышленность России, на протяжении последних десятилетий она шла по пути замещения всего отечественного импортным. Это было абсолютно во всем – станки, подшипники, автомобили, авторучки, компьютеры, телефоны. Точка невозврата была пройдена еще в 1973 году. Россия стремилась ничего не выпускать сама и сейчас не обладает технологиями, чтобы начать это делать. Не было ни одного российского автомобиля, который бы выпускался из отечественных комплектующих на 100%. У Нивы 20% комплектующих были импортные. Lada Vestа, в зависимости от того, как считать, до 60% была импортная. Lada Granta – примитивная, не имеющая право на существование машина, морально устаревшая в момент своего рождения – тоже была из импортных комплектующих. Сборка при этом тоже была иностранная – завод Toyota, заводы Nissan, Volkswagen, Skoda. И 24 февраля 2022 года иностранцы просто встали и ушли из страны, забрав свое. То, что они забрали, – это и была российская автомобильная промышленность.
Дефицит новых машин попытались восполнить китайскими моделями – их доля на российском рынке за год выросла с 15% до 18%. У китайского автопроизводителя Chery Automobile продажи автомобилей премиальной линейки Cheryexeed в 2022 году выросли на 264%, у Dongfeng Motor – на 213%. На 204% выросли также продажи у японского производителя грузовых автомобилей Hino. Также выросла доля Lada на внутреннем рынке – с 21% до 27,9%.
Самыми продаваемыми машинами в 2022 году стали бюджетные Lada Granta, Lada Vestа и Kia Rio. При этом у Lexus продажи упали в десять раз, у Volvo – в пять раз, у Land Rover, Toyota, Skoda, Volkswagen и BMW – в четыре раза.
При этом, как отмечает Асланян, "рост" Lada на внутреннем рынке – это спекуляция статистикой. Новые автомобили Lada не производит, а рост доли на рынке они показывают только за счет того, что все остальные ушли.
– В прошлом году завод Lada выпускал автомобили два месяца – в январе и феврале до начала войны. И они как раз заняли те самые 20–30–40–100–146% рынка, – говорит эксперт. – АвтоВАЗ тоже рассылает пресс-релизы, что они имеют долю по продажам, а дальше они показывают, за какой период. Раньше доля на рынке считалась по годам, сейчас – по дням недели. Они на полном серьезе пишут, что во вторник имели долю рынка – и дальше уже какая-то воодушевляющая цифра. Но нельзя считать температуру закипающего чайника на первой минуте, на второй минуте и на третьей минуте – можно только после закипания. А они говорят: "Нет, минуточку. У нас в кастрюле температура сейчас ровно 5 градусов. Это рекорд! Через три минуты уже 60 градусов. Это какая диаграмма! Какие показатели!" Такой цирк. Это даже не наглая ложь, это уже психиатрия.
Смотри также "Даже в Иране такого нет". Автомобили в России становятся роскошьюО планах начать продажи заявляли автопроизводители из Ирана и Вьетнама. Особенно амбициозные намерения демонстрирует иранская Saipa: уже летом в России собираются начать продавать три модели этого бренда, открыть 120 автосалонов и даже организовать сборку автомобилей в Петербурге. Авто этой марки станут одними из самых доступными по ценам для российских потребителей – от 1 до 1,7 миллиона рублей.
– Иран – это единственная страна, которая делает машины хуже, чем Россия, – утверждает Асланян. – Вьетнам делает машины лучше, чем Россия. Монголия делает лучше, Кыргызстан делает лучше. Иран делает хуже. У них нет выхода: Иран покупает в России Су-35, нужно чем-то оплачивать.
Эксперты "Автостата" также раскритиковали иранские модели, назвав их "морально устаревшими", хотя они и выигрывают у "Автоваза" в безопасности (даже в базовых комплектациях обязательны подушки безопасности).
Как отмечает директор государственных компаний "Автодом" и "АвтоСпецЦентр" Владимир Желобов, в этих моделях руль без кнопок, стрелочная приборная панель, несенсорная магнитола и ручная настройка кондиционера – это оснащение, по словам эксперта, не будет стоить своих денег.
Цены и качество оставшихся в России автомобилей
Для спасения авторынка власти приняли два крупных решения: разрешили производить "упрощённые" модели автомобилей, собранных по нормам 1990-х годов (без, например, подушек безопасности и системы автоматического оповещения экстренных служб об аварии) и декриминализировали параллельный импорт.
