В бурятском поселке Онохой 64-летний детский тренер Валерий Яковлев высказался против спецоперации на Украине и дважды сорвал знак Z с двери сельской спортивной школы. Его слова о мотивах такого поступка вахтер школы записала на диктофон, а позже аудиозапись передали сотрудникам полиции. За публичную дискредитацию вооружённых сил РФ суд оштрафовал тренера на 90 тысяч.
23 марта в посёлке Онохой прошёл флешмоб "Zа наших". После этого на входе в детскую спортивную школу разместили латинскую букву Z. Увидев это, тренер Валерий Яковлев сорвал её. Но на следующий день буква появилась на двери вновь.
– И я ее опять сорвал, – рассказывает Валерий Яковлев. – На третий день, когда пришел на тренировку, мне вахтерша почему-то не захотела выдавать ключи от моего помещения, сказала, что ей запретили мне его выдавать. Я думаю, они меня так спровоцировали. Я сорвался и закричал: "Это за то, что я букву сорвал?! А вас спросили, меня спросили или детей спросили, хотят ли они эту букву видеть на дверях? Кто вам дал право ее от моего имени вешать?! Вот вы хотите, чтобы на ваши головы бомбы летели? Или на ваших детей? Вы что как бараны себя ведете? Если я против войны, значит теперь мне ключ не надо выдавать?!" Я дословно уже не помню, но примерно так говорил. А это все записали на диктофон. Передали полиции.
Потом меня вызвали в полицию. Держали до полдвенадцатого. И на следующий день еще 4 часа допрашивали. Появился какой-то начальник, начал меня сканировать, проверять. Спрашивали, какой я национальности. На следующий день какой-то подполковник приехал, тоже начал меня сканировать. Было не по себе – откровенно говорю. Было ощущение, что вытягивали клещами одно слово определенное, выясняя мои ассоциации, связанные с Z, чтобы потом связать это с армией. Я почувствовал, что хотят они вот эту статью 15-летнюю приковать ко мне. Но я доказывал, что никаких политических моментов не было, я просто не хочу связывать детей с этим знаком. От нее исходит какая-то опасность.
В полиции я сказал, что я не люблю вооруженные силы, не люблю маршировать, не люблю военную форму. Есть же такие люди, которые имеют такую точку зрения. На Доме творчества нет знака, на общеобразовательной и музыкальной школе нет, на доме культуры и детсаду – нет. На администрации даже нет! А на детской спортивной школе – есть! Почему? Я ведь веду секцию по стрельбе из лука. Я учу детей стрелять. Это стрельба! И я не хочу, чтобы они применяли свои знания. Ну, что тут непонятного? Не нравится мне буква эта. И да, она мне что-то напоминает.
Смотри также "Мы сейчас изучаем то, чего не было". Учителя истории уволили за беседу с учениками об Украине– Какова общая сумму штрафа, который на вас наложил Заиграевский районный суд?
– Меня привлекли сразу за три случая. За первые два, когда срывал наклейку. И за третий, когда появилась запись на диктофоне. 5 апреля Заиграевский районный суд Бурятии признал меня виновным по административной статье ч. 1 ст. 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых Сил РФ". Присудили заплатить по 30 тысяч рублей за каждый из эпизодов. Общая сумма штрафа составила 90 тысяч рублей. Срок на погашение дали два месяца.
После того как решение огласили, я сказал лишь: "Зато мне будет не стыдно перед детьми!"
– Ваша зарплата позволяет вам так быстро оплатить эту сумму?
– У меня зарплата в школе 18 тысяч, есть пенсия 9 тысяч – как у работающего пенсионера. Конечно, было неприятно. Подумал: придется продать лодочный мотор. Ну, или придется отдавать всю зарплату каждый месяц, а жить пока что на одну пенсию. Тем более что у меня в подполье лежит много картошки – проживу.
Но мои дети сфотографировали протокол и объявили сбор средств в интернете. Видимо, выкинули в какие-то мессенджеры. И мне пошли средства. И сообщения. Не могу их без слез читать, сразу ком в горле. Кто-то кратко вот пишет: "Для штрафа", "На штраф упырям", "За справедливость", "Держись братан!". Другие пишут: "Примите, с уважением и благодарностью", "Вы не один, спасибо за смелость и честь", "Всего Вам доброго, нормальные люди с Вами!", "Вы правы, спасибо вам", "Валерий – вы герой нашего времени", "Совесть – главное, что у вас есть", "Спасибо, вы пример для подражания", "Спасибо за мир, нет войне".
