"Этот закон не регулирует, а запугивает". Журналист Андрей Новашов выступил с последним словом

Андрей Новашов

Журналист Андрей Новашов, обвиняемый по уголовному делу о "фейках»"о российской армии, выступил в суде с последним словом. Запись выступления Новашова редакции Сибирь.Реалии передал активист Виль Равилов. Журналиста судят за посты и репосты сообщений "Вконтакте" - в том числе, об атаках российской армии на Мариуполь. Обвинение запросило для него 11 месяцев исправительных работ.

Новашов не согласился с обвинениями, считая дело сфабрикованным. По его мнению, уголовное преследование является местью за журналистскую деятельность: обвинение приобщило к материалам дела фотокопии журналистских удостоверений и текстов на Сибирь.Реалии и "Тайга.Инфо", хотя они не имеют отношения к сути дела. "Я отказываюсь называть черное белым. В ходе следствия и суда не была доказана ни ложность информации, которую я опубликовал "ВКонтакте", ни тем более "заведомая ложность", - сказал журналист.

Ранее защита Андрея Новашова и он сам неоднократно заявляли, что репост Новашова в "Вконтакте" об атаках российской армии на Мариуполь нельзя считать "заведомо ложной информацией", поскольку его фактическое содержание невозможно опровергнуть - официальные данные о жертвах среди населения в ходе боевых действий в Украине официально не публиковались российской стороной. Делая репосты, Новашов не был знаком с официальной позицией России – брифингами Минобороны и заявленияеми Путина – поэтому его действия исключают "заведомость".

Андрей Новашов обратил внимание, что показания свидетелей обвинения совпадали почти дословно, а большая часть свидетелей знакома с сотрудниками центра "Э", которые занимались расследованием. Кроме того, часть свидетелей ранее давали показания против других кемеровских оппозиционеров. По мнению журналиста, уголовное дело инициировал центр "Э", причем экспертизу проводила сотрудница ФСБ Ирина Зубкова. "Другие доказательства тоже не убеждают. Не понимаю, чем занималось следствие два месяца. Ни моё местонахождение в момент публикации постов, ни гаджет, с которого сделаны посты, я не считаю установленными. Об этом подробно говорил на прошлом заседании. Всё моё уголовное дело можно описать словосочетанием, памятным с начальной школы – "подгон под ответ", - отметил Андрей Новашов.

Закон о "фейках" журналист назвал "надуманным" и "сочиненным в спешке", а также "мощным оружием по борьбе с пацифистами".

- Чтобы понять, что с этим законом что-то не так, достаточно посмотреть, какие наказания он предусматривает. По моей части: до трех лет лишения свободы, либо исправительные работы, либо штраф от 700 тысяч до 1,5 млн рублей. От 700 тысяч! Раньше такие штрафы были только для юрлиц (я говорю о статьях УК, под которые попадали журналисты и редакции). Уже порядок чисел говорит о том, что этот закон не регулирует, а запугивает. Ваша честь, я говорю об этом, чтобы вы задумались: всё ли в порядке с этим законом, под который я попал? Бывают ли такие законы вообще? Неужели Вас как юриста не смущает безразмерность и запредельная жёсткость этого закона? Неужели происходящее сегодня не напоминает репрессии сталинских лет? Неужели Вы не видите, что этот закон посягает на свободу слова и противоречит Конституции? - сказал журналист.

  • Новашова обвиняют в "распространении заведомо ложной информации о российской армии" из-за постов "Вконтакте". В частности, речь идет об авторском тексте "Люди с большой буквы Z" и перепосте текста журналистки Виктории Ивлевой "Мариуполь.Блокада", которая перевела рассказ сотрудника Рады Мариуполя Петра Андрющенко о разрушении города в ходе операции российских войск. Журналист отрицает вину. Следователь предлагал ему извиниться за опубликованные посты, но Новашов отказался. На период следствия и суда Новашову запретили общаться с редакциями СМИ, на которые он работал.
  • Андрей Новашов сотрудничал с Сибирь.Реалии, в частности, освещая нарушения прав заключенных в колониях Кузбасса, а также преследования правозащитников. Президент медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода выразил обеспокоенность в связи с уголовным преследованием Андрея Новашова.