Из менее глобальных решений – власти разрешили производителям ставить в автомобили двигатели экологического класса "Евро-0" с выхлопом по нормативам 1988 года. Они были запрещены в России еще в 2002 году. Производителям также разрешили не устанавливать системы, к которым у них нет доступа из-за санкций или дефицита чипов. К таким относятся антиблокировочные системы (ABS) и системы контроля устойчивости автомобиля (ESP).
Разрешение на параллельный импорт также не улучшило ситуацию. Автодилеры называют его неприменимым к бюджетным автомобилям: в результате высокой себестоимости самой схемы параллельного импорта ввоз недорогих машин попросту невыгоден автосалонам.
– Параллельный импорт в первую очередь рассчитан на автомобили среднего и выше среднего класса. То есть на людей с достатком, – говорит президент Национального автомобильного союза России Ян Хайцеэр. – Цена складывается из стоимости автомобиля, затрат на логистику и курса доллара. Даже привычные автомобили, например японские пикапы, увеличились в цене практически на 50%, а то и более. А если речь идет о премиальных машинах европейского производства – BMW, Mercedes, Audi и так далее, то объемы продаж резко снизились, потому что завозят модели класса выше среднего. Вся сложность логистики не будет компенсирована стоимостью доступного автомобиля, поэтому завозят только премиум для людей, которые готовы и могут заплатить.
По данным "Автостата", за 2022 год в России было продано около 75 тысяч импортных машин, завезенных через параллельный импорт. Абсолютное большинство из них были премиум-класса.
Цены растут и на официально ввезенные зарубежные автомобили, которые еще остались в российских автосалонах. Как рассказал Сибирь.Реалии продавец одного из автоцентров в Новосибирске Александр, цены росли всегда, но за прошлый год темпы подорожания ускорились.
– За семь лет Hyundai Solaris вырос на миллион, стоил 800 тысяч, сейчас 1,8 миллиона. В прошлом году цены поднялись значительно, "прилипло" на ценник 300–400 тысяч рублей. Разброс цен большой. Пример недорогой машины – Ford C-MAX за 650 тысяч, английская сборка, 2007 года. Гарантия существует на все машины, на эту – год, это минимальный срок. Автомобили поновее – 2015–2017 года уже около миллиона. Solaris с автоматом, Skoda Rapid, например. За эту же цену Lada 2018 года, – говорит Александр.
По его словам, из новых машин (2022 года) в ассортименте только китайские и немного корейских. Европейские, американские и японские уже не завозят. Машин производства 2023-го в салоне пока нет.
Смотри также "Как в Советском Союзе". На каких авто теперь будут ездить россияне– Цены выросли за прошлый год и растут еще с периода пандемии. Это была общемировая тенденция – рост стоимости автомобилей многих брендов составлял 15–20%, – отмечает Ян Хайцеэр. – Эта тенденция осталась, потому что дефицит комплектующих (в первую очередь микрочипов) сохраняется. В 2022 году тенденция усугубилась. В среднем бюджетный автомобиль стоил в районе миллиона рублей. Сегодня аналогичные стоят порядка 1,5 млн. Китайские автомобили дороже своих прежних цен как минимум на 30%. Даже отечественные машины подорожали – рост цен до 40%.
Китайские производители хотят заработать по максимуму на отсутствии конкуренции, так же происходит и с отечественными производителями. На повышение цен их подстегнул и валютный курс, потому что в комплектации автомобилей и поставке запчастей есть валютная составляющая. Инфляция, соответственно, никуда не делась, – заключает автоэксперт.
Ассортимент в автоцентрах России постепенно сокращается. Всего в России их около 3 тысяч. Вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Алексей Подщеколдин утверждал в конце прошлого года, что по всей стране осталось несколько десятков тысяч новых машин. А уже во второй половине апреля "Известия" сообщили, что в России практически исчерпаны запасы новых иностранных автомобилей средней ценовой категории. Российские представительства Volkswagen, Kia, Skoda, Citroen, Opel, Renault и Hyundai на своих сайтах предлагают чуть более 300 таких машин – речь идет в том числе о машинах под заказ, которые еще надо ввезти в страну.
Исчезла из салонов и бюджетная отечественная Lada Vesta – последний экземпляр продали в июле прошлого года. Производство этой модели было остановлено год назад. Vesta выпускалась в Ижевске, а в августе "АвтоВАЗ" перенес производство в Тольятти и обещал выпускать обновленную версию модели Lada Vesta NG. Цена на нее, соответственно, будет выше.
Ситуация на дорогах и на рынке вторичных автомобилей
В условиях падения реальных доходов россияне все чаще стали выбирать подержанные машины вместо новых. Хотя и их в 2022 году россияне покупали реже – по итогам года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России упал почти 19% по сравнению в 2021-м.
