Расследовательский проект "Система"
Официальная версия ФСИН гласит, что к Алексею Навальному, потерявшему сознание 16 февраля, "незамедлительно" прибыли врачи колонии, а затем их сменила бригада скорой помощи. Однако источники "Новой газеты. Европа" утверждают, что "непонятный кипеж" в ИК-3 в ЯНАО начался еще накануне вечером, а о смерти Навального в колонии знали уже утром 16-го, а не днем. Если это так, Навальный находился под наблюдением врачей колонии значительно дольше, чем утверждают власти.
Как оказывают помощь заключенным в колонии, где содержался Навальный? В поисках ответа на этот вопрос расследовательский проект "Система" изучил судебный архив и другие открытые источники.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
За медицинское обеспечение ИК-3 и еще тринадцати колоний отвечает медико-санитарная часть №11 ФСИН, которую возглавляет 48-летняя Светлана Солопова. Она родилась в семье военного и врача и работает в системе ФСИН с 2006 года. Служба – "это когда ты оказываешь помощь осужденному, но воспринимаешь его как пациента и не смотришь на его статьи", говорила Солопова.
Санчасть ИК-3 – седьмой филиал МСЧ №11, которым, по официальным данным, заведует 46-летняя Татьяна Босикова. Бывшие заключенные ИК-3, с которыми поговорила "Медуза", утверждают, что Босикова уже не заведует частью и крайне нелестно отзывались о ней самой и своем опыте лечения в колонии.
Многие опрошенные жаловались на отказы в медицинской помощи. Аналогичные жалобы встречаются и в судебных решениях, которые изучила "Система".
Одним из тех, кто столкнулся с бездействием врачей, был заключенный ИК-3 Владимир Алексеев. Консультации невролога и психиатра в 2019 году он добивался через прокуратуру и суд. На бездействие врачей из ИК-3 в том же году жаловался Г. В. Варданян.
Заключенный с целым пучком заболеваний требовал через суд, Генпрокуратуру и уполномоченного по правам человека отправить его на полное обследование в больницу. Суд отказал, отметив, что "само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи".
Далер Тирамохиев сломал в ИК-3 левое бедро и в 2021-м просил у сотрудников санчасти предоставить ему постельный режим и дополнительный отдых на два часа, ограничить хозяйственные работы, отменить утреннюю зарядку, а также выдать трость, но получил отказ. Андрей Насобин утверждал, что по недосмотру врачей ИК-3 у него настолько испортилось зрение, что потребовалась операция, но суд решил, что тот виноват сам, так как вовремя не купил себе очки.
Впрочем, нельзя сказать, что врачи ИК-3 всегда бездействовали. Например, осужденному Андрею Гилеву с диагнозом туберкулез они провели курс антибактериальной терапии и даже санкционировали его лечение в ведомственной больнице в Ухте. Нюанс был в том, что до заключения Гилев был здоров и заболел туберкулезом в самой ИК-3. Этому, как в 2021 году указывал истец, способствовали холод, сырость, отсутствие горячей воды в умывальниках и сквозняки. Гилеву "удалили два сегмента правого легкого и установили инвалидность третьей группы". Бывший заключенный требовал компенсацию в 1,6 млн рублей, но суд отказал ему в полном объеме.
Кемала Хачирова тоже, вроде бы, отправили в больницу для лечения. Правда, выяснилось, что хирурги не в состоянии провести необходимую операцию. Хирурги – вообще слабое место больницы при медико-санитарной части №11. Из-за отсутствия доплат за сверхурочные часы они перестали дежурить в ночное время и выходные дни. В итоге с 16 до 8 часов в больнице ФСИН находились только дежурные фельдшеры. В 2018 году это привело к смерти одного из заключенных.
Дополнительная нагрузка на фельдшеров характерна не только для ведомственной больницы, но и для санчасти в ИК-3. Их могут привлекать к сверхурочной работе и систематически лишать отдыха, выяснилось после проверки местной госинспекции труда.
Управление ФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу сообщило о смерти Навального 16 февраля. По утверждению ведомства, политик "после прогулки почувствовал себя плохо, практически сразу потеряв сознание". Прибывшие в ИК-3 медики пытались реанимировать Навального, но тщетно.
Соратники Навального подтвердили факт смерти оппозиционера. В управлении Следственного комитета России сообщили о проведении проверки "по факту смерти Навального".