И ни одного негативного комментария. Посылали сообщения из разных городов страны. Это самое важное.
Как рассказывают мне мои дети, зато в адрес вахтерши комментарии повсюду отнюдь нелицеприятные. Но сам я не видел, у меня нет соцсетей.
В итоге за два дня собрали 200 тысяч вместо 90. Лишнее я отдал на благотворительность и попросил закрыть сборы.
– В поселке как-то изменилось отношение к вам?
– Некоторые при встрече, как обычно, говорят: "Валерий Анатольевич, привет". А другие проходят мимо, вроде как – не знаю тебя. Но, видимо, эти люди и раньше мне не были близкими. У некоторых в глазах вижу удивление. Мол, я не знал, что ты такой.
– Из Бурятии в этой войне погибает очень много солдат. В поселке это как-то обсуждается?
– Вы думаете, люди вообще знают? Они не знают. Информации такой нет в общем доступе. Я как-то раз подхожу к отцу двух сыновей призывного возраста. Их должны вот-вот вызвать в военкомат. Я спрашиваю: "Слушай, у тебя же могут забрать сыновей, они могут и погибнуть, что думаешь как отец?" Отвечает: "Ну, значит судьба такая". Я чуть не упал. У другого отца другая реакция. Говорит: "Я лучше с ним пойду и вместе лавку ограблю, с ним сяду. Он для меня сыном навсегда останется. Хоть уголовник, хоть кто". Такие мнения у людей.
Я видел в интернете паспорт человека, тело которого нашли в поле. У него была фамилия людей знакомых, из соседнего села. Я хотел позвонить им, спросить, их ли родственник. Но не смог. А потом узнал, что да, это он.
Как относиться к такому… Не могу говорить. У меня болит все! (плачет. – Прим. С.Р.)
– Иногда начинаешь разговаривать с людьми, а человек в ответ начинает с тобой разговаривать как телевизор. И сразу все понятно. Спрашиваю:"Ты что, телевизор смотришь?" Уже разговаривать не с кем. Разве что со старыми знакомыми. Раздражает человеческая глупость и нежелание во всем разобраться, неспособность быть независимым в своих суждениях.
– А вы откуда черпаете информацию?
– Раньше слушал "Эхо", теперь его нет. 20 телевизионных каналов есть в Онохое, но там все равно нечего смотреть. Редко включаю. У меня даже есть свой рейтинг каналов по степени лживости. "Звезда", "ТВЦ", ну и т. д. Есть и рейтинги по телеведущим. Их я воспринимаю бойцами передового фронта. Мощно работают. Миллионами людей гробят.
Я политикой не занимаюсь, никому не верю, сначала сравниваю, анализирую информацию. Пользуюсь интернетом, YouTube. Ищу экспертов как в политике, так и в экономике. Кстати, судя по прогнозам последних, нас ждут нелегкие времена. У меня земля, несколько гектаров, на которой я работаю уже много лет. Я на всякий случай закупил побольше семян и картошку. Нужно обязательно хотя бы покрыть расходы, связанные с сельским хозяйством: солярка, ремонт трактора, корм собакам.
Смотри также "Победить Путина у себя в голове". Буряты за и против "спецоперации"– Можно считать, что история, связанная с наклейками и вашими высказываниями уже закончилась?
– Теперь меня просят выступить в СМИ с заявлением, что я ошибся. Что западные СМИ раздули. Даже дали заранее написанный примерный текст. Я пока не знаю, как поступить. Ведь работу с детьми терять не хочется. Я люблю свою работу.
– Как вам кажется, почему с Россией случилось то, что случилось?
– Должна быть сменяемость власти. Восемь лет, два срока – это крайний срок. Каким бы ни был хорошим президент. Так должно быть в любой стране, для того чтобы не было диктатуры и коррупции.
– Вы сейчас, спустя время, все-таки не жалеете, что сорвали тогда эту букву Z и получили столько проблем за это?
– Когда я увидел этот знак, задумался всего на полсекунды. Потом размышлял, а почему я это сделал? Я долго размышлял... и открыл для себя такую вещь: когда я учился в 4–5–6-м классах, ненавидел Солженицына, ненавидел Сахарова. За что я их ненавидел в то время, я не знал. "Враги народа", "предатели". И спустя много лет, когда я прочитал почти всего Солженицына, когда узнал, кто такой Сахаров... Господи, как нам вбивали в башку эту глупость, дрянь! И я не хочу, чтобы это повторялось. Только и всего.