Рынок подержанных автомобилей начал расти в январе 2023-го – впервые с осени 2021 года. За месяц продажи выросли на 7% в годовом выражении, была продана 361,1 тысяча машин. Каждый пятый проданный автомобиль был российской марки Lada, на японскую Toyota пришлось 12% продаж, примерно столько же пришлось на южнокорейские Hyundai и Kia, продажи моделей японской марки Nissan составили 5%. К концу третьего квартала 2023 года рынок "автовторичек" вырос уже на 18% в годовом выражении.
– Вторичный рынок чуть более живой, он всегда в 3–5 раз больше первичного во все времена, во всех странах, – отмечает Асланян. – Но вторичный рынок страдает от своих проблем. Главное – это ресурс тех автомобилей, которые там продаются. Раньше машины делали вечные, сейчас машины делают одноразовые. Раньше машину перепродавали по 20 раз, сейчас – если ты покупаешь подержанную машину, скорее всего, это конец. Об этом не принято думать. Принято бить себя кулаком в грудь и говорить: "Я тут себе фирменную иномарку купил, уж у меня она точно послужит". Это самообман.
Сильнее всего в прошлом году отличились японские предприниматели. Поставки в Россию подержанных машин из Японии выросли в 2022 году почти на 32% по сравнению с предыдущим годом, и Россия вышла на первое место по покупке японских автомобилей с пробегом.
Японские машины традиционно пользуются в России спросом, славясь своим высоким качеством – особенно на Дальнем Востоке, в частности, во Владивостоке и Хабаровске. Однако в 2022-м спрос на них был настолько высоким, что возникла нехватка судов, которые могли бы доставить автомобили в Россию.
Цены на японские подержанные машины в 2022 году также достигли исторического максимума: их продавали в среднем на 21% дороже, чем в 2021 году. Как отмечали японские эксперты, росту экспорта способствовало падение курса иены по отношению к доллару и евро и усиленная работа порта Владивостока – ввоз автомобилей из Японии и Южной Кореи через него вырос в 2022 году на 72% и достиг 197 тысяч машин.
Смотри также "Вернемся к технологиям времен холодной войны". Российский нефтегазовый сектор потерял машины и людейПовышенным спросом в России на подержанные автомобили воспользовался в том числе Китай, чей внутренний рынок перенасыщен новыми машинами. Чтобы стимулировать жителей Китая покупать их, китайским экспортерам облегчили правила перевоза подержанных машин через пункт пропуска из Суфэньхэ во Владивосток. С ноября прошлого года этим путем было перевезено уже более сотни иномарок с пробегом.
– Раньше, чтобы экспортировать подержанные транспортные средства, нам приходилось ездить в Харбин или Чанчунь (оба примерно в 500 километрах от Владивостока. – Прим. С.Р.). Теперь эти процедуры можно выполнить в Суйфэньхэ (в 155 километрах. – Прим. С.Р.) в упрощённом режиме одного окна, – говорит представитель китайской компании-экспортёра "Шода" Ван Шуан.
Однако в Приморье на продукцию китайского автопрома нет ажиотажного спроса, поскольку средняя цена подержанных китайских автомобилей, которые по качеству уступают японским, здесь составляет около 2,5 миллионов рублей.
– Доля машин, которые приходят на вторичный рынок извне, небольшая. Обычно это машины, которые где-то в стране и купили. Сейчас туда потихоньку приходят машины из Европы, Америки, из Японии – чуть больше, и из Китая, – поясняет Асланян. – При этом китайские машины приходят не по дилерским каналам, они приходят точно так же, как это было у челноков в 1990-е годы. Едет какой-нибудь Вася в Китай, хватает там Changan, Liebao и Lifan и торгует ими на рынках Ростова, Владивостока и Новосибирска. В случае если они проданы, они попадают в статистику. Если они не проданы – он банкрот.
Улучшения ситуации на автомобильном рынке в ближайшие годы ожидать не стоит, уверен Асланян.
– Процветания не предвидится. Автомобильный рынок постепенно будет сужаться и придет к ситуации Советского Союза, когда не каждый мог купить себе машину, – резюмирует Асланян. – В нулевые машину мог купить каждый, даже если у него было совсем мало денег, потому что были кредиты, были дилеры, вторичный рынок – было бы желание. При советской власти ты этого делать не мог: были даже богатые люди, которые не могли купить себе машину. Россия возвращается к Советскому Союзу и в политике, и в экономике, и в репрессиях, и в том числе в автомобильном рынке.