Следователи вручили обвинительное заключение журналисту из Прокопьевска Андрею Новашову, которого обвиняют в распространении недостоверной информации, дискредитирующей российскую армию. Об этом редакции Сибирь.Реалии заявил общественный защитник Сергей Чувичкин. Уточняется, что дело готово для передачи в суд.
Исходя из обвинительного заключения (есть в распоряжении редакции), Новашова обвиняют в дискредитации российской армии из-за постов "Вконтакте". В частности, речь идет об авторском тексте "Люди с большой буквы Z" и перепосте текста журналистки Виктории Ивлевой "Мариуполь.Блокада", которая перевела рассказ сотрудника Рады Мариуполя Петра Андрющенко о разрушении города в ходе операции российских войск.
Первый текст, полагает следствие, "подменяет цели и задачи российских войск на территории Украины, ДНР и ЛНР", "сравнивает российских солдат "оккупантами", показывает "Россию, как страну-агрессора, которая по аналогии с фашистской Германией "вероломно напала на Украину". Второй текст, по мнению следователей, содержит недостоверные данные о том, что российская армия атаковала Мариуполь "с помощью реактивной артиллерии всех калибров", вела "целенаправленную бомбардировку", проводила "непрерывную военную атаку, направленную на "уничтожение" мирного населения, в том числе детей и "разрушение" объектов гражданской инфраструктуры".
Кроме того, Новашову вменяют написание поста, в котором он сравнил жителей Прокопьевска с жителями маленьких сибирских городов в начале 40-х годов. "Понятно, что никакого чувства вины в их лицах не видно", - говорится в тексте.
Андрей Новашов в своих показаниях отрицает предъявленные обвинения. Он уточнил, что до сих пор не понимает целей и задачей "спецоперации" российских войск в Украине, поэтому не мог их подменить. По поводу ссылки на текст Пета Андрющенко Новашов пояснил, что тот находился в Мариуполе и имел возможность опубликовать достоверные данные о происходящем в городе, к тому же, некоторые международные организации также публиковали информацию об атаках россиян на Мариуполь. Сравнение прокопчан с жителями немецких городов журналист объяснил тем, что писал "о некоем экономическом кризисе, как о привычном повторяющемся явлении, не вызвавшим паники".
Кроме того, защита Новашова подала жалобу о признании незаконным проведение обыска, когда дома у журналиста изъяли телефон и рабочую технику. Суд 23 мая отклонил жалобу, но мотивировочная часть пока недоступна.
- Во время следствия Андрей Новашов находится под запретом определенных действий. 25 апреля суд запретил ему общаться с журналистами Сибирь.Реалии и "Тайга.инфо", на которые Новашов работал до начала уголовного преследования в качестве внештатного сотрудника. По словам Новашова, решение суда лишило его возможности заниматься профессиональной деятельностью и зарабатывать на жизнь. Ранее журналисту запретили пользоваться телефоном и выходить в сеть, а также посещать публичные мероприятия.
- Следователь, по данным телеграм-канала "Сетевые Свободы", предлагал Новашову "извиниться перед лицом вооружённых сил", но журналист отказался.
- Президент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода выразил обеспокоенность в связи с уголовным преследованием журналиста из Кемеровской области Андрея Новашова, который сотрудничает с сайтом Сибирь.Реалии.
- За публикацию статьи Новашова "У нас только опущенные и вязанные" о пытках в кемеровских колониях руководство трех колоний подало в суд на журналиста и представителей правозащитной организации "Сибирь правовая" и бывших заключённых. В итоге суд обязал Новашова в течение пяти дней после вступления решения суда в законную силу опровергнуть часть информации из этой статьи.